
Изучение прошлого городов может многое рассказать не только
об их сегодняшнем облике, но и о традициях, привычках жителей, а также познакомить с удивительными фактами. Для этого достаточно просто выбрать в библиотеке книгу…
Шесть столетий назад два монаха покинули Свято-Троицкий монастырь – обитель Сергия Радонежского, направляясь к берегам Шексны, и при впадении в неё речки Ягорбы заложили храм Воскресения Господня. Имена «начальников святой обители» – преподобные Феодосий и Афанасий. Произошло это в 1362 году. Воскресенский монастырь – это зерно, из которого возник город Череповец. И можно добавить и Мариинскую водную систему, и Северную железную дорогу, и Череповецкий металлургический комбинат, ставший флагманом отечественной металлургии. О том, как из маленького городка с одной вымощенной улицей Череповец превратился в крупный город и приобрёл свой современный облик, и рассказывает книга «Череповец. Хроники провинциального городка» (16+). В книгу включены свыше пятисот фотографий, что даёт возможность составить историческую хронику города.
Сто лет назад репутацию Череповца создавали не заводы, как сейчас, а учебные заведения. Их было очень много. При нескольких тысяч жителей и одной «порядочной» улице здесь действовали технические и реальные училища, учительская семинария, женская гимназия, торговая и сельскохозяйственные школы, женское профессиональное училище. Не хватало только собственного университета. О том, почему именно в Череповце возникла уникальная система образования, о людях, трудами которых она создавалась, и о многом другом рассказывает повесть Константина и Михаила Рыбниковых «Черепане и черепанки Северных Афин» (16+).
Культура – это совокупность духовных, нравственно-эстетических, и материальных ценностей. Культура города или округа связана с его историей. Книга «Культура стекольного края» (16+) рассказывает о культурном наследии Чагодощенского округа. В исследовательских работах по истории района предполагается, что этническими предшественниками, населявшими район, были финно-угры и древние славяне. В результате сформировалась древнерусская народность. Символами духовной оседлости населения являлись приходские храмы. Предположительно храмов было пятнадцать. Приходские храмы с незапамятных времен выполняли нравственно-духовную, просветительскую миссию. Они были и остаются великим культурно-историческим и духовным наследием для будущих поколений.
Городу Чаронде по документам семь столетий. Судьба его, несмотря на отрешённость от мира, довольно беспокойная. Русские цари его постоянно кому-то передавали, меняли статус. К началу Смутного времени Чаронда и её округа была самостоятельной областью с воеводой и приказным аппаратом. Бродячие шайки поляков и литовцев после разгрома под стенами Москвы добрались до Чаронды. Вся округа была разорена. Только спустя десять лет Чаронда начала восстанавливаться от разорения, стала расти численность населения. В 1708 году указом Петра Первого Чаронда стала городом и вошла в состав Архангельской области. Опираясь на реальные события и людей, известный писатель, режиссёр и общественный деятель Анатолий Ехалов написал путевой очерк «Чаронда. Город, не знавший колеса» (16+). Путешествие в пространстве и времени в таинственный город Чаронду, овеянный легендами и преданиями, в образе которого зримо встаёт история России. Выстоит Чаронда – выстоит и Русский Север, как гласит древняя легенда.
С предложенными книгами вы можете ознакомиться в фонде Центральной библиотеки.
Ю. ФРОЛОВА,
библиограф Центральной библиотеки
Фото предоставлено автором