В преддверии Дня матери мне хотелось бы рассказать о прекрасной и трудной судьбе моей мамы Людмилы Александровны Шороховой.
Моя мама, в девичестве Стёпушкина, родилась в деревне Пехтеево Череповецкого района 2 августа 1926 года. Её мама, моя бабушка Капитолина Ильинична, трудилась в колхозе бригадиром, а её папа, мой дедушка Александр Васильевич Стёпушкин, был капитаном пассажирского парохода «Клим Ворошилов». Он перевозил пассажиров из города Рыбинска до посёлка Девятины Вытегорского района. Долгий маршрут с многочисленными пристанями, порогами, шлюзами занимал немало времени, требовал много терпения и сил. Поэтому в навигацию мой дедушка трудился целыми днями и редко бывал дома.
Беззаботное деревенское детство
В семье Стёпушкиных кроме Люды рос её старший брат Саша, а также сёстры: старшая, Тоня, и младшая, Вера. Забота о детях, хозяйство и домашние хлопоты в период навигации полностью ложились на плечи их матери Капитолины Ильиничны – главной хозяйки дома. Люда и остальные дети как могли помогали своей маме справляться с бесконечной вереницей хозяйственных дел и забот.
Летом к родителям Люды всегда приезжала в отпуск тётушка Анна – сестра отца. Она жила в Ленинграде, преподавала математику. Так уж сложилось, что она осталась одна, своей семьи не имела и поэтому старалась помочь семье брата в воспитании племянников. Приохотила девочек к рукоделию, учила их вязать крючком, а потом давала задание: сколько сантиметров кружева они должны связать каждый день. Иногда посылала их за покупками в магазин, который находился в соседней деревне. Однажды маленькие, ещё дошкольницы, Люда и Вера были посланы за сахаром и табаком. Нарядные, в новеньких ситцевых только что сшитых тёткой платьях девочки отправились в путь. Дорога в соседнюю деревню проходила через пастбище, огороженное забором, перелезая через который, девчонки, конечно же, зацепились подолами и повисли. Тонкая материя не выдержала, и новые платья местами порвались. Купив в магазине сахар и табак, девчонки сложили обе покупки вместе в один мешочек и вприпрыжку побежали обратно.
Как же им дома попало от тётушки! И за порванные платья, и особенно за то, что сахар и табак перемешались в мешке! К счастью, отец их в этот день оказался дома и заступился за дочек. «Ты сама виновата, – укоризненно сказал он своей сестре Анне. – Надо было дать девочкам разные мешочки, тогда бы такой неприятности не случилось». В общем, отец не дал дочек в обиду.
Но надо отдать должное тётушке: она приучила всех детей быть старательными, дисциплинированными, трудолюбивыми, учила их считать, решать задачи, любить книги, что очень помогло им в дальнейшем добиваться успехов в жизни.
Когда наступала осень, старшие дети, Саша с Тоней, уходили в школу в соседнюю деревню. Их мама Капитолина Ильинична рано утром топила печь, готовила обед, доила корову, запирала дом и уходила на целый день на работу. А младшие дети, Люда с Верой, весь день хозяйничали дома одни. Вере исполнилось три года, а Люде было пять лет. Детских садиков в деревне не было, поэтому маленькие дети были предоставлены сами себе. Они просыпались, завтракали тем, что оставляли им на столе старшие, а потом играли и, как умели, наводили в доме порядок: мыли калоши, печку. Как им казалось, так они помогали взрослым. Потом забирались на печь греться. Потолок в доме за отсутствием обоев оклеивали газетами, поэтому, лёжа на печи, девочки изучали буквы. Про те, которые не знали, спрашивали у старших, когда те возвращались из школы. Так незаметно Люда и Вера сами научились читать.
Проголодавшись, девчонки шли к печке. Люда подсаживала Веру, чтобы та добыла из чугуна суп. Вера босиком на корточках забиралась в печь, переминаясь с ноги на ногу, так как голым ножкам было горячо, черпала суп в блюдо и подавала Люде. Так, не дожидаясь старших, девчушки обедали и, довольные, ждали, когда под вечер все вернутся домой.
Когда навигация заканчивалась и особенно когда был в отпуске, Александр Васильевич во всём помогал жене по хозяйству, занимался с детьми, вечерами любил читать им книги, многие тексты заставлял учить наизусть, чтобы развивалась память. В доме очень дорожили патефоном: слушали пластинки с песнями Шаляпина и русские народные песни. Сохранилась даже фотография, где вся семья собралась вокруг патефона. Сейчас этот патефон в красном чемоданчике вместе с пластинками и этой фотографией находится в музее нашего города. Сам Александр Васильевич тоже очень неплохо пел, аккомпанируя себе на мандолине.
Наконец пошли в школу и Люда с Верой. Идти надо было вдоль берега реки в соседнюю деревню. Учебники носили в самошитных сумках. Зимой, идя из школы, на них же катались со склона берега к реке.
Деревенские дети жили дружно: вместе играли, бегали в школу, летом ходили на реку купаться, на лодке переправлялись на другой берег, где собирали в лесу ягоды. По соседству со Стёпушкиными жил мальчик Коля. Прозвище у него было Коля-девушка. А всё потому, что он постоянно нянчился со своими младшими сёстрами – их у него было шестеро. Коля умел выполнять всю женскую работу по дому: готовил еду, стирал, вязал крючком панамки сестрёнкам, кормил их и укладывал спать. Соседские девчонки воспринимали его как подружку: вместе ходили в школу, болтали, делились немудрёными девчачьими секретами. Лишь спустя годы выяснилось, что в детстве ему очень нравилась Люда.
Деревня, в которой жила моя мама, и другие деревеньки в округе располагались в красивейших местах по берегам реки. Река кормила и поила всю округу. Многие мужчины работали в пароходстве, дома у всех были крепкие, а семьи большие и дружные. Но в середине прошлого века у государства возникла необходимость строить Волго-Балтийский водный путь и все эти деревни попали в зону затопления. В 1938-1939 годах Стёпушкиным тоже пришлось покинуть любимую деревню, перевозить дом по реке. Места для переселения предлагали самые разные, но родители мамы решили переезжать в город Череповец, так как детям нужно учиться и получать профессии. Так закончилось мамино беззаботное деревенское детство…
Переезд в город и война
Переезд из деревни в город оказался сложным, трудозатратным. Дом разобрали по брёвнышкам, по реке перевезли на отведённый участок. Предстояло его собрать заново. Некоторые семьи переезжали на границу с Финляндией, в Выборгский район, но, не успев обустроиться до начала войны, попали в оккупацию и многие погибли. Семьям переселенцев, решившим остаться в Череповце, выделили по комнате в бараке. Спали на полу: вечером стелили матрасы, а утром убирали, иначе места для шестерых было маловато. Утром родители шли на работу, а младшие в школу. Люда в городе пошла в шестой класс, а Вера в четвёртый. Старший брат Саша поступил в военное училище – мечтал стать артиллеристом. Тоня же помогала по дому, ей надо было сготовить еду на всю семью, прибраться, выучить свои уроки. Учились все очень хорошо.
Так и жили, пока, наконец-то, не собрали дом. В городе жилось не так сытно и вольготно, как в их родной деревне: корову содержать негде. Правда, овощи выращивали на своём огороде, но всё равно многое приходилось покупать.
В конце тридцатых годов, перед самой войной, расформировали республику немцев Поволжья, расселили их по всем областям, многие переехали и в Череповец. Дети переселенцев ходили в национальных костюмах, им нужно было привыкнуть к северному климату, к русским школам, влиться в школьные классы. Их мамы часто устраивались преподавателями немецкого языка. Во всех классах появились новые ученики.
Когда в июне 1941 года началась война, Люде исполнилось почти пятнадцать лет, она перешла в восьмой класс. Их отцу, капитану пассажирского парохода, дали бронь как особо ценному специалисту. Надо сказать, что капитаном он был отменным, опытным, фарватер знал отлично, всю войну честно трудился на благо Родины. Мама трудилась в вагоноремонтном депо. Там разбирали повреждённые на войне составы и ремонтировали их, она очень уставала.
Саша окончил высшее военное училище, ушёл на фронт и погиб в первый год войны. В Череповец прибывали составы с ранеными, многие школы отдали под госпитали, а школьников перевели на трёхсменное обучение. Свет часто отключали, особенно темно было на улицах. На уроках, если пропадал свет, считали и решали задачи устно. В свободное от уроков и дел время школьники старших классов помогали в госпиталях.
Из блокадного Ленинграда доставляли жителей и подселяли их в каждый дом, в каждую семью. В мамину семью тоже подселили женщину с ребёнком, им выделили отдельную комнату. Мальчишек, окончивших девять классов, сразу забирали на фронт. Некоторые были ростом чуть выше винтовки. Из маминого класса ни один не вернулся с фронта: все погибли.
Война внесла свои коррективы в жизнь каждого, было холодно и голодно, но все старались выжить, работали, учились, помогали друг другу.
Чтобы немного подзаработать, Люда с Тоней собирали ягоды. Веру в лес не брали: она была худенькой и слабой. Её утепляли и отправляли продавать ягоды на рынке.
Тоня выучилась на учителя математики и начала обучать детей в сельской школе. В каникулы ей пришлось поработать на строительстве оборонных сооружений: туда привлекали всех девушек, которым исполнилось восемнадцать лет.
После окончания школы в 1944 году Люда стала помогать отцу: всю навигацию работала кассиром на пароходе. Попутно она поступила в Череповецкий пединститут на физмат. Страна нуждалась в учителях, поэтому обучали ускоренно, всего два года, и направляли в школу на работу.
Здравствуй, взрослая жизнь!
После окончания пединститута Людмилу Александровну Стёпушкину направили на работу в Горицкую школу учителем математики. Село Горицы расположено на берегу реки Шексны, и к месту назначения молоденькая учительница прибыла на отцовском пароходе. В руках держала небольшой чемодан с необходимыми вещами. Из нарядов в нём лежали всего два платья. Людмиле особенно нравилось синее. В этих платьях ей и предстояло ходить на работу. Так началась у неё самостоятельная взрослая жизнь.
Утешала мысль о том, что будет возможность иногда видеться с отцом, когда тот причалит в очередной раз к пристани, а летом заберёт её на весь отпуск домой. Ведь добраться до Череповца в то время можно было только по воде.
Но сначала следовало явиться в отдел образования, а он находился в городе Кириллове, в семи километрах от Гориц. Автобусного сообщения тогда ещё и в помине не было. Надо идти пешком, но в какую сторону? К счастью для Людмилы, в это время мимо проезжала подвода. Как оказалось, первый секретарь райкома приезжал в село по делам. Он и помог Люде добраться до районного отдела образования.
Вот так для Людмилы начались трудовые будни. Постепенно приобретался опыт ведения уроков, общения с учениками. А вскоре потребовался учитель математики в Кирилловскую школу и Людмилу перевели работать туда. Директор Кирилловской школы Иван Кириллович Быстров очень уважал педагогов, учил их работать, устраивал открытые уроки и во всём помогал, но в то же время иногда и строжил. В Кириллове молоденьким учителкам сняли комнату в частном доме. Вместе поселились Зоя Анатольевна – учитель русского и литературы, Зинаида Александровна – преподаватель французского и Людмила Александровна – математик. Они быстро нашли между собой общий язык, жили дружно и весело. Делились впечатлениями после учебного дня, иногда по-доброму шутили, вспоминая о проделках учеников. Одно огорчало молодых педагогов: у них не было будильника.
Однажды в школу должна была прийти проверка из отдела образования. Всем трём молодым учительницам предстояло провести открытые уроки, каждой по своему предмету. Накануне девчонки договорились, что придут в школу раньше всех и подготовятся к урокам. Утром, когда они зашли в школу, кругом стояла такая тишина, что они сначала подумали, что пришли самыми первыми и никого ещё в школе нет. А оказалось, что уроки уже пять минут как должны были начаться, ученики, директор и комиссия давно уже сидели в классах, не было только учителей. Трудно сейчас даже представить себе, какой стресс испытали все трое. Но зато этого урока им хватило на всю жизнь. Такое случилось с ними только один раз за все годы работы. Директор, как положено, сначала отругал за опоздание, а потом похвалил за уроки, потому что испытание было пройдено успешно.
С личной жизнью повезло
В мае 1950 года в доме напротив поселились новые жильцы: молодой симпатичный моряк со своей мамой и сестрой. Хорошенькая, невысокая ростом Люда сразу покорила сердце моряка. Они познакомились, стали встречаться, иногда ходили потанцевать в клуб или Дом культуры. Саша Шорохов прекрасно танцевал вальс: так было закружит Людмилу, что ноги у партнёрши пола не касались. Лёгкое и радостное это было время. До дома они обычно шли босиком: берегли обувь.
И вот учебный год закончился, настал долгожданный отпуск. Люда мечтала поскорее увидеть родителей и погостить у них. Саша пошел её провожать до пристани в Горицах. С ними увязалась дочка квартирной хозяйки, которая давно положила глаз на симпатичного моряка и мечтала его отбить. Всю обратную дорогу она болтала, стараясь понравиться, приглашала в кино, но у неё ничего не вышло. Саша сказал, что у него есть невеста и никто другой ему не нужен.
В августе Александр и Людмила подали заявление в ЗАГС, и 30 сентября, в день Веры, Надежды, Любови и Софии, расписались. Их брак оказался очень удачным и крепким: они прожили вместе сорок два года, воспитали четверых замечательных детей.
Поначалу молодые жили вместе с мамой Александра и его сестрой Тамарой. Через год у них родился первенец – сынок Володя. До года водиться с ним помогала бабушка, а потом малыша отдали в ясли. Через год с небольшим родился второй сын – Саша, а ещё через два года – дочка Оля.
Мамам раньше не давали длительных отпусков по уходу за ребёнком, декретные составляли всего два месяца, а потом женщины должны были выходить на работу, поэтому детей приходилось отдавать в ясли буквально с двух месяцев. Мамы лишь прибегали в ясли днём, чтобы покормить своих малышей грудью.
Когда в семье Шороховых родилась Оля, Вову взяли к себе на зиму череповецкие дедушка с бабушкой. К этому времени они уже жили вдвоём, поэтому решили помочь воспитывать внука. Вове исполнилось тогда три года. После зимовки у бабушки Вова с радостью вернулся обратно домой – уж очень он соскучился по маме.
Утром мама несла на руках крохотную Олю в ясли, так как детских колясок тогда тоже не было, а маленький Саша семенил рядом. Чтобы не отстать, держался за карман маминой кофты, да так крепко, что карман, бывало, постоянно отрывался. Старший сын Володя степенно шагал рядом с другой стороны. В яслях детям выдавали казённую одежду и даже пальтишки, чтобы гулять. Это облегчало мамам задачу, избавляя от стирки белья для малышей. А если случался карантин в саду, то группу закрывали для посещения, а воспитанники оставались в саду и на ночь до тех пор, пока все дети не выздоровеют.
Таскать на руках подраставших деток было непростой задачей. Легче становилось зимой: всю троицу мама сажала на санки и быстро доставляла в садик.
С тройкой детей – высшее образование!
Жить в съёмной квартире такой большой семье стало тесно, и поэтому Шороховы решили строить свой дом. Взяли ссуду на строительство, купили дом в деревне, перевезли его в город, заготовили материал. Постепенно дом строился, на его строительстве старались все. Всё свободное от работы время папа трудился на доме. Сыновья приносили ему в узелке обед и с аппетитом вместе с ним его съедали. Одному исполнилось пять, а другому четыре года.
Вскоре общими усилиями стройка успешно завершилась и вся семья переехала в большой, а главное собственный дом! Людмила, имея на руках троих детей, три года заочно отучилась в пединституте – уж очень ей хотелось, чтобы у неё было полное высшее образование!
Вова вскоре пошёл в школу, через год – Саша, а потом и Оля. Я была самой младшей в семье. Родилась зимой, в самые морозы, очень маленькой, поэтому домашние старались меня выходить и сохранить. Вечером со мной водились все по очереди, а днём я оставалась с бабушкой. В садик меня отдали лишь в пять лет, чтобы успела привыкнуть к детскому коллективу.
К тридцати пяти годам у наших родителей были дипломы об образовании, четверо детей, новый собственный дом и большие планы на будущее. Одну зарплату отдавали за ссуду, а на другую жили. Чтобы легче прокормиться, отец купил корову, привёл во двор и привязал к крыльцу, сам построил хлев для коровушки. Ухаживала за ней в основном бабушка, а остальные помогали. Держали большой огород, растили овощи. Теперь семья всегда была сыта.
Мама каждый день в школе вела по шесть уроков, домой приносила большие стопки тетрадей, весь вечер их проверяла и писала планы уроков. Ещё она подрабатывала в вечерней школе, в общем трудилась целые дни и ночи.
В шестидесятые годы мама стала преподавать математику в культпросвет — училище, была классным руководителем у группы библиотечного отделения. Она вспоминала, что девчонки при-
ехали на учёбу после восьми классов, на вид – дети совсем, и мама стала для них настоящей классной мамой, приглашала их к нам домой на пироги, чтобы побыли в домашней обстановке и немного подкормились. Папа тоже старался как мог, чтобы хватало денег на семью: он часто ездил в командировки, а мы ждали и не ложились спать до его приезда. Он привозил нам пряников или конфет, экономя для этого деньги на своих обедах.
После восьмого класса Вова, а потом и Саша поступили в Череповецкий лесомеханический техникум, получали профессии электриков, жили оба у бабушки Капитолины Ильиничны. К этому времени дом бабушки и дедушки попал под снос и им дали маленькую квартиру в центре города. А вскоре бабушка осталась одна, так как дедушки не стало.
Оля после окончания школы поступила в пединститут на физмат, как и мама, и успешно его окончила. Она тоже жила у бабушки.
Я дольше всех жила с родителями, так как после окончания школы училась в родном городе в Вологодском областном училище культуры на библиотекаря.
Мама очень любила свою работу, учеников, математику, старалась научить каждого, часто оставалась после уроков, чтобы дополнительно заниматься с отстающими учениками, причём бесплатно. Все говорили, что Людмила Александровна давала отличные знания по своему предмету – одному из важнейших в школьной программе. Благодаря ей многие её ученики успешно поступали в вузы и техникумы. Многие в нашем городе знают и уважают мою маму, даже те, кто не учились у неё.
К маме часто заходили соседки: кто – за советом, кто – давление померять, кто – за рассадой, а кто и просто поговорить. И для всех у неё находилось время, и всем она старалась помочь. Многие люди и до сих пор вспоминают её добрым словом. Светлая память маме – замечательной женщине, прекрасному педагогу и просто добрейшей души человеку Людмиле Александровне Шороховой.
А это мои стихи, которые я посвятила маме в разные годы:
Август за окошком
К нам пришёл с лукошком –
Спелою малиной,
Красною рябиной,
Свежими цветами –
Всё принёс он маме!
Чтобы не скучала,
Чтобы нас встречала,
Чтобы хорошела,
Пела, не болела.
Пусть заходят в гости
Взрослые и дети,
Лучше нашей мамочки
Нет на белом свете!
х х х
Мама, ты моя родная, что взгрустнула вдруг?
На лице твоём морщинки пролегли вокруг,
Пусть заботы и невзгоды убегут из глаз,
Пирогами и улыбкой ты порадуй нас!
Пожелаем много счастья и здоровья воз
И чтоб август долгожданный урожай принёс.
На чудесной колеснице пролетит пророк Илья
И подарит всем на свете тучку летнего дождя!
Сон
Мне сегодня приснилась мама:
У окошка меня ждала,
На дорогу смотрела упрямо,
Ту, которая к ней вела.
Повстречала своей улыбкой,
Обняла, за собой маня…
Поняла я, что в мире зыбком
Больше нет её у меня.
Душу сон растревожил очень,
Скоротечен так жизни век:
Быстро вдруг наступает осень,
Беззащитен пред ней человек.
Н. КУДРЯШОВА
Фото из семейного архива автора