С 2024 года при поддержке губернатора области Георгия Филимонова реализуется «Дорожная карта» по вопросам повышения качества жизни людей с инвалидностью. Она включает в себя в том числе комплекс мер по развитию инклюзивного образования.
В этом году региональным правительством выделено более 47 млн рублей на создание в школах и детских садах безбарьерной среды и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. В школах Кирилловского округа тоже продолжается улучшение условий обучения детей с инвалидностью.
В деятом классе Горицкой средней школы учится Виктория Маклакова, жизнерадостный, никогда не унывающий человек, увлекающийся бисероплетением и квадрокоптерами. Успеваемость у девушки хорошая. Это связано отчасти и с созданными в школе условиями для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Виктория учится вместе со сверстниками и таким образом получает образование наравне с одноклассниками. Передвигаться по школе Вике помогает Елена Владимировна Ермакова, являющаяся её техническим ассистентом.
Действительно, в школе продуманы все нюансы, чтобы для детей с ОВЗ не было никаких барьеров: вход в здание оборудован удобным пандусом и поручнями, внутри школы нет ни единого порога – по всему зданию можно беспрепятственно передвигаться с помощью ходунков и на коляске, а для удобного подъёма по лестнице имеется специальный аппарат «Барс», работающий по принципу лифта, поднимающий школьника вместе с коляской. Есть удобные перила у стен, чтобы можно было опираться на них при переходе по коридору в классы. Специально для учеников с ограниченными возможностями здоровья оборудована комната, приспособленная с учётом их потребностей: есть свой санузел и даже кровать, где можно отдохнуть.
Директор школы Елена Анатольевна Корнилова рассказала, что безбарьерная среда в школе начала создаваться ещё в 2015 году благодаря государственной программе «Доступная среда». Доступная среда – это образовательная среда, обеспечивающая возможность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Елена Анатольевна сама является специалистом по проведению адаптивной физкультуры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для этого она прошла специальное обучение.
– Для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью формируется специальная программа занятий с учётом особенностей его заболевания, – говорит Елена Анатольевна. – Учитываются медицинские рекомендации, и на их основе строится рабочая адаптивная программа. Подход к детям индивидуален.
Вика – активный участник всех школьных олимпиадах по разным предметам, имеет активную жизненную позицию. Кроме того, она принимает участие во внеурочной деятельности и состоит в историко-техническом клубе «Пегас» с самого момента его основания, так как увлечена квадрокоптерами. Она вместе с остальными участниками клуба снимала и монтировала видеоролики на разные конкурсы, участвовала в соревнованиях с применением агрокоптеров и занимала призовые места. У неё даже есть любимый квадрокоптер, который она называет Гошей.
Окружающие стараются, чтобы барьеров у Вики было как можно меньше. Она ходила в детский сад, в школе учится с первого класса. «Одноклассники мне помогают, если нужно. В классе отношения у меня сразу со всеми сложились хорошие. Быстро нашли общий язык. Есть с кем разделить интересы», – говорит школьница.
Условия для инклюзивного образования в Горицкой школе начали создавать ещё 10 лет назад, и на сегодня она считается одной из первых в области по качеству безбарьерной среды.
– Инклюзия – это включённость, и чем быстрее ребёнка удастся ввести в общественную среду, тем его жизнь будет лучше и качественнее, – уверена советник губернатора области эксперт в сфере инклюзии Анна Хрястунова.
Социализация и развитие способностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, патологиями и инвалидностью среди одноклассников – это важный момент не только для индивидуума, но и для всего общества. Дети дружат, помогают друг другу, проявляют заботу и уважение к ближним, становятся милосерднее.
Вика чувствует поддержку, заботу окружающих и поэтому у неё есть желание учиться. Она хочет построить карьеру в сфере финансов и по окончании девятого класса планирует поступать в колледж. Причём одним из основных критериев при выборе колледжа для неё будет безбарьерная среда.
На Вологодчине для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в детских садах, школах, организациях дополнительного образования, колледжах и техникумах создаются специальные условия с учётом особенностей их состояния здоровья. На законодательном уровне активно обсуждают формирование бесшовного образовательного маршрута для таких людей: детских сад, школа, вуз. Наша область стала участником пилотного проекта по созданию условий и разработке эффективного механизма для получения образования и трудоустройства молодёжи с инвалидностью и ОВЗ. Поэтому верим, что у Вики, как и у других детей, всё получится.
Мария ГОЛУБЕВА. Фото автора