Ранее неподалёку от Никольского Торжка были четыре деревни сокольих помётчиков. Занимались здесь жители очень древним промыслом: ловлей соколов.
Как известно, соколиной охотой тешились на Руси и государь, и бояре. Да и не только на Руси, но повсюду в мире. Например, в немецкой легенде о Лоэнгрине, рыцаре Грааля, есть реальный исторический персонаж – Генрих I, Птицелов. Прозвали его так за любовь к соколиной охоте (это первая половина X века).
Есть предположение, что на Русь соколиная охота занесена варяжскими князьями и что имя «Рюрик» (это летописный варяг, призванный ильменскими славянами княжить в Новгород) в переводе на русский язык означает «Сокол». Не случайно, что сокол – тотемный символ династии Рюриковичей. Также весьма часто он встречается и в качестве геральдического символа.
Атакующий сокол, обликом напоминающий трезубец, изображён на гербе Старой Ладоги – первой столицы Руси, где Рюрик правил в 862–866 годах. В славянской мифологии соколом изображали языческого бога Рарога – духа домашнего очага. Посмотрите, насколько почти идентичны имена «Рюрик» и «Рарог».
А в русских сказках, песнях «ясным соколом – ясмен соколом» величали добрых молодцев. В «Слове о полку Игореве» неизвестный гениальный автор 18 раз употребил слово «сокол» как символ смелости русских воинов, как символ вольной Русской Души. Былинный герой Волх Всеславьевич при охоте на птиц превращался в быстрого бесстрашного сокола.
Сокол – небольшая птица величиной с большого ястреба. Он не берёт добычу с земли, а бьёт на лету. Сокол способен увидеть жертву за километр. «От соколиного глаза никуда не укроешься!» – так говорит пословица о зоркости соколиных очей.
В Толковом словаре В.И. Даля пословиц о соколе очень много. Приведу ещё две. «Сокол мал, да удал» – эта самая известная. Вторая хорошо известна любителям застолий: «Первая рюмка колом, вторая соколом, а остальные – мелкими пташками». Видимо, русская традиция всё-таки советует остановиться на второй рюмке. Хотя…
Ещё о соколиной охоте. Охотники-сокольники использовали прирученных, специально обученных птиц. А сокольничий – один из старинных чинов княжеского двора, стоявший во главе соколиной охоты.
Сокол – очень распространённое мужское некалендарное русское имя-прозвище на Руси XIV–XVI веков. Имя это есть и в «Словаре древнерусских личных имён» Н.М. Тупикова. И совсем не случайно в настоящее время большое количество людей носит фамилию «Соколов». И, соответственно, довольно часты названия населённых пунктов, рек, гор. Например, город Сокол, деревни Соколье и Соколино. Да и Цыпина гора, говорят, когда-то звалась Соколиной (или Сокольей).
Согласно переписной книге 1710 года, сокольи помётчики жили в деревнях Большое и Малое Закозье на северо-западе волости, где им принадлежало 13 дворов. В Писцовой книге 1585 года упоминаются также деревни Данильцево и Немцово на реке Порозовице. Архаичный характер повинности жителей говорит о древности возникновения этих деревень. «И тех деревень давати оброку по старине по два сокола в год. А если не будет соколов, и им давати за два сокола рубль денег…»
Значит, в лесах волокославинских водились и соколы!
На память приходит легенда, связанная со святым Трифоном. Его изображают на иконах с соколом на плече. А история такая. Было это во времена Ивана Грозного. Царь уж очень любил-жаловал соколиную охоту. И вот раз отправился со своим сокольничим, как обычно, в густолесье подмосковное. Славно поохотились, да случилась беда: улетел-потерялся любимый царский сокол, птица, которой и цены не было. Разгневался Иван Васильевич, приказал казнить сокольничего! Да вовремя одумался. Сокол-птица стоит дороже жизни слуги! И сменил гнев на милость: отложил наказание до утра. Если, конечно, слуга не найдёт пропавшего сокола. И вот пробирается сокольничий по чащобам, по трущобам, зовёт-кличет подопечного, да всё попусту. Свободолюбивым оказался тот сокол! Под утро сокольничий выбился из сил, присел на поваленное дерево, вся жизнь промелькнула перед глазами.
И тут вспомнился ему святой Трифон, по молитвам которому не раз разрешались многие проблемы. Обратился сокольничий с горячей просьбой-молитвой к святому мученику. И… всё получилось! Свободолюбивый сокол смирился со своей судьбой, вернувшись к хозяину. О судьбе сокольничего история умалчивает.
А к святому Трифону обращаются христиане за помощью в болезнях, при потерях, в житейских делах.
Возвратимся к деревням Большое Закозье и Малое Закозье, где когда-то жили люди такой древней редкой профессии. Деревни стояли на Вологодском почтовом тракте, сейчас – на оживлённой автомобильной трассе. Первое письменное упоминание о деревнях относится к XV веку, к 1482 году. Почему Закозье? За рекой Козой, название – говорящее. А вот гидроним Коза – довольно загадочное именование.
Есть три версии. Первая – название такое от того, что это река – рассоха. Истоки у неё сразу из двух мест: из болота около бывшей деревни Крутец и из болота около деревни Борок. То есть своеобразные рукава, рога, как у козы.
Вторая версия – уж такая речка шустрая, петляющая, чем и отличается племя козлиное! Даже и название деревни Крутец на это намекает. Вот у Ю.И. Чайкиной в её словаре читаем: «Название деревни произошло от гидронима «крутой» – быстрый, стремительный».
Третья версия – название реки произошло от собственно русского некалендарного мужского личного имени Коза.
В словаре Н.М. Тупикова такая информация: в 1333 году в Новгороде посадником был Матфей Козка, а в 1667 году в Устюге следил за порядком пристав Коза Зубочихин. Было, значит, такое древнерусское имя. Как и Баран – Пороз. Припоминаете? А река Коза впадает в реку Лукинку, река Лукинка впадает в Порозобицкое (Благовещенское) озеро, а Порозовица – вытекает из Порозобицкого озера (Благовещенского). Так что есть о чём задуматься…
Вообще коза – животное своеобразное, с характером (быть козе на бузе!). Но в деревнях коз держали многие: молоко по жирности и вкусу не сравнишь с коровьим молоком. Да и кормов требуют в разы меньше.
Далеко не забыты они ни в сказках, ни в пословицах, ни даже в загадках. Козой называли резвую девку (сущая коза в сарафане!). Козой пугали несолощего ребятёнка (идёт коза рогатая, идёт коза бодатая, кто кашу не ест, молока не пьёт – забодает, забодает, забодает!). Ну а уж если выдрали как Сидорову козу – наказание выше среднего! Что сотворила эта коза, которая сама осталась в истории и хозяина прославила, – просто любопытно!
А помните ли известную с детства задачку-загадку про козу, волка и капусту? Как перевёз мужик эту тройку через реку на лодке, если помещались только двое? Попробуйте вспомнить и сообразить без подсказки!
Речка Коза для жителей деревни Шульгино ограничивала жизненное пространство, которое они называли «Козой» (микротопоним!). Например, так: пошёл в Козу за грибами, рубил дрова в Козе, рыбачил в Козе, косил послань в Козе, сушил сено на заливном лугу в Козе.
По этому поводу очень проникновенно, с большой душевной теплотой размышлял Анатолий Рудин, друг нашей семьи, одноклассник моего мужа, детство и юность которого, как и моего мужа, прошли в деревне Шульгино:
«Для нас Коза была всегда началом,
Путёвкой в жизнь, где Детство началось».
И дальше в своём стихотворении перечисляет то, что ему близко и дорого с Детства:
«Коза всегда снабжала нас грибами:
Волнушки, рыжики, обабки, кубари,
Белянки, сыроежки и серушки,
Моховики, опята, вешкари.
Корьё, жердьё, дрова, трава и колья.
Поскотина и послань, Тёмный Лес,
Рыбалка и Охота, Летний Отдых
И Старый Мост через Козу в объезд.
И Слава, Слава той Козе,
И вечная ей память за то,
Что жизнь далась нам так легко.
И благодарны мы ей все, как Маме.
Спасибо за парное Молоко!»
Как понимаете, заглавные буквы здесь совсем не случайны. Здесь и Душа, и любовь к родным местам, и самый смысл начала Жизни – Детства. Человек воздействует на место, жизненное пространство, но и место воздействует на человека, на его миросозерцание, приближает к пониманию высшей Истины.
Полагаете, что сказано слишком велеречиво? А вот задумайтесь…
Теперь об именованиях Большое – Малое. Вообще-то деревня Закозье – одна. Но она разделена ручьём Студенцом на две неравные части. Вот и вся загадка.
В 1866 году в деревне Большое Закозье было 20 дворов, 90 жителей, а в Малом – 15 дворов и 75 жителей.
В начале XX века в деревне Большое Закозье было уже 37 дворов, проживали 182 человека, а в Малом – 24 двора, жителей – 112. Занятия жителей – гармонное дело и земледелие.
Была часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери. Летом, в Казанскую, 21 июля, на гулянку собиралась в деревне молодёжь со всей округи. И пели-заливались гармошки! Что за праздник без гармошки, какая пляска или кадриль без неё? И звенели песни, частушки. Вот вам одна, девичья (частушка подарена Афоничевой Лидией, урождённой Чесноковой):
На весёлую гулянку
Дроли не явилися.
Видно, шли через болото –
Клюквой подавилися.
А вот хулиганская частушка парней:
Хулиган-мальчишка я,
Головушка отпетая.
Не любят девушки меня,
Наверно, из-за этого.
И двери открыты в любой дом: угостят ядрёным квасом, пивом, пирогами. Принято было «гоститься»: ходить в гости к родственникам в ту деревню, где праздник. Это и дружеское общение, и развлечения, и вкусная еда. И питьё, конечно…
У каждой деревни – свой праздник. В Закозье вот – Казанская, в Дитятеве – Тихвинская, в Краснове – Ильинская, в Васнякове и Шульгине – Иванов день.
В общем, целая система летних гуляний молодёжи, приуроченных к праздникам православного календаря. Да и не только молодёжи. И система эта сохранялась до шестидесятых годов прошлого века.
Хотелось бы ещё добавить об отношениях деревенских людей друг с другом. Деревня Закозье, как уже было сказано, расположена на Большой дороге (именно так называли жители тракт с Вологды на Кириллов). В 50–60-е годы асфальта не было, от Кириллова до Вологды на автобусе добирались часов за пять с остановками и с обедом в столовой в Новленском. Дорога шла через населённые пункты. И в каждом автобус подбирал и высаживал пассажиров. Жители дальних деревень ожидали автобус не на улице, а могли зайти в любой дом, чтобы укрыться от непогоды, отдохнуть. И это считалось в порядке вещей.
Деревня Данильцево расположена на берегу реки Лукинки. Ойконим относится к группе древних по происхождению, образован от еврейского мужского личного имени Даниил. Неполное календарное имя – Данилец. Суффикс -ец- очень характерен для южного Белозерья, поэтому можно сделать предположение, что поселение было основано славянами – выходцами из Белозерья.
В 1866 году в деревне 10 дворов, 75 жителей. В начале ХХ века в деревне было уже 24 двора, проживали 108 человек, занимались земледелием и изготовлением гармоней.
Ещё в семидесятых годах XX века здесь было отделение совхоза «Родина». А сейчас – умирающая деревня…
Деревня Немцово на реке Порозовице перестала существовать в XIX веке. Ойконим происходит от некалендарного мужского личного имени Немец. На Руси немцами называли иностранцев, независимо от их национальности. Вторая версия – первый переселенец был либо немым в прямом значении, либо косноязычным.
Такие вот нашлись сведения о сокольничьих деревнях.
Н. ЛЫСАКОВА
Фото из открытых источников