Во второе воскресенье июля свой профессиональный праздник отмечают работники почтовой связи.
Первые упоминания о почте встречаются в письменных источниках тысячелетней давности. Однако первая в России государственная почтовая связь появилась благодаря реформам Петра I. В 1693 году в Архангельске была заложена первая отечественная судостроительная верфь. Для организации устойчивого почтового сообщения царь-реформатор издал Указ об организации первой в России почтовой линии по маршруту Москва – Архангельск. В Указе регламентировались условия перевозки почты, ответственность за её сохранность, обязанности по строительству и содержанию дорог, оснащение постоянных дворов и даже форма одежды ямщиков.
Напомним, что самый короткий путь из Москвы в Архангельск в те далёкие годы проходил через территорию современного Кирилловского округа. Вполне возможно, что наши предки имели самое прямое отношение к созданию первой в России линии почтовой связи. В 1781 году в нашей стране был создан Почтовый департамент, первые почтовые ящики для сбора писем появились в России в 1833 году, а в 1857 году была выпущена первая российская почтовая марка. С начала ХХ века для доставки почты стала активно использоваться авиация. В годы Великой Отечественной войны в действующую армию и в обратном направлении ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. Такую громадную работу выполняли сотрудники почтовой связи.
Учитывая огромную роль почты в историческом развитии нашего государства, Указом президента РФ в 1994 году был учреждён День российской почты. Примечательно, что этот профессиональный праздник появился в год 300-летия создания первой российской почтовой линии.
Сегодня услуги почты предоставляются в нашей стране более чем в 38 тысячах отделений почтовой связи. Почтовики России ежегодно обрабатывают и доставляют более 2,6 миллиарда писем, около 400 миллионов посылок, а также более 500 миллионов экземпляров печатных изданий для подписчиков. Объём всевозможных платежей, денежных выплат, переводов, которые проходят через Почту России составляет 1,6 триллиона рублей в год.
Начальник почтового отделения «Кириллов» Оксана Маракасова подменяет оператора почтовой связи. «Так у нас кадровая проблема: не хватает операторов, – объясняет Оксана Сергеевна. – Тем не менее справляемся с задачами, которые перед нами поставлены. В принципе, они остались теми же, что и много лет назад.
Многие наши земляки получают на почте пенсии и иные денежные выплаты. Сейчас ведь возможно перевести денежные средства напрямую на карту получателя, однако люди старшего поколения по старинке предпочитают обращаться на почту. Происходит это, скорее всего, потому, что ветеранам необходимо общение, а здесь, на почте, они встречаются, разговаривают, что-то обсуждают. Вместе с тем наши почтальоны разносят пенсии и по домам – ветеранам.
Ежедневно на нашем почтовом отделении обрабатывается от 50 до 200 писем. Посылать письма друг другу в настоящее время люди стали значительно реже. В основном преобладает деловая переписка. К примеру, значительное количество писем отправляет Кирилловский районный суд и судебный участок мирового суда. Разносим адресатам письма и прочую корреспонденцию. Среди периодических изданий наибольшей популярностью пользуются газеты “Красный Север” и “Новая жизнь”».
Почтальон Наталья Победкина рассказывает: «Рабочий день почтальона начинается с того, что нам доставляется корреспонденция и мы разбираем её по своему участку. Наибольшее количество писем обычно бывает в понедельник, газету «Красный Север» разносим по средам, по пятницам – «Новую жизнь». Ежедневно разносим пенсии и квитанции по платежам за электроэнергию, газ, вывоз мусора. Кроме того, доставляем различные товары под заказ: конфеты, печенье, кофе, растительное масло, моющие средства.
Проблемы в нашей работе остались прежние: прежде всего это безнадзорные собаки. Конечно же, нас, почтальонов, обеспечили электронными отпугивателями собак, однако ультразвук действует на животных по-разному. Если собака трусливая, то она действительно убегает, но встречаются такие, на которых отпугиватель действует как дополнительный раздражитель, и собака становится ещё более агрессивной. Другая проблема заключается в том, что порой бывает негде оставить доставленную корреспонденцию. Люди построили добротные дома, красивые заборы, а вот повесить ящик, какие были раньше, «Для писем и газет» забыли. Бывало корреспонденцию приходилось скотчем приматывать к забору. Пользуясь случаем, обращаюсь к жителям города: пожалуйста, оборудуйте места, куда бы мы могли доставлять почту».
– Для почтальонов Татьяны Анатольевны Байковой и Натальи Владимировны Победкиной многие их клиенты стали как родные люди, – говорит начальник почтового отделения О.С. Маракасова. – Многие жители города, особенно ветераны, обращаются к ним по телефону и просят доставить продукты первой необходимости. Бывает, что ветераны сами заходят на почту, желая помочь почтальонам, и забирают корреспонденцию. «Сегодня вот оказалась в центре, нельзя ли самой забрать газеты, чтобы не ходить почтальону», – такую просьбу от наших добрых кирилловских бабушек можно услышать довольно часто. Заодно они расскажут, какие замечательные почтальоны трудятся на их участке. Ну а такое вот мнение людей – высшая оценка работы наших сотрудников.
Алексей КУЗЬМИН. Фото автора