В православной традиции Николай Чудотворец считается одним из самых почитаемых святых, покровителем моряков, купцов и детей, а также защитником невинно осуждённых. Нет ни одного храма Русской православной церкви, в котором не было бы образа этого святителя.
Не так давно в Казанском соборе появилась старинная икона Николая Чудотворца. О ней по благословению настоятеля Казанского собора протоиерея Владимира Колосова нам рассказала дарительница, пожелавшая сохранить своё имя в секрете: «Эта икона в нашей семье хранилась более ста лет. Мама рассказывала, что когда начались гонения на церковь, после 1917 года, иконы во многих храмах стали сжигать. Вот и в нашей деревне церковь закрыли и прошёл слух, что иконы будут уничтожать. Эта недобрая весть быстро разнеслась по всей округе. Моя мама вспоминала, что деревенские жители шли тогда к храму и видели, как небольшие иконы бросали в печку, а большие иконы, которые не влезали в печь, выносили на улицу и кидали в кучу для сожжения на костре. И люди тайно ночью хватали иконы, кто какие успеет, и прятали в лесу, чтобы потом забрать.
Также мама рассказывала: церковные сторожа всегда знали, когда именно иконы будут жечь, и они тайно сообщали людям об этом. А жители за эти спасённые от огня иконы отдавали мешки ржи, пшеницы, муки и других припасов, кто что мог достать. Вот так в нашей семье оказались две большие иконы из нашей церкви. Эта икона, которая последние 30 лет хранилась у меня, может из костра выхвачена, а может была обменяна. Об этом мама не рассказывала, потому что, наверное, и сама не знала. Одна икона с изображёнными на ней тремя святыми стояла в доме, а эта, которую я подарила в Казанский собор, изначально была у маминой тёти. И когда тётя умерла, эту икону мама забрала себе и хранила в амбаре.
Мне врезался в память один случай: однажды мой старший брат, который тогда учился в восьмом классе, пришёл домой и говорит: «Папа, мой классный руководитель сказал, что у кого в доме иконы будут, в комсомол не примут! Так что надо нашу икону убрать из дома, чтобы меня приняли в комсомол». А папа ответил: «Сынок, скажи своему классному руководителю, что не он вешал нам в дом икону, не он и убирать будет!» Я тогда ещё в школу не ходила, а этот момент запомнила очень ярко и на всю жизнь!
Та наша деревенская церковь до сих пор стоит, хотя все деревни вокруг уже нежилые, поэтому восстанавливать её некому. В прошлый год мы собирали деньги на перекрытие крыши. Этим занимался местный житель, чтобы сохранить хотя бы стены церкви. На большее нет средств. Наверное, она ещё долго не будет восстановлена. Поэтому я решила вернуть святыню в храм – отдать в дар в Казанский собор. Думаю, что это время пришло. В том, что икона святителя Николая Чудотворца помогает, я убеждалась очень много раз. Я рада, что икона теперь в Казанском соборе и у неё регулярно служится молебен. Теперь этот чудом спасённый от огня моими боголюбивыми предками образ будет в Кирилловском храме и святой Николай Чудотворец по молитвам верующих у этой иконы будет помогать всем просящим».
Вот такая удивительная история у иконы святителя Николая Чудотворца, у которой каждый может помолиться, придя в Казанский собор города Кириллова. А нам всем эта история может стать поучительным примером любви к Богу и почитания святынь нашими предками, не побоявшимися спасти икону от огня и хранившими её в доме даже в годы лихолетья.
Сейчас нет гонений на веру и церковь. И до сих пор мы можем слышать удивительные истории возвращения святынь в храмы, многие из которых, как и Казанский собор, до сих пор восстанавливаются и не оправились в полной мере от разорения с начала XX века.
Мария ГОЛУБЕВА. Фото о. Владимира Колосова