
Вологодская область, Кирилловский район,
Уломский сельсовет, село Улома или деревня Кобелево.
Наш сельсовет состоял из семи деревень: Улома, Прокунино, Фомушино, Великий Двор, Болванцы, Рябково, Дымково.
Моя деревня была центральной, в ней было 70 жилых домов, много овинов и сеновалов, амбаров и бань. Расположена деревня на берегу двух речек: Большой и Малой Уломки. В нашей деревне была красивая церковь, куда ходили молиться из всех семи деревень Уломы, школа, до революции церковно-приходская, после революции – семилетняя. Школа деревянная, очень красивая, обсаженная деревьями, коллектив преподавателей был очень хороший, в большинстве своём из наших деревень.
Мы любили лазить на картографическую деревянную вышку высотой 60 мет-
ров. В ясную погоду далеко было видно вокруг, а смотреть было на что – красивая окружающая природа.
Магазин сельпо обслуживал жителей всех семи деревень и проезжих.
Недалеко от деревни на лугах стояло несколько ветряных мельниц.
Деревню окружали поля и луга, леса и болота, богатые грибами и ягодами, имевшие свои названия и приметы. К примеру, бревенник – лес, где заготавливали брёвна для строительства домов, замошье – связано с заготовкой мха, гари – место после пожара, где образовались травянистые поляны и пасся скот, Высокая – высокое грибное место. Было даже место Чёртовая. Говорили, что кто-то когда-то видел там чёрта, там всегда было много груздей и волнушек.
Болота: Светлое, Гвоздыревское, Попово и другие.
Было ещё много названий мест и омутов на реке Уломке, которые не имели объяснений: Ширабей, Гвоздырево, Серьковская, Молоди, Дектерня, Матюшинская и другие. Я все эти места знал хорошо, любил собирать грибы, ягоды и охотился.
Очень хорошие и добрые люди жили в нашей деревне. Основные фамилии: Залогины, Пронины, Бурлаковы, Гвоздковы, Даниловы, Мошнины, Сальниковы, Ходулины, а также одиночные семьи –
Рябинины, Горушкины, Сергеевы и Михеевы.
Моя семья
Отец – Иван Иванович Бурлаков, 1902 года рождения, деревня Кобелево.
У отца было четыре брата и три сестры.
Мать – Анна Петровна, девичья фамилия Семгина, 1904 года рождения, деревня Фомушино. У мамы было пять сестёр и два брата, один из них – глухонемой.
Моя жена – Вера Петровна, в девичестве Целигорова, 1928 года рождения, деревня Прокунино, в двух километрах от Уломы. В деревне было около 40 домов.
Её родители: отец – Пётр Николаевич Целигоров (1885–1962), деревня Фомушино; мать – Наталья Григорьевна, девичья фамилия Поликарпова (1886–1956).
У Веры было четыре брата и две сестры. Старшая сестра Надежда Пет-
ровна была моей первой учительницей.
* * *
Население деревни Прокунино было хорошее. Основные фамилии: Ермаковы, Чурбановы, Черновы, Чикиновы, Родионовы, Осюковы и отдельные семьи – Поликарповы, Орловы, Целигоровы.
Деревня Фомушино
Родина моей мамы. Расположена между деревнями Прокунино и Кобелево на расстоянии 1 километра от этих деревень. Было в ней тоже около 40 домов. Я очень любил ходить в эту деревню в гости к моей тётушке Александре. Она и её муж Иван Антонович были для меня самыми лучшими родственниками.
Деревня очень красивая, и прекрасные жители, большинство из которых были Целигоровы, а также Комовы, Блиновы, Байковы, Лисовы, Исаковы, Аверьяновы и Семгины.
Деревня Великий Двор
От нашей деревни была в двух километрах, в стороне от Фомушино, между реками Славянкой и Уломкой. В ней жил мой лучший друг Ефремов Василий И., с которым мы учились и сидели за одной партой с 1-го по 8-й класс. Население деревни было очень хорошее, дружелюбное. Это Полыскины, Маленины, Мушины, Сильевы, Разинины, Ефремовы, Балычины, Сурины, Касьяновы, Мыловы.
Деревня Болванцы
Была в стороне, за лесом, примерно в трёх километрах от нашей деревни, на берегу реки Славянки. В ней было около 60 домов, население очень трудолюбивое, много было плотников, печников. Гнали дёготь из смолистых деревьев и бересты, который продавали потом по всему Кирилловскому району. В этой деревне жила мамина сестра Наталья. Она туда вышла замуж за Кузьмина Петра Кузьмича. Он был хорошим плотником, очень много ремонтировал и занимался перепланировкой нашего дома, причём всегда бескорыстно. В помощи никогда не отказывал.
Заселяли деревню Зябловы, Фомины, Петряковы, Сазоновы, Кузьмины, Пронины, Шипяковы, Назаровы, Александровы, Панины, Гордеевы, Новожиловы, Трифановы, Рогулины, Богатины.
Деревня Рябково
Расположена была от нашей деревни в сторону Кириллова. В деревне было около 30 домов. Там жила моя тётушка Аграфена, мамина старшая сестра. Она была замужем за Иваном Степановичем Галовым. Очень была добродушная тётя. Её сын, мой двоюродный брат Николай Иванович, для меня был самым лучшим братом. Он был очень великодушным и порядочным, все уломляне его уважали.
Жители деревни – Галовы, Рудеевы, Пудовы, Туркины.
Деревня Дымково
От нашей деревни 3 км, располагалась вдоль реки Уломки, было около 60 домов. Здесь в деревенской начальной школе около десяти лет работала учительницей Надежда Петровна, сестра моей жены Веры.
Жители деревни – Татауровы, Генераловы, Блиновы, Карташовы, Мозины, Картавины, Соколовы, Пыхулины, Филины, Кротовы, Кожины. Кроме фамилии, почти каждая семья имела прозвище. По прозвищам знали друг друга лучше и точнее, чем по фамилиям.
* * *
Моё детство и юность прошли в родной Уломе Кирилловского района. В Вологодской области возле Устюжны тогда была ещё одна Улома.
С 1-го по 7-й класс учился в Уломской НСШ. 8-й класс окончил в городе Кириллове. В нашей деревне в одном из лучших домов располагался сельсовет. Моя мама с 1939 по 1960 годы работала в нём: 6 лет секретарём, 15 лет председателем. Она была депутатом нескольких созывов, её очень уважали жители за честность, трудолюбие и человечность. В районе наш сельсовет был одним из лучших.
Население деревень работало в колхозах, было занято обработкой земли, выращиванием сельхозпродукции и содержанием скота.
Работа круглый год была тяжёлая, особенно в годы войны.
Я тоже работал в колхозе и в домашнем хозяйстве. С десяти лет уже умел косить и пилить, работать на лошади, пасти скот и выполнять другие работы.
Отец мой был одним из первых трактористов Вологодской области, затем – механиком, директором МТС в Череповце и главным механиком в области. За организацию ремонта танков и другой техники во время Великой Отечественной войны он был награждён орденом Боевого Красного Знамени в городе Череповце. Он не имел специального образования, но был очень трудолюбив и самостоятельно осваивал технику, которая только начинала появляться в сельском хозяйстве.
Все родные и близкие моих родителей – трудолюбивые, честные и порядочные во всех отношениях люди. Несмотря на тяжёлый повседневный труд, в деревнях отмечались праздники. Особенно хорошо отмечали Пасху, Казанскую, Рождество. На праздники варили своё пиво, готовили много разнообразной выпечки, самыми лучшими были рыбники. Моя мама всё это делала хорошо и вкусно. Затем родственники и соседи ходили друг к другу в гости, где их щедро угощали.
На 7 ноября в нашей деревне проходили демонстрация и митинг возле школы. На митинге обычно выступал директор нашей школы А.К. Брюшинин, человек глубокоуважаемый среди населения. По окончании митинга обычно проводился «колхозный праздник» – завершение работ по сбору урожая. У нас в колхозе были две бригады, каждая из которых отмечала этот праздник отдельно. Праздновали все – и взрослые, и дети. Организовывали праздник обычно в одном из больших жилых домов, где были хорошо накрытые столы. На столах буквально всё было заставлено различными пирогами, мясными блюдами, пивом и водкой. Все кушали и выпивали, кто чего и сколько хотел. Праздновали дружно и весело. Обязательно был гармонист, все пели и плясали. Я очень любил бывать на этих праздниках.
Религиозные праздники отмечались по сложившимся традициям. Самый главный праздник – Пасха отмечалась обычно лучше всех праздников. Ходили в гости к родным и близким. В нашей деревне во второй половине дня проходила гулянка. Собиралась молодёжь из близлежащих деревень, гуляли с гармошками, пели частушки и плясали. Частушки исполнялись на различные темы: любовь, измена, дружба, работа, здоровье, хулиганские, шуточные, под драку и другие. У девчат были свои девичьи частушки, у ребят свои. Редко какая гулянка проходила без драки.
Зимние праздники, такие как Рождество, Новый год, тоже праздновали. Но гуляний по деревне не проводили, а устраивали «беседы» в домах в вечернее время, с керосиновыми лампами. На беседах плясали кадриль под гармошку и тоже с частушками. Собиралась вся молодёжь из всех деревень, посмотреть приходили и пожилые жители той деревни, где была беседа. Я любил ходить на беседы, где плясал и пел частушки. Особенно весело проходили беседы в рождественские дни и в Святки, в течение двух недель ежедневно. В общем, жители не только отлично трудились, но и умели веселиться.
Родина всегда была и остаётся в памяти и в душе. Где бы я ни был, всегда её помнил, сравнивал и лучше, чем она, не находил места.
Очень жаль, что она попала в зону затопления при строительстве Волго-Балтийского канала и была снесена в 1964 году. Жители деревень разъехались в основном по Вологодчине, большинство – в Кирилловский район. Мы переехали в Череповец. Туда же переехали сестра Веры Надежда, брат Николай и сестра Мария. Из нашей деревни в Череповце обосновались и живут:
• Нина Владимировна Рогулина (Залогина). В деревне их называли Ярасины. Их дом был одним из лучших, стоял на берегу Уломки. Семья была большая дружная и трудолюбивая. Отец Нины Владимир был лучшим сапожником в округе. Погиб в Великую Отечественную войну.
• Дина Николаевна Гвоздкова (Цветкова). Мы с ней учились с 1-го по 7-й класс в Уломской школе, друзья детства. Их семья дружная и трудолюбивая, дом был очень хороший. Отец Дины был мастер на все руки, особенно в плотницком деле. Погиб в Великую Отечественную войну. Сестра Дины Нина тоже живёт в Череповце.
• Владимир А. и Дина А., братья Евгений, Алексей, Николай и Александр Гвоздковы (по-деревенски Варварины) –
участники Великой Отечественной войны, очень хорошие, честные трудяги, жаль, что их уже нет. В деревне эта семья была очень уважаема. Отец Александр Т. был одним из лучших пахарей и плотников.
• Василий Васильевич Гвоздков (Тишин). Участник Великой Отечественной войны, перенёс ранение. Очень хороший организатор, был избран председателем нашего колхоза, умело руководил им, его очень уважали жители. А до прихода с фронта председателем была мать Нины Владимировны Мозиной.
• Нина Кирилловна Смелова, двоюродная сестра моей жены Веры из деревни Фомушино. Она очень хороший педагог и воспитатель. Добродушный, порядочный, красивый человек.
• Анна Ивановна Целигорова из деревни Прокунино. Жила в соседнем доме с домом Веры. Её муж Александр был двоюродным братом Веры. Работал он на «Северстали». Анна Ивановна работала в торговле. Они очень честные и трудолюбивые люди. Имеют дачу в Карботке.
Я же до сентября 1946 года проживал безвыездно на родине, и никуда мне не хотелось выезжать. В годы учёбы каникулы проводил только дома. Работал по хозяйству, рыбачил и охотился. После окончания учёбы с 1950 до 1964 года, то есть до затопления, отпуск всей семьёй проводили только в родной деревне.
В Череповце ещё есть семьи из нашей деревни и соседних деревень моей родины, все живут нормально, трудятся. Я их всех ценю и уважаю.
Воспоминания А.И. Бурлакова (1925–2021)
Фото предоставлены Д. Гвоздковой
Дина Александровна Гвоздкова:
«В годы Великой Отечественной войны мы, маленькие дети 11-12 лет, возили сено для лошадей фронта в Сизьму, где была пристань. Там разгружали в скирды, а оттуда на баржах увозили на фронт.
Мои милые подруги: Нина Владимировна Пронина (по мужу Мозина), которая живёт в настоящее время в Суховерхове, и Александра Васильевна Пронина, которая жила в Топорне. Им было тогда по 11 лет, а мне 12. Они также считаются «тыловиками». Работали в колхозе, делали всё: сенокосничали, убирали хлеб, дергали лён, копали картошку, за это имели трудодни».