
Отец мой, Виталий Иванович Авдеев, родился в деревне Корса Пошехонского района Ярославской области в июле 1935 года в обычной крестьянской семье.
Когда Виталию исполнилось пять лет, его отца Ивана Александровича Авдеева призвали на службу. А вскоре началась война, с которой он так и не вернулся: пропал без вести.
Потянулись тяжёлые военные годы. Виталий с матерью жили вдвоём. Содержали небольшое хозяйство, выживали как могли. А из хозяйства-то и было у них всего пара куриц да коза. Но в те лихие голодные годы даже это было спасением. Папа говорил, вспоминая: «Если бы не коза, так мы и не выжили бы».
Война войной, а народ в деревне собирался, пусть и на редкие, но всё же праздники. Ходили друг к другу в гости, играли на гармошке, на балалайке, пели частушки, шутили, выпивали. Подобные увеселения назывались «беседами». Детвора (пацаны лет десяти, в числе которых был и мой отец) с нескрываемым любопытством смотрела на эти гуляния. Тут же могли и полакомиться пирожком или даже кусочком сахара.
Судьбе так было угодно, что отца сильно заинтересовала гармонь. Как она красиво и задорно звучала: ноги сами просились в пляс! А иногда вдруг песни лились под неё то грустные, то задушевные, то озорные. Благодаря местному гармонисту отец научился играть. Кнопки инструмента юный музыкант запомнил удивительно легко и очень скоро стал самостоятельно исполнять плясовую и частушки, а позднее на слух начал подбирать мелодии понравившихся песен. Бывало, соберутся селяне на беседу, а гармониста найти не могут. И идут тогда к отцу, просят поиграть. А его мать не отпускает: «Нечего бездельничать, делов дома полно!» Тогда они обращаются к матери: «Тётя Нюра, отпустите Витьку поиграть!» Ну та и согласится. А бате всегда было в радость повеселить местных жителей.
В конце концов мать, видя сыновью тягу к гармони, решила продать козу и купить ему свой инструмент. Для юного гармониста это было несказанным счастьем. Отец и в армию ушёл с гармошкой, и всю службу с ней не расставался: тогда парни служили ещё по три года. В 1956 году отец попал в Венгрию, угодил как раз в тот известный теперь всем военный переполох. Вернулся домой в 1961 году, женился, с семьёй переехал жить в Череповец. Всё у него было как у обычных людей: дом, семья, работа и любимица-гармошка, которая всегда была под рукой и сопровождала его на жизненном пути.
А потом захотелось бате самому попробовать сделать гармошку. Полностью, с нуля. Для того чтобы изготовить свой первый инструмент, он стал знакомиться с местными мастерами, выписывал книги. Но инструкций по изготовлению гармошек тогда не было совсем, ни материалов, ни инструментов было нигде не купить. А гармонных дел мастера своими секретами делились неохотно, всем подряд их не выдавали. И всё же постепенно, опытным путём отец изготовил инструмент сам из подручных материалов. И тут уж пошла работа! Хотя, пожалуй, это даже было трудно назвать работой. Для отца изготовление и починка инструментов стали любимым делом, хобби, приносящим ему огромное удовольствие.
Со временем его друзья и знакомые стали приносить в наш дом поломанные гармошки. Какие-то из них он восстанавливал, другие брал на запчасти. Но в основном делал целиком новые гармошки и даже стал оставлять на алюминиевом держателе ремня свою подпись – гравировку «А.В.И.»
К сожалению, в 2007 году отца не стало. Сердечный приступ оборвал его земной путь на 72-м году жизни. В память о нём моя мама так и оставила нетронутой папину мастерскую, устроенную в уголке на небольшой кухоньке своей квартиры.
Л. АВДЕЕВА
Фото предоставлены автором