Top.Mail.Ru

Писал о людях героической профессии

Во время войны в редакции районной газеты работал известный детский писатель лауреат Государственной премии СССР Николай Сергеевич Бобров.

Родился будущий писатель 23 октября 1892 года в селе Волокославинском Кирилловского уезда Новгородской губернии. Возможно, поэтому в дальнейшем он возьмёт себе псевдоним Бобров-Новгородский. Известно, что отец писателя работал главным инженером на заводе купца Маркелова. Здание завода располагалось на берегу озера и просуществовало до 70-х годов прошлого века. В советское время в нём находилась электростанция Благовещенской гармонной фабрики.
По окончании Волокославинской школы Николай Бобров поступает на учёбу в Вологодскую гимназию. Однако пройти полный курс обучения ему было не суждено. Ввиду сложного материального положения семьи молодой человек был вынужден бросить учёбу и пойти работать. Примечательно, что даже в это непростое для него время Н.С. Бобров много читает, самостоятельно изучает науки и становится человеком с обширным кругозором.
В 1913 году Николай Бобров уезжает в Москву, где устраивается электромонтёром. С началом Первой мировой войны его мобилизуют в армию. Солдата, имеющего дефицитную по тем временам специальность электрика, направляют служить в первый авиапарк, который дислоцируется в Петрограде. Обслуживая самолёты, Николай знакомится со многими первыми в нашей стране авиаторами, известными в будущем лётчиками, причём в течение 1916-1917 годов постоянно находится на фронте. Безусловно, у нашего земляка имелось огромное желание самому стать лётчиком. Почему этого не произошло, сейчас объяснить сложно, однако любовью к небу и лётной профессии пронизано всё творчество писателя.
Весной 1918 года Н.С. Бобров становится редактором газеты «Воронежская коммуна». В столице российского черноземья он работает в течение четырёх лет, а затем возвращается в Москву. Непродолжительное время Николай Сергеевич преподаёт в институте Красной профессуры, а затем устраивается корреспондентом в журнал «Самолёт». В это время он много ездит по стране, на протяжении двух лет, являясь специальным корреспондентом журнала, живёт в Германии.
Свою работу в журнале Николай Сергеевич совмещает с литературной деятельностью. Расцвет творчества писателя приходится на 30-е годы. Именно тогда появляются такие произведения, как «Год на острове Врангеля», «На воздушных путях», «Человек в воздухе», «Лётчик Михеев», «Чудесные крылья» и другие.
Герои большинства произведений писателя – смелые и отважные лётчики – покорители Арктики и бескрайних сибирских просторов. В те предвоенные годы они являлись кумирами тогдашней молодёжи, с них брали пример миллионы молодых людей. На произведениях Н.С. Боброва воспитывалось поколение советских людей, победивших в Великой Отечественной войне.
Высокую оценку творчества писателя, в частности книги «На воздушных путях», дал Максим Горький. Произведения писателя Н.С. Боброва были в своё время очень популярны в нашей стране, к примеру книга «Хочу быть лётчиком» переиздавалась десять раз и была переведена на все ведущие языки народов СССР.
Николай Сергеевич дружил со многими известными лётчиками и авиаконструкторами. Предисловие к нескольким его книгам написал полярный лётчик, один из первых Героев Советского Союза, Михаил Водопьянов. Близкими друзьями нашего земляка также были писатели Константин Паустовский, Юрий Олеша, Максимилиан Волошин. В квартире Боброва постоянно останавливался приезжавший в Москву писатель Александр Грин.
На второй день Великой Отечественной войны 49-летний писатель Бобров добровольно явился в военкомат и попросил отправить его на фронт. Н.С. Боброва назначают главным редактором газеты «На страже Заполярья» политуправления Северного фронта. В 1942 году в здание редакции попадает фашистская бомба. Николай Сергеевич получает контузию и после выписки из госпиталя в Мурманске направляется долечиваться в Кириллов, где он устраивается на работу в районную газету. Одновременно в нашем городе писатель начинает главный труд своей жизни – повесть «Сокол».
Эта книга рассказывает о жизни выдающегося русского авиатора Петра Николаевича Нестерова, автора самой известной фигуры высшего пилотажа – мёртвой петли. Произведение впервые увидело свет в 1954 году в Московском издательстве «Детская литература» и сразу же было признано лучшей книгой для детей и юношества, автор Н.С. Бобров удостоен Государственной премии СССР.
Летом 1955 года в редакцию районной газеты придёт посылка – книга «Сокол» с автографом писателя: «Дорогим коллегам, о совместной работе с которыми в газете «Ленинское знамя» вспоминаю до сих пор, товарищам Янусову, Родичевой, Смирнову посылаю свой труд (начатый в Кириллове)».
В 1957 году писатель вновь надолго приезжает в Кириллов, с мая по сентябрь вместе с семьёй проживает в келье Кирилло-Белозерского музея-заповедника и собирает материал для книги «В сердце Руси северной». Однако так получилось, что ему не суждено было увидеть эту книгу напечатанной: в апреле 1959 года писатель ушёл из жизни, а его последняя книга выпущена в Северо-Западном книжном издательстве летом того же года.
За время своей литературной деятельности Н.С. Бобров написал более 20 книг, и почти все они посвящены лётчикам, в том числе Валерию Чкалову, Михаилу Водопьянову и многим другим. Остаётся загадкой, почему же автор, пишущий об авиаторах, обошёл вниманием своего односельчанина – Героя Советского Союза Евгения Преображенского? Доподлинно известно, что на протяжении многих лет лётчика и писателя связывали самые тёплые дружеские отношения. Скорее всего, против того был сам Е.Н. Преображенский.
За уточнениями по этому поводу мы обратились к внуку писателя Виктору Борисовичу Кудрину, который родился и вырос в Москве, однако считает Кирилловский район своей малой родиной. Вот, что он пояснил: «Дедушка собрал огромный материал не только о довоенном периоде истории русской авиации, но и о подвигах русских авиаторов во время Великой Отечественной войны и сразу после неё. Опубликована лишь очень небольшая часть собранного им материала. После кончины дедушки в 1959 году осталось несколько объёмистых папок рукописей и машинописного текста, занимавших значительную часть его комнаты и ждущих момента, когда их можно будет опубликовать. Мне неизвестна причина, по которой они не были приняты к публикации при жизни дедушки.
Моим любимым занятием вплоть до 1977 года было чтение и перечитывание этих записей. Очень хорошо помню, что в одной из этих папок были и материалы о Евгении Николаевиче Преображенском, которого дедушка очень уважал. По материалам этим было видно, что дедушка готовил их к публикации. Моя мама Людмила Николаевна Боброва (1927–2018) пыталась возобновить хлопоты о публикации этих материалов, дополнив их воспоминаниями самого Евгения Николаевича, но Евгений Николаевич пережил моего дедушку лишь на четыре с половиной года, и эти хлопоты ни к чему не привели. А в январе 1977 года произошла катастрофа – все дедушкины рукописи (так и не дождавшиеся опубликования) были уничтожены кипятком из лопнувших труб отопления на чердаке, располагавшемся непосредственно над нашей квартирой».
Н.С. Бобров всегда был настоящим патриотом своей малой родины. Ведь даже в повести «Сокол» имеется эпизод, когда слушатели воздухоплавательного отделения авиационной школы поручики Нестеров и Мезенцев летят на воздушном шаре и с высоты любуются красотами нашего края: рекой Порозовицей с церковью на Волоке Словенском, аркадами и церквями Кирилло-Белозерского монастыря, рекой Шексной и селом Горицы. Описание родных мест в повесть о лётчиках вставлено писателем неслучайно.
Имя писателя Н.С. Боброва носит одна из улиц Кириллова. Однако интерес к его творчеству в нашем обществе заметно поубавился. Это раньше кумирами поколения были герои-лётчики, а затем лётчики-космонавты. К сожалению, кумирами современной молодёжи являются совершенно иные люди, и это обидно. Интересно, что ещё в 90-е годы одна из книг писателя Боброва была переведена на немецкий язык и издана в Германии. Видимо, там, где стремятся достойно воспитывать молодёжь, обращаются к творчеству нашего писателя-земляка.
Алексей КУЗЬМИН
Фото автора и предоставлено В. Кудриным

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

44 + = 50

Закрыть
Закрыть