Top.Mail.Ru

По зову сердца и по призванию

Педагогические династии – это особый образ жизни. Это не просто выбор дальнейшего жизненного пути, а внутренняя потребность соответствовать семейным ценностям, передаваемая из поколения в поколение. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на все сложности и препятствия. Педагогические династии есть и в нашем районе. Самая, пожалуй, представительная из них – династия Ведениных-Романовых.

Александра Фёдоровна и Александр Павлович Веденины
Александра Фёдоровна Веденина, в девичестве Борисова, родилась в деревне Жилино, что была в двух километрах от села Волокославинского. Волокославинская сторона славилась учителями: оттуда вышло двадцать педагогов. Она вышла замуж за учителя Александра Павловича Веденина, и они вместе преподавали в Волокославинской школе. Оба заочно окончили Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Александр Павлович был учителем русского языка и литературы (учителем словесности), а Александра Фёдоровна преподавала биологию.
Затем они переехали в Кириллов и преподавали свои предметы в Кирилловской школе. Поселились на главной улице в доме отца Александра Павловича – Павла Ивановича Веденина. Павлу Ивановичу с женой Анной Тимофеевной этот дом купили в подарок на свадьбу родители, которые принадлежали к купеческому роду.
Александра Фёдоровна работала в школе до пенсии. При школе у неё был учебно-опытный участок, который считался лучшим из лучших, потому что на нём учительница со своими учениками выращивала разные сельскохозяйственные культуры и получала рекордные урожаи. За это Александра Фёдоровна была награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
После выхода на пенсию Александра Фёдоровна вела активный образ жизни: принимала участие в общественных делах своего города, организовывала встречи с выпускниками школы, много лет была народным заседателем в суде. Имея хороший голос, любила петь и часто выступала на сцене солисткой и в составе городского хора ветеранов.
У её мужа, Александра Павловича Веденина, тоже был хороший голос – настоящий бас. Знакомые даже шутили, что ему надо было бы петь в церкви на клиросе. А ещё он отличался изумительной памятью: знал наизусть множество стихов, в том числе и поэму Пушкина «Евгений Онегин». Кроме того, он хорошо играл на скрипке, прекрасно чертил и рисовал. В будущем по его рисунку сын Владимир нарисовал в первозданном виде Волокославинскую Благовещенскую церковь, к тому времени уже полуразрушенную.
В 1938 году Александру Павловичу предложили поработать учителем и завучем в Белозерском педагогическом училище и он согласился. В 1940 году простудился и умер от воспаления лёгких.
У Александры Фёдоровны и Александра Павловича было трое детей. Один из них – Владимир Александрович Веденин – продолжил семейную династию педагогов.

Владимир Александрович Веденин
Владимир Александрович Веденин родился 8 мая 1927 года в городе Кириллове в семье учителей. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Владимиру было 14 лет, он учился в седьмом классе. О нападении Германии на нашу страну узнал по радио. Вспоминал, что всех ребят, которые учились в 10 классе, сразу отправили на фронт.
В 1944 году Владимир Александрович окончил девять классов и тоже был призван в армию. Служил в Латвии на Прибалтийском фронте шофёром. Для молодых бойцов его возраста это было очень трудно, но все справлялись. Возили людей и грузы, а вокруг – сплошной гул от грохота снарядов и разрыва бомб.
Военными товарищами Владимира Александровича были вологжане Юрий Князьков и Владимир Ермилов. Вместе друзья прошли долгий путь по нелёгким дорогам войны. Домой Владимир Александрович вернулся только через семь лет: демобилизовался в мае 1951 года в звании сержанта. Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденом Отечественной войны, юбилейными медалями.
После возвращения с фронта окончил десятый класс Кирилловской школы и поступил на естественно-географический факультет Вологодского педагогического института. Окончив его в 1956 году, работал учителем химии и биологии в Кирилловской средней школе. Так начался педагогический путь Владимира Александровича. Впоследствии преподавал начальную военную подготовку, черчение, трудовое обучение. Общий трудовой стаж –
41 год. Вмести с коллегами был организатором трудовой практики школьников: на тракторе вспахивал поля, учащиеся их засевали, ухаживали, убирали. Владимир Александрович успешно готовил ребят к школьной и районной военно-спортивной игре «Зарница».
Был активным участником художественной самодеятельности: играл в народном театре Кирилловского районного Дома культуры, выступал на сцене в составе вокального квартета и хора учителей Кирилловской школы. У Владимира Александровича всегда было много добрых и хороших друзей.
В 1980 году семья Ведениных переехала в город Вологду. Владимир Александрович сначала преподавал автодело в областной автошколе ДОСААФ, затем – основы безопасности жизнедеятельности и трудовое обучение в школе № 26 города Вологды. Снова готовил школьников к городской игре «Зарница», причём так основательно, что его команда не раз становилась призёром. Для учащихся Владимир Александрович был не только учителем, но и старшим товарищем, наставником, который в любую минуту мог прийти на помощь.
Владимир Александрович был очень увлечённым человеком. Одним из его любимых занятий являлось рисование. Видимо, эти способности ему достались в наследство от отца. Он с увлечением писал картины и даже принимал участие в областных выставках самодеятельных художников. В 2005 году была организована персональная выставка его работ в музее города Кириллова – Доме Бриллиантовых. Любил декламировать стихи. Живя в Вологде, Владимир Александрович был активным участником мероприятий городской ветеранской организации.

Галина Антониновна Веденина
Галина Антониновна Веденина в 1954 году окончила Вологодский педагогический институт и один учебный год отработала учителем в Вожегодской средней школе. Затем по семейным обстоятельствам переехала в город Кириллов. Этими семейными обстоятельствами стало замужество: Галина Антониновна сочеталась браком с Владимиром Александровичем Ведениным.
Свыше 25 лет отработала она в Кирилловском районе и проявила себя грамотным педагогом, активной общественницей, принципиальным и ответственным партийным работником.
На всех участках своей деятельности Галина Антониновна стремилась вносить в дело элементы нового, передового. Будучи требовательной прежде всего к себе, неустанно проявляла яркие лидерские качества, и эти её успехи были по достоинству оценены руководством района и области. Начав трудовую деятельность учителем химии в Кирилловской средней школе, она проработала в этой должности с 1955 по 1963 год. Вела большую внеклассную работу, добивалась от учащихся качественных знаний своего предмета. Её ученики успешно участвовали в районных и областных олимпиадах, неизменно занимая призовые места. Галина Антониновна щедро делилась опытом с коллегами, проводила открытые уроки для учителей школ района. За успешную педагогическую деятельность была награждена Почётной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации.
Последующие три года Галина Антониновна работала заместителем директора по учебной части и сумела создать в школе дружный, сплочённый, работоспособный коллектив. Школа тогда располагалась в четырёх разных зданиях, находящихся на приличном расстоянии друг от друга, учёба осуществлялась в две смены, но Галина Антониновна умело планировала учебный процесс. Атмосфера в школе царила творческая. Своей целью в работе Галина Антониновна ставила объединение усилий педагогического и родительского коллектива по обучению и воспитанию детей.
С 1966 по 1970 год возглавляла районный отдел народного образования. Теперь ей приходилось думать и направлять деятельность всех школ района, но и это оказалось по плечу деятельной натуре Галины Антониновны.
С 1970 года начинается новый этап в судьбе этой энергичной женщины: её избирают секретарём по идеологии районного комитета партии. В этой должности она проработает почти десять лет. В течение 14 лет избиралась депутатом городского и районного совета депутатов.
В 1979 году новый большой поворот в её судьбе: Галину Антониновну избирают председателем областного комитета профсоюза работников культуры и семья Ведениных переезжает в Вологду. В этой должности она проработала до самого выхода на заслуженный отдых в 1987 году. Была членом коллегии областных управлений культуры, кино, полиграфии. В облсофпрофе Галина Антониновна около восьми лет возглавляла постоянную комиссию по культурно-массовой работе. И, конечно же, за годы такой активной деятельности она заслужила огромное количество благодарностей и почётных грамот различных уровней.
Будучи на пенсии Галина Антониновна по-прежнему вела активный образ жизни, участвовала во всех общественных делах. В 2000 году была избрана заместителем председателя Вологодского городского совета ветеранов. Совсем не случайно люди тянулись к ней: они чувствовали, что всегда с её стороны встретят понимание и поддержку. На всех постах Галина Антониновна пользовалась уважением коллег и окружающих, зарекомендовала себя чутким, внимательным, отзывчивым и добрым по отношению к людским нуждам человеком. «Красивая женщина с красивой душой», – говорили о ней и отмечали, что общение с ней доставляет людям удовольствие. А ещё она была замечательной мамой и бабушкой, которая гордилась тем, что у них с мужем двое прекрасных детей, трое внуков и один правнук, а также тем, что их дочь Ирина продолжила семейную династию педагогов.

Ирина Владимировна Романова
Ирина Владимировна Романова родилась в Кириллове в семье педагогов Галины Антониновны и Владимира Александровича Ведениных.
– В решении стать педагогом на меня оказала влияние учитель истории Евгения Ивановна Притыченко, – вспоминает Ирина Владимировна. – Она очень интересно вела у нас уроки истории и обществоведения в старших классах и, можно сказать, влюбила меня в эти предметы. Училась в школе я хорошо, поэтому легко сдала вступительные экзамены в Вологодский педагогический институт, в том числе и английский язык, набрав даже два лишних балла. Хотя до этого брат Сергей (он у нас по образованию инженер-теплотехник) настойчиво уговаривал меня поступать в политехнический институт и даже возил меня туда на день открытых дверей. Но педагогика пересилила, о чём я нисколько не жалею.
Родители, признаётся Ирина Владимировна, ни на чём не настаивали: они вообще не вмешивались в выбор дочери, предоставив ей право самой решать свою дальнейшую судьбу.
Окончив Вологодский государственный педагогический институт по специальности «учитель истории и обществознания», Ирина Владимировна уже много лет работает в Николоторжской средней школе. В течение пятнадцати лет, с 1995 по 2010 год, была заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Избиралась депутатом Совета Николоторжского поселения.
С 2015 по 2019 год работала директором школы. Именно под её непосредственным руководством в селе Никольский Торжок было построено новое современное школьное здание, открытие которого состоялось 1 сентября 2017 года. За многолетний добросовестный труд награждена значком «Отличник народного просвещения», Почётной грамотой Министерства обороны Российской Федерации, медалью Министерства обороны Российской Федерации «За достижения в военно-политической работе», почётными грамотами департамента образования и губернатора Вологодской области.
Под руководством Ирины Владимировны Романовой создан школьный музей имени Героя Советского Союза Евгения Николаевича Преображенского.
Выйдя на заслуженный отдых, Ирина Владимировна продолжает работать учителем, является руководителем районного методического объединения учителей истории и обществознания и членом женского совета Николоторжского поселения.

Николай Александрович Романов
Николай Александрович Романов родился в селе Никольский Торжок в семье педагога по образованию Александра Дмитриевича Романова. Окончив факультет физики и информатики Вологодского государственного педагогического института, Николай Александрович по настоящее время преподаёт физику и информатику в Николоторжской средней школе. В 80-е годы прошлого века работал заместителем директора по производственному обучению, руководителем отделения вечерней школы. Долгие годы возглавлял районное методическое объединение учителей физики. Ряд лет по совместительству вёл уроки в Ферапонтовской, Талицкой, Кирилловской школах. В настоящее время является преподавателем Вологодского областного колледжа культуры. Удостоен звания «Почётный работник общего образования».
Стоит заметить, что Николай Александрович Романов – тоже продолжатель семейной династии: он пошёл по стопам отца Александра Дмитриевича Романова, педагогическое образование имеет и его сестра – Тамара Александровна Плаксина.

Александр Дмитриевич Романов
Александр Дмитриевич Романов после окончания Вологодского государственного института в 60-х годах прошлого века, работал преподавателем ГПТУ-59 в селе Никольский Торжок, позже стал его директором. В 70-е годы был председателем Николоторжского сельского совета, активно занимался проблемами социальной сферы села. При его непосредственном участии в селе открыт фельдшерско-акушерский пункт, на окрестных сельских дорогах появился первый асфальт. С открытием Кубенского филиала СПТУ-59 в селе Никольский Торжок работал там заведующим и преподавателем.
Александр Дмитриевич многие годы занимался общественной работой, вел спортивную секцию для ребят села по акробатике и общефизической подготовке. Активно участвовал в художественной самодеятельности Николоторжского Дома культуры.
По стопам отца пошла дочь – Тамара Александровна Романова (Плаксина). После окончания факультета иностранных языков Вологодского государственного педагогического института преподавала иностранный язык в Талицкой средней школе. В настоящее время работает в Николоторжской средней школе.

Вместо послесловия
Учительские семьи – явление особое, исключительное. Им приходится работать и жить на два дома, причём зачастую без остатка отдавать себя школе и ученикам в ущерб семейному благополучию и уюту. И при этом постараться, чтобы душевного тепла, заботы, чуткости, богатства знаний хватило не только на учеников, но и на своих собственных детей. На такие подвиги готовы немногие.
Не помню, кто из великих мира сего сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, это хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».
Все представители династии Ведениных-Романовых в полной мере соответствовали и соответствуют этому званию, потому что они соединяют в себе оба этих понятия. И в то же время каждый представитель этой династии по-своему уникален. За это их любили и любят ученики и уважают родители. За это их ценит и уважает наше общество.
Татьяна ПОГОДИНА
Фото из семейного альбома Ведениных-Романовых.

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 4 = 8

Закрыть
Закрыть