Top.Mail.Ru

«Жизнь, как и пьеса, ценится не за длину, а за содержание!» (Сенека)

Театр – это искусство, которое учит быть человеком, чувствовать
и сопереживать, способствует нравственному воспитанию личности. Пришедший в театр зритель становится не созидателем уже созданного, а непосредственным соучастником творчества.

К сожалению, в век современных технологий, имея дома скоростной интернет, 3D-телевизоры, люди перестали посещать театр, они не стремятся духовно и душевно развиваться, предпочитая посмотреть фильм или пообщаться в социальных сетях. Мало кто знает, как развивалось театральное искусство в Кириллове, кто стоял у истоков Кирилловского театра, какие произведения были поставлены и почему, хотя театр занимает особое место в культурной жизни нашего города.
Кириллов – город с очень богатой театральной историей. В 1918 году в здании городской управы был открыт Народный дом, а большой зал стали именовать залом театра. Театральные любители, до этого ставившие спектакли на разных площадках, получили постоянную сцену для своего творчества. На сцене Народного дома спектакли играли во все времена: и в трудные, и в спокойные, и в мирные, и даже во время войны.
Я хочу рассказать о человеке, с именем которого связан один из самых ярких периодов развития театрального искусства в нашем городе. 1964–1972 годы называют культурной революцией в городе Кириллове. Именно в это время театральный коллектив Кирилловского районного Дома культуры возглавил преподаватель Вологодского областного культпросветучилища Иван Тимофеевич Андреев.
Каким был этот человек? Какими качествами обладал?
Из архивных документов удалось узнать следующее: «Родился Иван Тимофеевич Андреев 2 мая 1934 года в деревне Конецкая Бабаевского района, был младшим, четвёртым ребёнком в семье. После гибели отца на фронте в 1942 году стал опорой для матери и трёх сестёр, взвалив на хрупкие детские плечи всю мужскую работу по дому.
С ранних лет Ваня Андреев отличался не только трудолюбием, но и большой жаждой к учёбе. Несмотря на то, что школа была далеко от дома и условия послевоенной жизни были тяжёлые и голодные, Иван не пропускал занятий и отлично учился. Тяга к знаниям вскоре принесла плоды. В 19 лет Иван стал работать заведующим избой-читальней, а позднее – секретарём Сельсовета. В этой атмосфере формировался характер Ивана Андреева».
Пытливый, любознательный молодой человек, окончив Вологодское областное культурно-просветительное училище, не оставил мечту организовать театральное дело в маленьком городке так, чтобы сделать жизнь его жителей не менее интересной и насыщенной, чем в столице. И это у него получилось. Театральные постановки И.Т. Андреева стали явлением не только культурной жизни Кириллова, но и всей Вологодской области. Репертуар не уступал столичному. В далёком для нас 1966 году была поставлена пьеса В. Розова «Вечно живые». За постановку этого спектакля Кирилловскому театральному коллективу было присвоено звание народного. Иван Тимофеевич заканчивал тогда институт культуры имени Н.К. Крупской. Это была его дипломная работа. Зритель принял её тепло. Потом были поставлены «Барабанщица» А. Салынского, «Звонок в пустую квартиру» Д. Угрюмова, «Солнечное сплетение» А. Зака и И. Кузнецова, «Дочь русского актёра» П. Григорьева. Премьеры всегда проходили с аншлагом. Зрители стояли, сидели на стульях в проходах и на лестничных ступеньках, ведущих на сцену.
Вершиной творческой судьбы режиссёра Андреева можно считать постановку спектакля «Соловьиная ночь» В. Ежова в 1971 году. Гимном человеколюбию назвал этот спектакль корреспондент газеты «Новая жизнь» Анатолий Погодин.
В статье Т.И. Погодиной «И снова актёры выходят на сцену», опубликованной в районной газете «Новая жизнь» 5 апреля 2019 года, сказано: «Это был спектакль, можно сказать, преимущественно мужской, ведь действие в нём происходило в Берлине во время победных дней Великой Отечественной войны. В спектакле участвовали всего четыре девушки. Зато мужских ролей в нём было много, поэтому для участия в спектакле прошли отбор около трёх десятков самых харизматичных кирилловских мужчин. Особенный восторг у зрителей вызывала финальная сцена спектакля, когда мост, на котором навсегда прощались со своей любовью немецкая девушка Инга и советский солдат, внезапно разворачивался прямо на зал! Медленно гас свет, и только тоненькая девичья фигурка, трогательно машущая рукой, застывала на самом его краю, высвеченная лучом прожектора, который тоже потом постепенно угасал. Это была великая режиссёрская находка, бьющая в самую глубину зрительских сердец, осуществить которую в условиях не приспособленной для этого сцены было очень непросто. Но для Ивана Тимофеевича не существовало невыполнимых задач».
В чём же секрет успеха постановок Ивана Андреева?
Корреспондент областной газеты «Вологодский комсомолец» А. Варюхичев в 1971 году писал: «Я видел на репетиции, с каким неистощимым упорством отшлифовывал сцену за сценой творческий коллектив. Андреев стоял в пустом зале – крепкоплечий, светловолосый, с крупными, истинно северными чертами лица, – стоял, потому что не мог он усидеть в эти минуты, и светлые и горячие глаза его цепко следили за происходящим… Нетерпеливые, точные реплики, азарт в голосе. И артисты, отработавшие долгий день на стройках, в мастерских, в больницах и конторах, – они тоже бывают охвачены этим азартом. И начисто забывают усталось, будничные мелочи, огорчения, заботы».
Иван Тимофеевич справедливо считал, что основой театра являются актёры, с любовью и уважением относился к тем людям, кто отдавал своё свободное время (а его у них не так уж много и было) для того, чтобы доставить радость зрителям. Он говорил: «Наши актёры – любители, все они трудятся в организациях и на предприятиях города. Город у нас небольшой, и каждого из нас зрители знают в лицо. А это тоже ответственность».
Поражает работоспособность Ивана Тимофеевича Андреева: параллельно с обязанностями директора ДК и работой в Народном театре Иван Тимофеевич преподавал в культпросветучилище. Удивительно, но он успевал всё. Неуёмный характер не позволял Ивану Андрееву останавливаться на достигнутом. Поступил и учился на двухгодичных дневных режиссёрских курсах, после окончания которых ему поступали предложения работы в профессиональных театрах Клина и Владивостока, но он вернулся в Кириллов, чтобы своим личным примером воспитывать подрастающее поколение. Вскоре молодому режиссёру предлагают возглавить Вологодское областное училище культуры. Иван Тимофеевич вложил много творческих сил в развитие училища в Кириллове. Благодаря его стараниям была значительно улучшена его материально-техническая база, была открыта новая специализация –
«Руководитель самодеятельного театрального коллектива». Первые выпуски этого отделения стали гордостью культуры Вологодской области.
Добрые слова в адрес Ивана Тимофеевича сегодня говорят его бывшие студенты, люди, посвятившие свою жизнь, как и их педагог, культуре и искусству.
Кирилловчанка Татьяна Александровна Клубкова, выпускница КПУ 1966 года, характеризует Ивана Тимофеевича Андреева как талантливого и неординарного человека: «В 1966 году нас, будущих первокурсников хорового отделения КПУ, по традиции послали в колхоз «Свобода», что в Колкачском сельском совете. С нами поехал наш будущий классный руководитель Вячеслав Васильевич, а так как на шефстве мы были довольно долго, с 15 августа по октябрь, на смену ему где-то через месяц был послан белокурый молодой человек, звали которого Иван Тимофеевич Андреев. В отличие от Вячеслава Васильевича он был намного строже к нам – ввёл норму выработки: нужно за день было связать 100 или 200 снопов.
А когда мы возвратились в училище, чтобы начать учёбу, Иван Тимофеевич стал вести у нас уроки клубного дела и позднее – учебной практики. Учебников по клубному делу не было, поэтому мы писали конспекты, которые диктовал нам Иван Тимофеевич. В то время он или только окончил заочно Ленинградский институт культуры, или учился на последнем курсе этого заведения и, по всей вероятности, пользовался своими студенческими конспектами. Позднее они пригодились нам в своей работе, так как написаны были простым и ясным языком.
На втором курсе, когда Иван Тимофеевич стал вести у нас учебную практику, мы учились писать сценарии мероприятий. С помощью Ивана Тимофеевича Андреева мы написали сценарий тематического вечера «Это касается всех» по теме «Гражданская оборона». Тема была очень актуальная, но очень трудная и не очень интересная. Но благодаря руководству Ивана Тимофеевича сценарий получился интересным и содержательным. Вечер был поставлен на сцене Кирилловского районного Дома культуры и имел большой успех. О нём написала районная газета «Новая жизнь». Позднее, когда я окончила училище и была направлена на работу в Тотемский РДК, я взяла сценарий этого вечера для моей дипломной работы, и мероприятие по нему тоже имело успех. После окончания училища дипломы нам не выдавали, но только через полгода нужно было поставить какую-то творческую работу. Комиссия по приёму мероприятия составляла акт и ставила оценку. Мы предъявляли этот акт в училище, и только тогда нам выдавался диплом.
В это время Иван Тимофеевич руководил в районном ДК драматическим коллективом, в котором принимали участие медицинские работники, сотрудники райкома комсомола, учителя и ученики Кирилловской средней школы, преподаватели КПУ и многие горожане. В спектаклях принимали участие и способные ребята из числа студентов КПУ.
На третьем курсе у нас прибавились ещё уроки методики театра, которые тоже вёл Иван Тимофеевич. Он учил нас основам режиссуры спектакля, так как уже был дипломированным специалистом. На основе нашего курса Иван Тимофеевич и студент Ленинградского института культуры Николай Буйдин, проходивший практику в Кирилловском РДК, поставили «Зримую песню» – театрализацию трёх песен: «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы, «Тёмная ночь» Никиты Богословского и «Никогда» Оскара Фельцмана. Первые две песни были военной тематики, а последняя из них звучала как протест против любой войны:
Никогда не бывать смертям,
Никогда не рыдать матерям,
Никогда хлебам не гореть,
Миру – мир, смерти – смерть!
Когда мы закончили выступление, раздался шквал аплодисментов, каких я не слышала за всю свою творческую жизнь».
Антонина Каюдина (Тихомирова), выпускница КПУ 1973 года, поделилась: «В далёком 1971 году в областной газете «Красный Север» появилась статья о том, что в Кириллове в культпросветучилище после длительного перерыва вновь открывается режиссёрско-театральное отделение и приглашаются все желающие. Прочитав статью, я решила попробовать поступить и поехала сдавать документы. Первый, кого я встретила, поднимаясь по винтовой лестнице на второй этаж, был высокий импозантный блондин с голубыми глазами. «Кого он мне напоминает?» – подумала я, а потом поняла: Сергея Есенина. Это был Иван Тимофеевич Андреев, руководитель нашего курса. Какое счастье было учиться у этого Мастера!
Атмосфера на занятиях была очаровательно-творческая: мы изучали основы актёрского мастерства, занимались сценической речью, спорили, обсуждали и смотрели, как играли для нас этюды наши педагоги Иван Тимофеевич Андреев и Ия Сергеевна Горбунова. Они могли преображаться до неузнаваемости мгновенно. Мы восхищались их мастерством перевоплощений, а потом с восторгом аплодировали им. Иван Тимофеевич учил нас не играть, а быть естественными. Он ходил по аудитории, рассказывал, забегал на сцену, показывал, много шутил. Когда-то Вахтангов говорил, что «идеальный режиссёр должен в себе сочетать три компонента: быть одновременно не только режиссёром, но и педагогом, и актёром». Иван Тимофеевич соответствовал этому триединству, хотя всегда говорил: «Девчонки, я не актёр, вы, конечно, сыграете лучше…».
Он ставил перед нами актёрские задачи, и мы играли, а потом вместе искали ошибки и думали, как можно лучше сыграть ту или иную сцену. Режиссуре научиться невозможно, он пытался научить нас думать. Он не давил своим авторитетом, он разрешал нам импровизировать. В Народном театре РДК мы с моей однокурсницей Соней Минулиной играли в спектакле «Таланты и поклонники». Иван Тимофеевич приходил на репетиции перед сдачей спектакля, чтоб помочь своим студенткам, да и не только нам, а всем актёрам. На премьеру спектакля были приглашены творческие люди из Вологды. Так педагог приучал нас к профессиональной критике. Благодаря Ивану Тимофеевичу мы имели возможность ездить в Вологду на спектакли драмтеатра. Мы посещали репетиции, у нас были творческие встречи с актёрами. Наш наставник понимал: нам эти встречи необходимы. Ведь мы – будущие режиссёры! Эх, жаль, что судьба отмерила ему короткую жизнь… Сохранить бы память о тех, кто нас учил, дал нам профессию и вложил в нас свою бессмертную душу».
София Андреевна Минулина закончила культпросветучилище тоже в 1973 году. Всю свою жизнь она работала режиссёром народного театра при ГДК города Вологды. София Андреевна рассказала: «За сорок два года работы в культуре я всегда помнила основы, полученные в училище благодаря Ивану Тимофеевичу Андрееву. Его трудолюбие и целеустремлённость позволили создать режиссёрско-театральное отделение и за два с половиной учебных года дать нам сокращённую программу четырёхгодичного курса института. Занятия по режиссуре и актёрскому мастерству были так познавательны и интересны, что мы не замечали времени. Иван Тимофеевич всегда был в хорошем настроении, умел пошутить, воспитывал и защищал нас как своих детей. Мы его между собой называли папой. Свой первый спектакль я привозила в Кириллов на суд своего учителя. Спасибо ему за всё. А память сохраняет только лучшее».
Иван Тимофеевич Андреев, прожив короткую, но невероятно яркую жизнь, успел оставить о себе добрую память. «Человек, – сказал однажды Н.М. Рубцов, – силён своей памятью… Отобрать от нас память – всё равно, что будущее убить…» Добрая память об Иване Тимофеевиче Андрееве и его начинаниях навсегда в сердцах тех людей, кто в разные годы руководил и руководит Кирилловским Народным театром, связан с его творческой деятельностью. Наш Народный театр живёт и, уверена, будет жить! Значит, всё было не зря!
Е. ЕФРЕМОВА, ученица 11 класса Кирилловской средней школы
Фото из архива газеты

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

95 − 92 =

Закрыть
Закрыть