Top.Mail.Ru

Бухгалтер по профессии, художник по призванию, летописец по дарованию

Ия Васильевна Воеводкина – человек со сложной судьбой. Она всю жизнь стремилась к творческой самореализации и нашла себя в создании летописей старинных деревень, из которых родом её родня. 

Кто-то пишет книги, кто-то слагает стихи, а наша героиня создаёт летописи с помощью слова и рисунка. Ия Васильевна принадлежит к числу тех людей, которые обладают феноменальной памятью: она может воспроизвести в памяти мельчайшие детали деревенских домов и улочек, где жила, имена и фамилии родных, друзей, знакомых, односельчан. И всё это бережно записывает и иллюстрирует на страницах альбомов-летописей деревень Шульгино и Дитятево. Сейчас, когда о её увлечении стало известно местным жителям, ей пишут письма с воспоминаниями о родных местах, а она старательно собирает по крупицам и хранит эту драгоценную информацию. В альбомах каждая отдельная страница посвящена одному дому, а значит, и одной семье. На толстых картонных листах аккуратно наклеены фотографии жильцов, письма с фронта или другие документы, которые удалось раздобыть Ие Васильевне. Особый интерес представляют и авторские рисунки домов, судьбе которых и посвящены альбомы.

История рода
«Дом № 4 купца Савина. После революции вся семья жила в Ленинграде. С 20-х годов жил Королёв Василий Фёдорович. Жена Александра Ивановна Мякушева, д. Шульгино. Дети: Тоня, Ия. В 1939 году вся семья переехала в г. Кириллов.
С 1939 г. жила Королёва Анна Гавриловна. В 1950 г. дом продали Борисовцеву Н., и дом был перестроен…» – такую запись содержит одна из страниц альбома деревни Шульгино. К слову сказать, это и есть дом, в котором родилась Ия Васильевна. А Василий Фёдорович Королёв – её отец, Александра Ивановна Мякушева мать. «Папа мой из деревни Нефедьево, где четвёртый шлюз, а мама родилась в Шульгино, – рассказывает Ия Васильевна. – Она самоходкой ушла из дома в 1933-м году». И тут же Ия Васильевна объясняет непонятное мне слово, замечая моё недоумение: «Раньше девушки ходили гулять, а если они приглянутся парням и симпатия будет взаимной, то парни уводили девушек с собой, а потом расписывались. Так и называлось – уйти самоходкой».
Сейчас Ия Васильевна со своим мужем Анатолием Фёдоровичем Воеводкиным живёт в Вологде, а летом – в деревне Большое Дитятево в родовом доме супруга. Эту деревню Ия Васильевна помнит отлично, так как именно через неё она ходила пешком из Кириллова в деревню Шульгино, где жили её родственники.
Семья Мякушевых в Шульгино была самая большая. В 1929 году большинство жителей этой деревни носили фамилию Мякушевых, имея родственные связи. Там жили дедушка Ии Васильевны Иван Ильич Мякушев и бабушка Анна Ивановна. Мать её, Александра, замуж вышла за Василия Фёдоровича Королёва из деревни Нефёдово. Кроме Александры, в семье Мякушевых было ещё шестеро детей.
Ия Васильевна помнит даже своего прадеда – Илью Кирилловича Мякушева, у которого было четверо детей, из них Иван, её дед, и Фёдор жили в Шульгино. Фамилия Мякушевых встречается в архивных документах по этой деревне с незапамятных времён, как и в близлежащей. В Дитятеве жил брат Ии Васильены Николай, который женился на местной жительнице. Сестра Галина вышла замуж за известного гармониста Анатолия Степановича Золотова, и какое-то время они тоже жили в Шульгино. К слову сказать, есть одна интересная особенность рода Мякушевых: все мужчины в их семье были гармонщиками, в основном голосовиками. Вот и Ия Васильевна замуж вышла за гармониста.
Ия Васильевна составила свою родословную и нарисовала родовое древо, которое у неё получилось очень внушительное.

Жизнь и творчество.
Мечта и реальность
Сейчас Ие Васильевне 86 лет. «Она личность незаурядная, интересная, от природы художница, видит мир всем сердцем», –
отзываются о ней друзья. И это читается в её картинах. Каждый, кто хоть раз побывает в её гостеприимном доме, в этом убедится, ведь избу украшают затейливые рукодельные подушки-думки, салфетки, картины и панно, в которых реализована невероятная творческая фантазия. Ия Васильевна увлечена рукоделием и всю жизнь осваивала новые техники вышивки, аппликации. В технике выжигания по дереву она создала великолепное панно с видом Кириллова в 1950-е годы, на котором можно найти каждый дом того времени. Её дом украшает и множество других работ: разнообразные панно из ткани, самотканые ковры, картины. «Если я чего увижу, мне всегда надо попробовать это воспроизвести», – признаётся Ия Васильевна. Много своих работ хозяйка подарила многочисленным друзьям.
Есть люди, которые нашли в жизни своё призвание. Это счастливые люди. Бог дал Ие Васильевне творческий талант к рисованию. В школе её способности быстро заметили и поручили оформление стенгазет. Наша героиня вспоминает: «Когда я училась в пятом классе, в Кириллов приехал преподаватель из Ленинградской художественной школы имени Мухиной. Он пришёл в гости к моей бабушке по каким-то делам, а она сразу показала ему мои альбомы с рисунками. Посмотрев их, он сказал: «Если Сталина сама рисовала, не переводила, тогда приезжай к нам». Конечно, я ответила, что рисовала сама – срисовывала с открытки! Тут я и завоображала. Стала капитально готовиться к поступлению в художественное училище.
Когда училась в девятом классе, мне сделали операцию на аппендицит. После выписки я забрала документы из школы и поехала в Ленинград поступать в заветное художественное училище. А оказалось, что туда брали только после окончания десяти классов. Я возвратилась в Кириллов. В школе упросила разрешение сдать экзамены сразу за девятый и десятый классы. Сдав экзамены и получив аттестат об окончании десяти классов, я поехала в город Горький поступать учиться в другое художественное училище. Но общежитие тем, кто учится первый год, было не положено, а родственников или знакомых у меня там не было. Да ещё художественное училище оказалось педагогическим, а на педагога я учиться не захотела. Уехала обратно. Устроилась на работу. Это был 1961-й год».
Ия Васильевна в Кириллове продолжила своё творчество: рисовала карикатуры, когда работала в горсе. «В Кириллове между домом милиции и домом Валькова, где потом была сберкасса, выставляли афишу. Тут и мой «Крокодил» висел. У меня в той стороне подруга жила, и я часто ходила мимо афиши, и обязательно кто-нибудь да выступит с угрозой: «Тебе морду налупим!» Но не лупили ни разу, –со смехом вспоминает Ия Васильевна. А поклонников у меня много было, хотя и не разговаривали многие, кого я изображала в карикатурах, сердились. Когда я уехала в 1961 году в Череповец, то «Крокодил» в Кириллове перестали выпускать».

Замужество
Молодая симпатичная девушка Ия Королёва на старых чёрно-белых снимках запечатлена с видным молодым человеком – одноклассником и будущим мужем, ставшим ей спутником на всю жизнь, Анатолием Фёдоровичем Воеводкиным. В этом году исполнился 61 год их совместной семейной жизни. Узаконили они свои отношения в Кирилловском ЗАГСе 8 июля 1961 года.
– Не лупил ни разу, – весело смеясь, констатирует Анатолий Фёдорович, – хотя говорят, что воспитывать так надо. Да видно, воспитанная уже была.
– Кроме как Иечка он меня не называл, – продолжает Ия Васильевна. – В школе на танцах он на баяне играл, а мы плясали.
– Я научился играть на баяне самостоятельно: посмотрел, как ребята играют, взял инструмент, попробовал и потихоньку научился. По окончании школы поступил учиться в музыкальное училище в Вологду. Затем меня забрали в армию, а по возвращении уже не захотел доучиваться, а поступил в Череповецкое техническое училище. Тогда в Череповце запускали сталепрокатный цех, вот в нём и отработал я всю свою трудовую жизнь. Перед выходом на пенсию получил звание «Почётный металлург», – говорит Анатолий Фёдорович.
В Череповце Ия Васильевна устроилась работать в военкомат машинисткой. Потом родила дочку Ирочку. Стала её устраивать в детсад и собирать документы для поступления в Череповецкую художественную студию, не теряя надежду на воплощение своей заветной мечты в жизнь. Но судьба распорядилась иначе: вместо того, чтобы дочке пойти в детский сад, её на восемь месяцев положили в больницу – у неё обнаружили острый лейкоз. Но спасти дочь врачам не удалось. А после похорон у Ии Васильевны словно руки опустились и она оставила мысли о достижении заветной цели и мечты всей своей жизни. Устроилась в организацию оператором машиносчётного бюро. «Как-то меня затошнило. Приезжаю в больницу, говорю, что отравилась. А оказалось, восемь месяцев беременности! Это в 35 лет! – вспоминает Ия Васильевна. – Я расстроилась: годов-то много, что люди скажут? А ведь после рождения дочки врачи не давали надежды на возможность родить ещё детей. Но я родила Лёшу, а потом и Юру.
После рождения Юры устроилась в кулинарное училище счетоводом. Когда бухгалтер в нашей организации уходила на больничный, я справлялась с её обязанностями. И всё получалось благодаря моей хорошей зрительной памяти: раз увидела – сразу запомнила. Так я выучилась и стала бухгалтером. А на пенсию вышла старшим бухгалтером… Часто вспоминала школу, как говорила учителю по математике, что никогда мне этот предмет не пригодится».

Лихие 90-е
Много испытаний выпало на долю наших соотечественников в 90-е годы. У Ии Васильевны этот период отмечен двойным горем, о котором она вспоминает так: «Мой папа умер в 1985-м году, а у мамы от расстройства случился инфаркт. Пришлось брать её к себе и увольняться. Мама болела, сыновья учились, и чтобы как-то выжить, переезжали на лето в деревню. Здесь держали скотину: двух телят, двух поросят, больше сотни кроликов, куриц. Так и жили каждый год до декабря в деревне Дитятево в доме мужа, а на зиму уезжали в Череповец». Любовь к жизни в деревне не угасала у супругов никогда. Анатолий Фёдорович ни одного выходного дня не оставался в Череповце: сразу после вечерней смены ехал на паром, ночевал в машине, а утром, переправившись через Шексну, ехал в родную деревню.
В 1988-м году Анатолий Фёдорович вышел на пенсию, а Ия Васильевна ещё работала до 1990 года. В общей сложности прожили супруги в Череповце 43 года, а потом переехали в Вологду, поближе к детям. Сейчас у них уже трое внуков, правнучка и недавно родился правнук Марк. Всё лето Воеводкины живут в деревне Дитятево, куда к ним приезжают родня и друзья. Всем в большом доме с гостеприимными хозяевами места хватает, а на столе всегда свежие овощи с огорода, который умело и любовно возделывает Анатолий Фёдорович.
Вот такая сложная жизнь, полная испытаний, выпала на долю Ии Васильевны. Но она сохраняет оптимизм, не унывает, радуется каждому дню и сожалеет лишь о том, что здоровье уже не позволяет воплотить в жизнь многие её задумки.
С последующей судьбой своих альбомов с историями деревень Ия Васильевна пока не определилась. «Никому я не отдам свой труд. Но думаю, что кто-нибудь из моих внуков возьмётся за продолжение этого дела», – говорит она.
Очень важно, чтобы мы сохраняли память о своём роде, своих корнях, и замечательно, когда находятся неравнодушные к истории деревень люди. О них мы и впредь с удовольствием будем писать на страницах газеты.
Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 3 = 4

Закрыть
Закрыть