Top.Mail.Ru

ОН ВСЮ ЖИЗНЬ НЕ РАССТАЁТСЯ С ГАРМОНЬЮ

Алексей Евгеньевич Александров проживает в городе Белозерске.
Его залихватской игрой на гармошке по праву гордится белозерская земля: и «по-белозерски» сыграет, и «по-кирилловски», и, кажется, игру любого гармониста свободно сымитировать сможет. 

Такое виртуозное владение инструментом стоило Александру Евгеньевичу многих лет терпеливого оттачивания художественной и технической стороны исполняемых музыкальных произведений. Прежде чем стать настоящим мастером-виртуозом кирилловской гармони, Алексей Евгеньевич прошёл длинный творческий путь, о котором я сегодня хочу вам рассказать.
Герой нашего сюжета, будучи музыкально одарённым, с самого детства не выпускал гармонь из рук. А приучил его к инструменту дядя – Иван Капитонович, который владел так называемой «игрой на развал». Остальные братья Алексея Евгеньевича – Александр, Павел и Николай –
также имели музыкальные способности и в разной степени владели игрой на гармошке.
С особым трепетом Алексей Евгеньевич вспоминает своё знакомство с миром музыки: «Начинал я играть на гармошке с шести лет. Инструмент купили моему старшему брату родители, Анна Капитоновна и Евгений Яковлевич. Поскольку гармонь была тяжёлой, брат ставил мне её на колени и придерживал, чтобы я мог нажимать на кнопочки. На начальном этапе обучения я, как и все деревенские гармонисты, частенько «пиликал» по вечерам какие-то мелодии. Выступления на школьных концертах, а также участие в мероприятиях сельского клуба, несомненно, дали мне толчок в музыкальном развитии: мои навыки игры заметно улучшились, а вместе с этим появилась уверенность в собственных силах».
Ещё со школьных времён Алексей Евгеньевич мечтал не только освоить гармонь, но и научиться играть на баяне. Поэтому по окончании школы юный музыкант в сопровождении отца на запряжённой лошадьми телеге поехал в город Кириллов с надеждой поступить в Вологодское областное культурно-просветительное училище. Как и следовало ожидать, Алексей очень заинтересовал преподавателей. Они по достоинству оценили музыкальные способности юноши. Особенно комиссию впечатлило то, с какой поразительной точностью музыкант-самоучка при слепом прослушивании воспроизвёл на незнакомом ему инструменте сыгранные преподавателем звуки.
Но, несмотря на успешное поступление, отсутствие музыкального образования сыграло решающую роль в судьбе гармониста. Преподаватели сразу предупредили Алексея о том, что ему будет сложно конкурировать с поступающими в училище выпускниками-баянистами, имеющими за плечами базовое обучение в детской школе искусств. Поэтому ему предложили в течение года поучиться на хоровом отделении, а затем пообещали перевести на оркестровое. «Вспоминая своё поступление в училище, я достоверно не могу сказать, была тому виной моя застенчивость или детская несмышлёность, но от обучения на хоровом отделении, даже с перспективой перевода на оркестровое, я отказался и жалею об этом до сих пор, поскольку моя мечта освоить баян так и не сбылась», – признаётся Александр Евгеньевич.
После возращения домой он трудился на благо родного колхоза, в положенный срок был призван в армию, служил десантником на Северном флоте. В армии наш герой также не расставался с музыкой и своей любимой подругой – гармонью. Алексей Евгеньевич вспоминает, как в составе самодеятельной концертной бригады выступал на подводной лодке, как участвовал в смотрах войсковой самодеятельности. Особенно его впечатлило выступление перед многотысячной публикой на плавбазе «Нормандия-Неман».
Кстати, с выступлением на подводной лодке связан важный жизненный момент, произошедший в судьбе нашего гармониста. После того, как в исполнении Алексея прозвучал задорный вологодский наигрыш «под драку», с ним захотел познакомиться уроженец Вытегорского района Евгений Березин. Алексей Евгеньевич считает, что именно вологодский наигрыш послужил тому, что между земляками образовалась крепкая дружба, ведь всю оставшуюся службу они ходили друг к другу в гости и, как верные товарищи, во всём друг друга поддерживали.
После окончания службы Алексей Евгеньевич вернулся домой и всецело посвятил себя работе в лесной промышленности: был рамщиком, станочником, мастером лесопильного цеха, заведующим базой межхозяйственного лесхоза. Позднее работал на погрузке судов, ходивших по Волго-Балтийскому водному пути.
Выйдя в 2001 году на пенсию, Алексей Евгеньевич стал активным участником клуба гармонистов, созданного при Белозерском Доме культуры Любовью Павловной Каминер и Галиной Алексеевной Брызгаловой. В этом клубе можно было встретить не только музыкантов, но и плясунов, и частушечниц. С особым теплом он вспоминает, как с солисткой-частушечницей Диной Яковлевной Власовой объездил множество сёл и городов.
Крепкая дружба связывала музыканта-самородка и с семьёй Заволокиных. Куда только ни ездил с ними Алексей Евгеньевич: и в Москву, и в Санкт-Петербург, и даже в Новосибирск! А после выступления в Ханты-Мансийске наш музыкант по праву вошёл в «Золотую десятку» лучших гармонистов России.
Любовь к кирилловской гармошке Алексей Александров пронёс через всю свою сознательную жизнь.В течение многолетней активной творческой жизни коллекция музыканта пополнилась огромным количеством гармоней, имевших разную механику и музыкальный строй. Многие гармошки, вошедшие в коллекцию Алексея Евгеньевича, сделаны известными гармонными мастерами: Василием Петровым, Анатолием Золотовым, Александром Куликовым, Михаилом Зориным.
Вот как отзывается Алексей Евгеньевич о своём драгоценном инструменте: «Кирилловская гармошка абсолютно ничем не отличается, к примеру, от вятской или тульской гармони. Более того, она не уступает другим гармошкам по звучности, у неё более простая механика, поэтому игра на ней доступна всем: и маленьким, и взрослым».
Когда я спросила Алексея Евгеньевича, в чём секрет его интересной и лёгкой игры, он ответил: «Секрет моего исполнения прост. Игре я учился у многих знаменитых гармонистов Белозерского района. Во времена своей молодости, когда в деревнях проходили шумные гуляния, я прислушивался к тому, как играют деревенские гармонисты. Особенно мне нравилось слушать тех музыкантов, которые всю душу вкладывали в своё исполнение: игру именно таких мастеров я старался перенять. В белозерских краях в мою молодость зачастую можно было встретить и кирилловских гармонистов, которые не только рыбачили, но и здорово играли на гармошках. Своей залихватской игрой они создавали настоящий праздник в нашей округе. А как они плясали! Какие беседы устраивали! Кирилловская игра всегда была маяком для нашей области, потому что больше нигде так не играют!»
Подытоживая рассказ о своей жизни и творческой судьбе, Алексей Евгеньевич мне сказал: «Я считаю, что если в деревне человек держит гармонь и хоть как-то ею владеет – это уже является плюсом не только для него лично, но и для культурной жизни нашего общества в целом, поскольку человек приобщается сам и приобщает других к миру музыки. За изучение кирилловской гармони я голосую двумя руками! Пусть всегда будут жить на Вологодской земле наши продолжатели игры на гармони!»
К этому патриотическому пожеланию Алексея Александрова трудно что-либо добавить ещё. Поэтому мы говорим огромное спасибо Алексею Евгеньевичу за его мастерство, доброту души, преданность родному краю и настоящую любовь к инструменту – гармони! Дай Бог Вам здоровья, дорогой Алексей Евгеньевич, продолжайте и дальше радовать нас своим творчеством!
Л. Медовикова
Фото из социальной сети «ВКонтакте» со страницы
С. Мамонтова и сообщества
«Вологодские гармонисты»

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 2 = 1

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть