Top.Mail.Ru

Произведения кирилловского реставратора пополнили частные коллекции страны

Памятники Кирилло-Белозерского музея-заповедника вдохновили молодого художника стать… дизайнером!

Реставратор произведений из ткани Кирилло-Белозерского музея-заповедника не только восстанавливает старинную одежду, тканевые оклады средневековых икон и церковные облачения, но и создаёт свою линию изящных сумочек «Касание руки»!

Александра Романенкова третий год трудится художником-реставратором в единственном федеральном музее Вологодчины. «Благодаря мастерству выпускницы Суздальского филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры А.П. Романенковой удалось сохранить такие предметы, как покров на жертвенник (XVIII в.), венец (XVIIIв.), фелонь (XVII в.), стихарь (XVIII в.) и десятки других экспонатов из фонда музея, которые входят в богатую коллекцию культурного наследия страны, – замечает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – В настоящее время Александра реставрирует кофту-казачок первой четверти XX века, которая в скором времени пополнит экспозиции музея».

«Казачком» в начале XX века именовали нарядные женские кофты. Приталенный силуэт таких кофт достигался за счет вытачек и рельефов по переду и спинке или только по спинке. Материалом для кофт служили фабричные ткани: атлас, шерсть, сатин, шелк.

«Цветовая гамма, при этом, отличалась многообразием. Кофты русских крестьянок могли быть и нежных пастельных тонов, и темных, насыщенных, и ярких, даже кричащих, – рассказывает реставратор по тканям Кирилло-Белозерского музея-заповедника Александра Романенкова. – При декорировании кофт применялись разнообразные элементы: отстрочка, вертикальные и бантовые складки, защипы, воланы. В отделке нередко использовались тесьма и кружево.

Застегивались кофты либо спереди, либо сбоку. Пуговки изготавливались из различных материалов: кости, перламутра, пластмассы. Для застегивания так же использовались металлические крючки и кнопки.

Модницы из крестьянской среды носили свои нарядные, изящные, а порой и эпатажные кофточки в комплекте с юбками, под заправку или навыпуск. Юбка и кофта, сшитые из одинакового материала, именовались «парочками» или «парами».

Я в настоящее время работаю над изделием 1930-х годов – восстанавливаю кофту-казачок, сшитую из узорного атласа, с отделкой из тесьмы бронзового цвета и воротником-стойкой. Этот памятник поступил на реставрацию в состоянии общего загрязнения, с пятнами различных цветов, разрывами и сечениями нитей. В некоторых местах были разорваны нити тесьмы. На данный момент мною уже выполнено ослабление пятен и произведена водная очистка, восполнены утраты. Далее предстоит сдублировать сечения по всей поверхности памятника, а также отпарить его и подготовить к дальнейшему экспонированию».

Ещё несколько штрихов, и казачок кирилловской модницы 1930-х годов станет украшением выставок Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Умелые руки реставратора по тканям Александры Романенковой не только возвращают в первозданный вид наряд прошлого столетия, но и создают новые эксклюзивные вещи, которые пополняют частные собрания коллекционеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Владимира  и Пензы.

«Памятники, которые я реставрирую, зачастую разных эпох. От XVI столетия и до наших времён. «Казачок», над восстановлением которого работаю не один месяц, а также другие ценные памятники нашего музея, вдохновляют меня на создание изделий из серии 20-х годов прошлого века. Ридикюли, сумочки в виде конверта… Парчовые, бархатные, расшитые бисером… Броши с кристаллами, ободки и серьги. Каждая работа индивидуальна и особенна. Нет ни одного произведения, похожего на другое!» –  признаётся молодой реставратор-дизайнер.

Несмотря на то, что вышивала Александра с детства, попробовать себя в мире моды она решилась только будучи профессиональным реставратором по тканям.

«Работа реставратора очень важна для меня, – поясняет А.П. Романенкова. – Я могу создать не только что-то новое, но и сохранить культуру и наше историческое наследие. А моё серьёзное увлечение моделированием – это желание сделать что-то особенное, ни на что не похожее».

Произведения Александры входят в моду и путешествуют по России. В следующем году она планирует представить коллекцию сумочек для участия во всероссийском конкурсе дизайнерских изделий ручной работы «Greenbird».

Пресс-секретарь Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Мария Хаустова

 

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

34 − = 30

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть