Top.Mail.Ru

Раскрыла Тотьма нам свои объятья

Побывать в Тотьме я мечтала давно: слишком уж много восторженных отзывов слышала ранее об исторических особенностях этого древнего края солеваров и мореходов. «Какие в Тотьме могут быть мореходы? Там моря и близко нет!» – предвижу возмущение некоторых досужих дилетантов. Моря нет, а мореходы есть – оказывается, и так в жизни бывает. Впрочем, обо всём по порядку.

Когда мне подвернулся счастливый случай присоединиться к экскурсионной группе жителей посёлка Шиндалово (отдельное спасибо за это организаторам поездки Лидии Александровне Кузнецовой и Инне Николаевне Носовой), я тут же ухватилась за это предложение. И вот ранним августовским утром автобус под управлением водителя Ивана Клятвина с ватагой шумных и жизнерадостных шиндаловцев на борту уже стремительно сокращает расстояние между двумя районными городами Вологодчины. Тотьма встречает нас радушно и приветливо: балует хорошей погодой, восхищает ухоженностью городских территорий и зданий, радует обаятельными экскурсоводами.
Правда, снаружи краеведческий музей – длиннющее двухэтажное краснокирпичное здание – впечатляет разве что своими размерами. Зато внутри в нём столько всего интересного! Не случайно кто-то из столичных посетителей назвал его Тотемским Эрмитажем. Что-то, здесь, как и всюду: интерьеры разных времён, советская атрибутика, предметы старины и народных промыслов, отдел природы, археологии, зал палеонтологии. Но всё, что касается непосредственно местной истории, необыкновенно интересно. Естественно, знакомство с Тотьмой мы начали именно с исторического отдела. Наш гид Вера с гордостью сообщила, что первое письменное упоминание о Тотьме датировано документом 1137 года, и тотьмичам приятно сознавать, что их город старше Вологды, Устюга и Москвы ровно на десять лет.
– Название города специфическое и часто вызывает вопросы насчёт того, что оно означает, – лукаво улыбается Вера. – Существует масса легенд и преданий, но одна из них хорошо известна вологжанам: якобы Пётр I, проезжая мимо тотемского поселения, увидел тёмные дремучие леса и махнул рукой, мол, «то не город, то тьма!»
– Но это всего лишь сказка, – поспешила разочаровать нас Вера. – На самом деле «тотьма» – слово финно-угорское и означает – низкая болотистая местность, сырое место. Откуда появилось такое название, если город расположен на высоком берегу реки Сухоны? Дело в том, что первое городище тотьмичей располагалось на противоположном берегу реки, гораздо более низменном, и ниже по течению. Но в XIV веке тотьмичи переселилсь в местечко Варницы, где обнаружился солевой источник, откуда стали добывать соль…
Позже, спасаясь от набегов татар, тотьмичи переберутся на то место, где сейчас расположена Тотьма.
Судоходство на Сухоне в древние времена было очень активным, тем более, что вскоре открылся Северный торговый путь с западными странами. Собирая дань с проезжих судов, активно занимаясь солеварением и другими доходными промыслами, Тотьма очень скоро стала богатым, зажиточным городом. Соль в те годы ценилась дорого, а добыча её продолжалась здесь вплоть до начала XIX века. С разработкой промышленного производства соли на юге России, на озёрах Эльтон и Баскунчак, Тотьма уже не смогла конкурировать.
Большую роль в развитии города сыграли российский царь Пётр I, побывавший в Тотьме три раза, российский мореплаватель Витус Беринг, а также прогрессивные для того времени тотемские купцы Холодиловы, Пановы, Черепановы, Беловы и прочие. Они не только успешно торговали со множеством европейских стран лесом, пушниной, рыбой, мёдом и воском, зерном и прочим ходовым товаром, но и финансировали многочисленные экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, а потом на Аляску и Алеутские острова. Именно поэтому практически весь XVIII век для исследователей Сибири и Русской Америки Тотьма являлась форпостом. А выходец из Тотьмы Иван Кусков в 1789 году даже основал в Америке близ Сан-Франциско город, получивший название Форт-Росс. Тотьмичи берегут память о мореходе Иване Кускове: сохранился дом, в котором он жил по возвращении из Америки, его именем названа набережная, открыт памятник, создан музей, посвящённый жизни и деятельности морехода.
Похоронен великий мореход в Тотьме, на кладбище Спасо-Суморина монастыря.
О тотемских мореходах, людях удивительной судьбы, напоминают необычайно стройные и красивые храмы Тотьмы, каких больше не встре­тишь нигде. Устремлённые ввысь, изящные, почти воздушные, они, как сказочные белые парусники, словно бы парят в небесной синеве, возвышаясь над нашими головами. Эти храмы-корабли строили на избытки капитала тотемские купцы и мореходы, вкладывая в них свою патриотическую любовь к малой родине. В одном из таких храмов – в церкви Входа Господня в Иерусалим –
нам удалось побывать, там сейчас размещён музей тотемских мореходов. Меня особенно впечатлил огромных размеров глобус – «чрево земное», как называл его герой Валерия Золотухина в фильме «Как царь Пётр арапа женил». Экскурсовод Ольга показала нам на нём, какой огромный, трудный, полный неожиданностей и опасностей путь приходилось проделывать тотемским первооткрывателям по суше и по морю, чтобы добыть богатство и славу Отечеству и родному тотемскому краю.
По свидетельству экскурсовода Светланы, с которой мы совершали пешеходную экскурсию по городу, до революции в Тотьме было 19 приходских церквей. Большинство из них посвящались Николаю Чудотворцу – главному покровителю мореплавателей, землепро­ходцев и торговли. До наших дней дожили только пять храмов. Во время экскурсии нам удалось полюбоваться тремя из них: церковью Успения Пресвятой Богородицы, храмом Рождества Христова и Входоиерусалимской церковью. Все они заново отреставрированы и выглядят, как новенькие. Все украшены особым орнаментом – картушами, напоминающими собой завитушки древних свитков или гребни морских волн – кому что видится. Достоинство их в том, что эти украшения – не обычная лепнина, они умело встроены в кладку храмовых стен, поэтому совершенно не подвластны воздействию времени.
За четыре часа, проведённые на гостеприимной Тотемской земле, мы почерпнули столько полезной и интересной информации, что её невозможно уместить в одной путевой статье. А сколько всего мы ещё повидать не успели! Короче, сюда можно возвращаться ещё не раз, и всегда найдётся что посмотреть, на что подивиться.
Лично меня впечатлило то, что тотьмичей уже много лет связывали тесные дружеские отношения с жителями американского города Форт-Росс.
Основателем его, как я уже упоминала, является тотемский мореход Иван Александрович Кусков, за четыре топора выкупивший эту землю у индейцев племени кашайя. Так южнее Калифорнии появился в Америке русский форт, где немолодой уже российский исследователь-мореход Кусков прослужил комендантом 33 года, проявив незаурядные дипломатические способности, не допустив ни единой стычки с представителями других национальностей. А потом вернулся в Тотьму, где и скончался скоропостижно через два месяца. И хотя было это 200 лет назад, американцы тоже не забыли имя достойного тотьмича. К 200-летию США в честь тотемского морехода Ивана Кускова, признанного русски­ми, живущими в Америке, национальным героем Соединё нных Штатов, была отчеканена памятная медаль. А крепость Росс, входящая в штат Калифорния, стала фактически побратимом города Тотьмы. И раз в пять-десять лет в День русских Колумбов в Тотьму приезжали представители индейского племени кашайя. Они очень любили селиться не в гостинице, а в частных домах простых горожан без особых удобств. В этот день поздним вечером в Тотьме совершался синхронный колокольный перезвон с городом Форт Росс (в Америке в это время 4 часа утра). Для этого устанавливался прямой телемост. Если сегодня виртуальную связь можно наладить по Ватсапу, по Вайберу, то лет 20 назад Ростелеком прокладывал для этого специальную линию и выводил картинку на огромный экран. Это выдающееся событие собирало целую толпу тотьмичей и гостей города.
– Наши кричали Джону, хранителю Форта: «Хэллоу!», а он в ответ: «Привет, Тотьма!» – вспоминает экскурсовод Светлана. –
Они звонили в свою небольшую звонницу, а в Тотьме – с колокольни Успенской либо с Входоиерусалимской церквей. И все были счастливы.
Сегодня Форт Росс представляет собой национальный парк штата Калифорния, который с недавних пор финансируется за счёт российской дипломатии, пояснила Светлана, потому что прежний губернатор штата Арнольд Шварценеггер прекратил выделение средств и предложил вообще распустить Форт, заявив, что он слишком дорого обходится местной казне. Но все смотрители парка всегда очень тепло относились к России, с удовольствием приезжали в гости.
Я поинтересовалась у нашего гида, произошли ли изменения в отношениях двух городов в связи с экономическими санкциями, вызванными российской спецоперацией на Украине, но она призналась, что не в курсе. Сообщила лишь, что поскольку там очень устойчиво тёплый климат, много секвойи, что полезно для здоровья, то активная местная православная община приглашает к себе на уик-энд детей русских эмигрантов, размещая их в помещениях, хорошо сохранившихся ещё со времён Ивана Александровича Кускова. В такие дни там устраивают интерактив с русской тематикой. По приглашению американской стороны бывали там и тотьмичи. В Тотьме День Колумбов с приглашением гостей из Форта обычно устраивали в День города.
Собираясь в обратный путь, мы смогли опосредованно прикоснуться к истории Русской Америки, перекусив в кафе «Калифорния», стилизованном под кусковские рубленные строения в Форте Росс, конечно, не из секвойи, а из вполне российских брёвен. Благо, это оказалось нам по пути. И, попрощавшись с тотьмичами, поблагодарив их за гостеприимство, ещё долго находились под впечатлением от всего увиденного. Какой всё-таки это удивительный город – Тотьма!
Татьяна ПОГОДИНА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

27 + = 36

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть