Top.Mail.Ru

История забытого захоронения

Есть люди с большим сердцем, не безразличные к чужому горю, есть те, кто всегда откликается на просьбу о помощи, а есть и такие, кто сам изъявляет желание сделать какое-то доброе дело и делает его совершенно безвозмездно, по зову сердца. 

К нам в редакцию обратилась кирилловчанка Светлана Леонидовна Преображенская. Она рассказала, что, прочитав статью о воздухоплавателе Степанове и о том, как в Украине ухаживают за могилой нашего русского солдата, не смогла пройти мимо заброшенного захоронения на Никулинском кладбище.
«У меня дом отца в деревне Никулино, – рассказала Светлана Леонидовна. – Недалеко от деревни есть кладбище, на котором захоронена моя мама. Сейчас часть Никулинского кладбища, что находится на опушке, заросла, там непролазный лес. Но раньше там хоронили гособеспечаемых Никулинского тубдиспансера и местных жителей. Как-то я пошла на могилку мамы, которая похоронена на этом кладбище, и на выходе заметила камень. Как оказалось, это была часть расколовшегося каменного надгробия, упавшая на землю. С трудом удалось её перевернуть. И тут обнаружилась железная табличка, на которой была надпись: «Л-т ВВС Зернов Сергей Петрович» с указанием лет жизни (с 9.06.1925 по 2.04.1965). Вспомнилась статья про воздухоплавателя Степанова, в которой рассказывалось о том, что в Украине ухаживают за могилой русского лётчика из деревни Заречье. Вот я и посчитала своим долгом сообщить в газету… Я могла бы помогать ухаживать за этой могилой, так как она недалеко от захоронения моей мамы. Меня заинтересовало, что этот человек, видимо, родился в Вологде, потому что на табличке есть надпись: «г. Вологда». Вдруг есть его родственники?»
Назначив день для совместной поездки на место, вооружившись фотоаппаратом, мы отправились к месту захоронения солдата. Выйдя у дороги из машины, пошли через лес по так называемой рыбацкой тропе, затем через довольно заброшенный и заросший лесной участок добрались до места. Действительно, лес там глухой, заросший огромными деревьями и кустарниками, однако там сохранилось несколько захоронений. Как пояснила моя проводница, оград у могил давно нет, раньше здесь пасли скот, поэтому все могилки сравнялись с землёй. Когда-то были бугорки от захоронений, а теперь всё заросло. Отломившуюся часть памятника над захоронением Светлана Леонидовна подняла, мох старательно счистила, сорняки у места захоронения выполола и даже принесла цветы на могилу этому солдату. Осталась у неё большая просьба: найти хотя бы фото этого солдата и разузнать что-нибудь о нём…
К счастью, в Кириллове есть замечательный специалист-поисковик Галина Леонидовна Кузнечикова, которая уже много лет ведёт работу по установлению мест и обстоятельств гибели кирилловчан, пропавших без вести в период Великой Отечественной войны, буквально по крупицам возвращая историю на круги своя. Галина Леонидовна откликнулась на просьбу и по имеющимся на поисковых сайтах документам составила боевой путь воина Сергея Петровича Зернова, который мы и публикуем сегодня: «Зернов Сергей Петрович родился в 1925 году в городе Вологде. Адрес места жительства – ул. Чернышевского [это не точно, в документе указано неразборчиво. – Прим. авт.], д. 33, кв. 1. По достижении призывного возраста (18 лет) он был призван в армию Вологодским РВК. Дата призыва – январь 1943 года.
Почти все призывники нашей области проходили военную подготовку в запасных стрелковых полках. Есть сведения, что Сергей Петрович обучался военному делу в 359-м запасном стрелковом полку 14-й запасной стрелковой дивизии. 28 августа 1943 года он был направлен в Арзамасское миномётно-стрелковое училище. В Учётно-послужной картотеке есть запись, что после учёбы в училище Сергей Петрович в звании лейтенанта поступил на службу в 4-й отдельный полк резерва офицерского состава, затем был переведён в 548-й стрелковый полк 116-й стрелковой дивизии. Точная дата начала службы в этой дивизии не указана, но в 1944 году он уже числился в её составе. В январе-феврале 1944 года 116-я стрелковая дивизия участвовала в Корсунь-Шевченковской операции. Был ли Сергей Петрович на этот период в составе дивизии, точных сведений нет. С большей степенью вероятности можно предположить, что Зернов Сергей участвовал в освобождении Румынии, Польши, Германии, Чехословакии. Воины 116-й стрелковой дивизии вели не только кровопролитные бои, но на своём пути захватили четыре немецких концентрационных лагеря, освободили и сохранили жизни 30 тысячам обречённых на уничтожение пленных солдат, согнанных фашистами со всех стран Европы.
На начало 1945 года Зернов Сергей Петрович числился в составе 4-го гвардейского воздушно-десантного полка 2-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Это подтверждается сведениями из наградного листа о представлении его к награде орденом Красной Звезды.
В начале января 1945 года 2-я гвардейская воздушно-десантная дивизия вела бои в Польше. Описание подвига Сергея Зернова: «В боях за село Шерока (Польша) 25 марта 1945 года смело и решительно управлял боевыми действиями стрелкового взвода, личным примером поднимал взвод в атаку и увлекал за собой бойцов. В уличных боях в с. Шерока его взвод уничтожил до двух десятков солдат и офицеров противника и 9 солдат захватил в плен». Приказ о награждении был подписан 14 апреля 1945 года.
В апреле 1945 года вологжанин совершил ещё один подвиг, за который был удостоен награды орденом Отечественной войны II степени. В этот период 2-я гвардейская воздушно-десантная дивизия участвовала в Моравско-Остравской наступательной операции. Из наградного листа: «В боях за город Моравская Острава 30 апреля 1945 года, командуя стрелковым взводом, во время форсирования реки Одер на окраине города, несмотря на сильный ружейно-пулемётный и миномётный огонь противника, быстро приблизился к реке и, переправив взвод, ворвался на территорию завода. В уличном бою его взвод уничтожил 18 немецких солдат и офицеров». В этом же документе указано, что у Сергея Петровича было два лёгких ранения в феврале и марте 1945 года.
Дата окончания службы: 17.05.1946».
Таким образом, мы видим, что у Сергея Петровича Зернова были лёгкие ранения, но он закончил службу 17 мая 1946 года. В поиске родственников возникла сложность, потому что это закрытая информация и она хранится в ЗАГСе по месту жительства разыски-
ваемого человека. Раньше можно было сделать запрос, например, поисковикам. Сейчас запросы принимают только от родственников и получается замкнутый круг.
Подведём итоги: захоронен на заброшенном Никулинском кладбище достойный сын своего Отечества, воин, который мужественно сражался и внёс свой вклад в Великую Победу, лейтенант Сергей Петрович Зернов. Умер он, судя по надписи на надгробной табличке, в возрасте 40 лет спустя 19 лет после окончания несения службы. Почему он похоронен в деревне Никулино, а не в Вологде, установить пока не удалось, возможно, он там жил и работал. Будем очень благодарны, если кто-то из читателей знает о послевоенной судьбе этого человека и сообщит нам какую-то информацию. А пока Светлана Леонидовна Преображенская самостоятельно поправила памятник, посадив на цемент сломленную его часть, а Иван Поляков по её просьбе расчистил от завалов место рядом с захоронением, спилив старые деревья.
Так, благодаря неравнодушию одной женщины нам удалось восстановить память о герое. Как говорит Светлана Леонидовна, добро всегда возвращается. А сохранение памяти о наших героях – это дело самое что ни на есть доброе, а герои на войне все: от рядового до генерала.
Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора и предоставлено Г. Кузнечиковой

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 61 = 66

Закрыть
Закрыть