Top.Mail.Ru

Выставка икон вдохнула новую жизнь в старинное здание

4 апреля, в Светлый праздник Пасхи,
в Горицах в бывшем здании администрации Горицкого поселения прошла выставка русских хромолитографических икон «Нерукотворные образы». Посетили её жители Гориц, Кириллова, а также гости из разных уголков Кирилловского района.

Здание перешло в руки частному лицу и у него появилось новое назначение. 4 апреля его двери открылись для всех желающих. Деятельное участие в этом приняли волонтёры Опорного представительства ресурсного центра «Провода» Кирилловского района, действующего на базе Молодёжного центра «Альфа», они помогали подготовить помещения к достойному размещению в них экспозиции.
На выставке были оформлены два зала с иконами и миниатюрами. Искусствовед Любовь Елизаветина, которая является владелицей этих уникальных экспонатов, провела для гостей экскурсию. Она рассказала о технологии изготовления этих икон на металле в заведениях московских фабрикантов – француза Августа Жако и немца Виллибальда Бонакера.
Иконы Жако и Бонакера, как правило, сравнительно невелики, приблизительно 45х38 см. Исполненные в технике хромографии по металлу, они представляют собой не просто металлический лист с изображением, но подобие традиционной иконы: жестяные пластины прикреп-
лялись к деревянной основе, которая обтягивалась тканью, напоминающей о «сорочках» или «рубашках» старинных домашних образов. Печатные иконы в основном предназначались для домашней молитвы, но могли находиться в храмах в качестве образов, выкладывавшихся на аналой для поклонения в день соответствующего праздника.
Ещё один вид продукции, смежный с иконами, – это портреты, которые, как и священные изображения, могли находиться на почётном месте в городском или деревенском доме. На выставке был представлен прижизненный портрет святого праведного Иоанна Кронштадтского (протоиерея Иоанна Ильича Сергиева), восходящий к фотографическим портретам с его подписью.
Продукция фабрик Жако и Бонакера отражала широкий спектр явлений русского религиозного искусства рубежа XIX–XX веков. Техника хромографии по металлу позволяла имитировать темперную и масляную живопись, воспроизводить разные варианты серебряных окладов с чеканкой, гравировкой или эмалевым декором, снабжать изображения накладными венцами, повторять иконы с чеканкой по левкасу. Ориентация на узнаваемые, популярные в народе формы привела к появлению многочисленных реплик финифтяных образков ростовской работы, заключённых в фигурные обрамления. Сам принцип наложения металлического листа на деревянную основу также близок обычаю украшения икон сплошными окладами.
Объективно способствуя падению спроса на «рукотворную» икону, «нерукотворные» и сравнительно недорогие металлические образы несли в народ усреднённую, но ориентированную на высокие образцы эстетику. С точки зрения православного учения они были не менее достойны почитания, чем обычные иконы, подобно тому, как печатное Евангелие не менее священно, чем Евангелие, переписанное от руки.
Русское ремесло иконописания вело непосильную борьбу с машинным производством подобий рукописной иконы на жести. В ближайшем будущем это грозило уничтожением общего народного мастерства иконописания. Конкуренцию выдерживали разве что суздальские мастерские – «фабрики», производившие дешёвые иконы. Неизвестно, чем бы закончилось это противостояние, если бы не Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция.
Таким образом, это явление просуществовало всего 20 с небольшим лет. Традиция производства хромографических икон была утрачена, и попыток её возродить до сих пор так и не предпринималось. Логично было бы предположить, что количество икон, имевших некогда широчайшее хождение по всей Руси, должно быть неисчерпаемо. Но, увы, как показывает практика, металл вовсе не гарантирует износостойкость – иконы, выполненные в подобной технике, выцветают на солнце, легко царапаются и быстро ржавеют. Основной их враг – русская зима, ведь от холода они шелушатся и осыпаются. И главное – они практически не поддаются реставрации. Бoльшая часть продукции Жако и Бонакера уже безвозвратно утрачена.
Как рассказала автор выставки Любовь Владимировна, она искала и покупала хромографию во всех районах Российской Федерации через знакомых дилеров, в Интернете, на антикварных развалах и аукционах. Несмотря на тиражность, собирать эти образа по каталогам невозможно, поскольку их попросту не существует. Но такое коллекционирование превращается в настоящий творческий процесс, а собрание приобретает статус уникального. «Цель этой выставки в том, чтобы не дать исчезнуть этому явлению без следа и сохранить то немногое, что ещё осталось», – говорит Любовь.
Журналист и телеведущий Андрей Леонтьев, который организовал эту выставку вместе с искусствоведом Любовью Елизаветиной, рассказал: «Для нас очень важно, что дом, в котором сегодня проходила выставка, стал оживать, у него появилась вторая жизнь. С этим зданием было связано много людских судеб: до революции он принадлежал церкви и использовался для церковного причта, затем здесь жили учителя с семьями – люди самой светлой профессии в мире, потом размещались сельсовет и изба-читальня. Поэтому добрая энергетика здесь чувствуется, и нам очень хочется её сохранить, чтобы этот дом и дальше наполнялся позитивом. Вот мы решили попробовать организовать здесь выставку. Мы почувствовали от местных жителей живой и искренний отклик. Людям понравилось, что мы сделали.
Думаю, что это первая выставка в длинной череде мероприятий, надеемся, бесконечной. Думаю, что здесь будут проходить не только выставки, но и другие разнообразные культурные события. Мы с Любовью Владимировной очень хотим, чтобы дом был наполнен разными просветительскими и образовательными процессами, чтобы людям нравилось здесь бывать. Для начала нам нужно привести этот дом в порядок, освободить его от того груза, который он нёс до сих пор, вычистить территорию вокруг. Мы планируем привлекать для сотрудничества наших московских друзей: художников, фотографов, коллекционеров. Расширение кругозора жителей Кирилловского района – это тоже важная наша миссия. Мы хотим, чтобы как можно больше людей углубляли свои знания. И будем этому всячески способствовать.
Я уже около 25 лет постоянно приезжаю в Кириллов и Горицы на Рождество и Пасху и для меня это уже своеобразная традиция. А на эту Пасху мы решили совместить визит в эти края с открытием выставки. И, на мой взгляд, когда ещё, как не в Светлое Христово Воскресение проводить выставку икон? Эта экспозиция стала своеобразным подарком жителям. Она проходила всего один день, потому что не было возможности создать условия для хранения уникальной коллекции. Мы рады, что наша выставка пришлась по душе местным жителям».
Посетители мероприятия с интересом слушали искусствоведа, задавали много вопросов, фотографировали иконы и выражали надежду, что в этом старинном здании начнётся новая общественная и культурная жизнь.
Мария ГОЛУБЕВА. Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

29 − = 20

Закрыть
Закрыть