Top.Mail.Ru

Школа искусств навсегда в моём сердце

Годы, годы, словно птицы, незаметно пролетят.
Было двадцать, было тридцать, а теперь вот шестьдесят… Шестьдесят лет минуло со дня открытия в Кириллове детской музыкальной школы.

Это событие в 1961 году было знаковым для маленького районного центра и культуры района в целом. Моя трудовая биография на протяжении 35 лет была вплотную связана с периодом становления и развития музыкальной школы. Помню, это был декабрь 1965 года, то есть ровно 55 лет назад. Позади была практически половина учебного года, когда областное управление культуры решило срочно заменить директора музыкальной школы. На это у них были веские причины, но дело прошлое. Начальник управления культуры А.Н. Голубева направила в Кириллов инспектора по искусству И.И. Цирюльника, который должен был совместно с руководством отдела культуры решить вопрос с кандидатурой директора музыкальной школы. Заведующая отделом культуры посоветовала инспектору обратиться с этим вопросом к директору Вологодского областного культпросветучилища В.А. Мелёшину, напомнив, что желательно на эту должность выбрать преподавателя музыкальных дисциплин, и такого, который любит детей. Выбор пал на меня.

Начинать пришлось почти с нуля
Признаться, я тогда очень сомневался. Во-первых, некому было передать своих студентов: у всех преподавателей и так была большая нагрузка. Во-вторых, я терял в зарплате, в-третьих, понимал, что быть директором школы (а школа платная) – это громадная ответственность и серьёзная нагрузка. В-четвёртых, я лишался длинного летнего отпуска. И всё же мне пришлось согласиться. Так я оказался на двух стульях: преподаватель в училище и директор в музыкальной школе.
Коллектив музыкальной школы состоял тогда из пяти преподавателей и сорока учащихся. К тому времени школе, у которой до этого не было даже своего помещения, передали здание бывшей монастырской богадельни, которое находилось в ужасном состоянии. Ни электричества, ни воздуха, кругом развалины, печное отопление. Создавалось впечатление, что это здание десятилетиями не имело хозяина и не знало ремонта. Мне предстояло начинать в прямом смысле почти с нуля.
Но не зря в народе говорят, что глаза страшатся, а руки делают. Постепенно перекрыли кровлю, заменили в окнах рамы, укрепили фундамент, от кочегарки Казанского собора, в котором тогда размещались производственные цеха райпотребсоюза, провели паровое отопление. Вологодская фирма «Прогресс» отремонтировала внутренние помещения и оформила интерьеры классов и кабинки для индивидуальных занятий. Приобрели необходимую мебель и музыкальные инструменты – баяны и фортепиано. За народными инструментами приходилось ездить непосредственно на фабрику в Москву.
Вот так постепенно укреплялась материальная база детской музыкальной школы, увеличивалось количество учеников и, соответственно, преподавателей.
Все кадровые проблемы решались только через управление культуры области. Чтобы не прислали на работу в школу посредственного выпускника, я ездил в областное музыкальное училище, которое сам окончил в 1953 году. Поэтому встречали меня там, как бывшего выпускника, всегда дружелюбно. Получив подробную характеристику о каждом заканчивающем учёбу студенте, я старался обязательно заранее встретиться с теми, кто мне понравился. Рассказывал о школе, об особенностях работы, о нагрузке, о жилищных условиях. Это были, как правило, комнаты в деревянных коммунальных неблагоустроенных домах. Поэтому некоторые педагоги предпочитали снимать частное жильё.
Результатом такой моей профориентационной работы было то, что на комиссии по распределению выпускников по местам будущей работы некоторые прямо заявляли: «Хочу поехать в Кирилловскую музыкальную школу». И всё же иногда приходилось приглашать на работу педагогов-совместителей по договорённости с руководством Вологодского областного культпросветучилища. Это были классные специалисты! В их числе мой ученик по культпросветучилищу Леонид Васильевич Алёшичев, Эльза Николаевна Бурлакова, Валентин Фёдорович Заварин, Нина Владимировна Гиря.
Иногородние специалисты обычно надолго в Кириллове не задерживались, в основном по причине бытовой неустроенности. Но были у нас и такие, для кого Кириллов стал второй родиной. Ирина Евгеньевна Викторова, Ирина Вадимовна Воронова, Галина Александровна Мишина, Наталья Александровна Королёва, Наталья Гневашева нашли в Кириллове свою судьбу, создали здесь семьи и долгие годы плодотворно трудились в детской музыкальной школе, ведя за собой детей в мир прекрасного, в мир музыки. К счастью, Наталья АлексанОровна Королёва, являющаяся высококлассным специалистом, и до сих пор трудится в школе искусств. Когда она, будучи преподавателем Вологодского областного училища культуры, перешла на работу в музыкальную школу, работа фортепианного отделения была поднята на более высокий уровень. Для меня было большое счастье иметь в коллективе такого педагога. Дорогая Наталья Александровна, я преклоняюсь перед Вашим талантом пианистки и педагога! Продолжайте и дальше впитывать в детские души самое прекрасное, любовь к музыке и гордитесь своими учениками!

Одна из лучших в области
Проходили годы… Даже при очень стеснённых условиях работы в детской музыкальной школе росло число учеников и преподавателей. Вдвойне было приятно и радостно принимать на работу наших бывших учеников – выпускников Вологодского музыкального училища. Сейчас все они уже стали опытными специалистами, и все, кроме Ольги Дмитриевны Сазоновой, продолжают плодотворно трудиться, приумножая популярность Кирилловской детской школы искусств. В их числе Нина Сергеевна Романова, Надежда Геннадьевна Билык, Ольга Юрьевна Чечаничева, Ольга Игоревна Кошелева, Ольга Леонидовна Панова.
Отсутствие концертного зала создавало трудности при подготовке ежегодных отчётных концертов. Приходилось проводить концерты в зале районного Дома культуры. Для детей было непривычно выходить на большую сцену, выступать перед большой зрительской аудиторией, да ещё в присутствии комиссии музыкантов из Вологды. Отчётный концерт был настоящим экзаменом не только для учеников, но и для нас, потому что в комиссию входили преподаватели из музучилища и музыкальных школ Вологды. Цель комиссии была не бичевать педагогический коллектив нашей школы, а дать реальную оценку его работы за прошедший учебный год, отметить положительные сдвиги, дать советы на будущее, обратить особое внимание на перспективных учеников, способных продолжить учёбу в Вологодском музыкальном училище.
Следует отметить, что оценку работы педколлектива давали не только на основании качества обучения детей, но и по степени участия коллектива в культурной жизни города и района. И в этом следовало показывать пример директору. Я был участником хора интеллигенции, мужского вокального ансамбля, ансамбля гармонистов, пел сольно и в дуэте с Григорием Григорьевичем Бабаем (преподаватель КПУ, отличный музыкант), с учителем Кирилловской школы Анной Георгиевной Валюженич, позднее – с корреспондентом районной газеты Анатолием Александровичем Погодиным. Выезжал в сельские Дома культуры аккомпанировать хоровым коллективам, помогал с музыкальным сопровождением пионерским лагерям, в составе концертной бригады РДК ездил по фермам и полевым станам. Моему примеру следовали и другие педагоги, кто имел такую возможность. Например, преподавателю по классу баяна Игорю Алексеевичу Кустову часто приходилось выезжать в сельские учреждения культуры в качестве аккомпаниатора участникам художественной самодеятельности. Пианистка Ольга Авдеева, очень артистичная девочка (её мама была актрисой Вологодского, а позже Волгоградского драматического театра), участвовала в народном театре РДК, у режиссёра Ивана Тимофеевича Андреева. В военно-патриотической драме «Соловьиная ночь» она талантливо сыграла главную роль — немецкую девочку Ингу. Я в этом спектакле сыграл роль сержанта Кобылко.
С появлением филиалов музыкальной школы в Никольском Торжке, Горицах и Талицах культурная жизнь в этих сёлах заметно оживилась. Поэтому на областных совещаниях директоров музыкальных школ Кирилловскую школу в этом отношении всегда ставили в пример.

Опора в работе — коллеги и родители
Первые годы в штате школы не было завуча, завхоза, даже родительскую плату принимал директор с последующей передачей в бухгалтерию горсовета, которая вела учёт нашей финансово-хозяйственной деятельности. Мне же приходилось получать и выдавать своим сотрудникам заработную плату. Позднее всё это было передано в ведение централизованной бухгалтерии. Из-за отсутствия в штате должности завуча мне пришлось назначить старшим преподавателем педагога-хоровика Ирину Евгеньевну Викторову. Отличный специалист и, безусловно, ответственный человек, она фактически исполняла обязанности завуча.
По мере увеличения педагогического и ученического коллектива школы появилась возможность ввести в штат единицу завуча. На эту должность была назначена Ольга Дмитриевна Сазонова – опытный педагог-народник. Ответственная, исполнительная, требовательная к себе и коллегам, возможно, кому-то она и не нравилась, но я всегда её поддерживал, ибо требования и замечания Ольги Дмитриевны всегда были справедливыми. А её ученики и после окончания учёбы продолжали играть в оркестре народных инструментов.
С целью привлечения к школе внимания общественности был создан родительский совет. Так как родители наших учеников работали в разных организациях города, они были мне хорошими помощниками в решении разных хозяйственно-финансовых вопросов. Такое тесное участие родителей в жизни школы способствовало тому, что они больше знали о нуждах школы, о её проблемах. В частности, о том, что к концу 80-х годов находиться в здании богадельни школа уже не могла физически. Ввести двухсменку было невозможно, потому что общеобразовательные школы города работали в одну смену. Вот тогда и возникла идея бороться за недавно выстроенную пристройку к зданию райкома партии. Идея была поддержана всеми родителями детей, которые учились в нашей школе, коллективом Кирилло-Белозерского музея-заповедника и всеми неравнодушными горожанами. Однако тогдашний секретарь райкома партии счёл недопустимым соседство музыкальной школы с районным партийным органом власти, и нашу инициативу зарубили на корню.

И всё-таки вышло по-нашему!
Однако не зря говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло. В начале 90-х годов КПСС была ликвидирована, всё имущество, в том числе и здание райкома, национализировали. И у нас снова появилась надежда заполучить его под музыкальную школу. Но сверху пришло распоряжение о передаче здания бывшего райкома прокуратуре и суду. Чувствуя, что все надежды рухнули, мы тем не менее продолжали ходить по кабинетам чиновников. Меня поражало и даже иногда выводило из себя их равнодушие к проблемам музыкальной школы, их боязнь высказать слово в защиту интересов детей и своих земляков перед областным начальством. И вдруг однажды вызывает меня к себе старший судья Валерий Сергеевич Шибаев и говорит: «Владимир Николаевич, я не буду воевать с детьми. Мы останемся в старом здании, а вы поспешите переехать в здание райкома, иначе желающих занять там кабинеты достаточно». Я обратился за помощью к спортсменам, и они за один день перевезли мебель и музыкальные инструменты в бывшее райкомовское здание. Так началась жизнь музыкальной школы в новых условиях.
Определённые неудобства для нас создало вселение по непонятным причинам в несколько кабинетов на первом этаже этого же здания отдела ЗАГС. Это противоречило правилам санэпиднадзора, мешало учебному процессу. К сожалению, чиновники из райисполкома этого не понимали или не хотели понять. Так или иначе, но решение о переселении отдела ЗАГС в другое помещение растянулось на много-много лет.

Из музыкальной школы – в школу искусств
Переезд музыкальной школы в новое просторное, а главное, благоустроенное здание позволило расширить приём учеников и количество педагогов, а также открыть новые отделения: хореографическое, художественного чтения, изоискусства. У истоков открытия хореографического отделения стояла Нина Владимировна Гиря – очень профессиональный и опытный педагог, обаятельная, красивая душой и внешне женщина. Позднее приходили к нам на работу её ученицы, тоже способные девочки.
Отделение художественного чтения возглавила Светлана Анатольевна Карташова. Очень сожалею, что Светлана Анатольевна ушла из музыкальной школы, группа у неё была сильная, дети её любили.
После того как нашу школу посетил ведущий телепрограммы «Играй, гармонь!» Геннадий Заволокин, мы открыли класс гармонистов, в котором преподавал классный баянист и гармонист Валентин Фёдорович Заварин. Вечная и светлая память этому замечательному музыканту, моему верному другу.
У меня было огромное желание открыть класс духовых инструментов. Нашёл и специалиста – выпускника музыкального училища, воспитанника известного кирилловского руководителя духового оркестра РДК Сергея Лаврентьевича Лукьянова. Но человеком он был семейным, естественно, ему нужна была квартира, однако решить этот вопрос не удалось. Так хороший специалист устроился в совхоз шофёром, где ему сразу дали квартиру. А мог бы работать в школе и со временем заменить Сергея Лаврентьевича после его ухода на пенсию. А у города всегда бы был свой духовой оркестр. Но тупость и недальновидность кирилловских чиновников привела к тому, что Кириллов в конце концов вовсе лишился духового оркестра. А ведь в 60-е годы в городе было целых три духовых оркестра: в Доме пионеров, в детском доме и в районном Доме культуры. Сергей Лаврентьевич был бессменным руководителем всех трёх. Светлая память фронтовику, музыканту-дирижёру, наставнику и воспитаннику детей и молодёжи.
Год от года рос профессиональный уровень педагогов нашей школы, улучшалось качество обучения детей. Это позволило школе участвовать во всех областных и зональных конкурсах пианистов, баянистов и оркестров баянов. И всегда ученики и коллективы Кирилловской школы выступали успешно.
Методический кабинет управления культуры уделял большое внимание повышению профессионального уровня директоров музыкальных школ. Периодически на базе школ Вологды проводились семинары. Затем эту практику перенесли в более крупные школы районных центров. Обмен опытом, посещение открытых уроков, обсуждение новых методик были очень полезны и поучительны. Особенно мне запомнился семинар на базе одной из Череповецких музыкальных школ, который проводили преподаватели Ленинградской консерватории. Наряду со мной участником этого семинара был один из лучших преподавателей нашей школы Игорь Алексеевич Кустов. Каждому из педагогов в ходе семинара нужно было провести открытый индивидуальный урок с учеником. При подведении итогов проведённых уроков профессор консерватории сказал: «На уроке музыки, в частности по классу баяна, работать с учеником надо так, как наглядно показал нам Игорь Алексеевич Кустов». Это был на самом деле виртуоз-баянист и талантливый педагог. Так случилось в жизни, что мы с Игорем учились в одном музыкальном училище, только в разное время, у одного замечательного преподавателя И.Г. Писанко, музыканта-виртуоза, владевшего многими музыкальными инструментами. Подобный семинар планировался и в Кирилловской школе, но после моего ухода на пенсию его почему-то отменили.
29 лет моего директорства – это творческий труд всего педагогического коллектива, людей, преданных своей профессии, абсолютно бескорыстных и любящих детей. Дорогие ветераны школы искусств! Я до сих пор с благодарностью вспоминаю годы совместной с вами работы. Благодарю вас за понимание, поддержку и за то, что именно ваш коллектив во главе с тогдашним директором Галиной Александровной Мишиной, когда я уже был на пенсии, ходатайствовал о присвоении мне звания «Заслуженный работник культуры». Вашу инициативу поддержали тогда все директора музыкальных школ Вологды и управление культуры области, а это очень дорогого стоит.
Я часто вспоминаю наши субботники, весёлые новогодние ёлки для детей и педагогов. Всегда радуюсь вашим успехам и успехам школы в целом, огорчаюсь, что больше почти не звучат в стенах школы баян, домра и балалайка – истинно народные инструменты. Всё дело в отсутствии кадров специалистов, владеющих этими инструментами. Решить эту проблему позволит только наличие в Кириллове жилья социального найма, и тогда сюда приедут молодые специалисты, как и в те далёкие годы.
В юбилейный год школы искусств не могу не вспомнить и других сотрудников, которые были мне верными помощниками: завхозы Александр Павлович Лебедев и Декабрист Александрович Тихоничев, технические служащие, которые создавали уют и чистоту в учебных комнатах, и в местах общественного пользования –
Валентина Петрова, Лия Изосимовна, Надежда Павловна и другие. Большим счастьем для меня была возможность иметь в штате своего настройщика музыкальных инструментов. Эти обязанности исполнял Анатолий Степанович Золотов – человек с золотыми руками, абсолютным музыкальным слухом, настройщик – выше всякой похвалы. Таких в области было всего трое – в Вологде, Белозерске и Кириллове. Я не слышал ни одной претензии со стороны педагогов по поводу звучания того или иного инструмента.
Все годы директорства я тесно сотрудничал с районным отделом культуры. Особые слова благодарности Евгении Николаевне Малковой за её понимание, поддержку и помощь. Мне порой казалось, что, как и я, Евгения Николаевна считает нашу школу своей родной. Огромное вам за это спасибо, уважаемая Евгения Николаевна!
В конце своего повествования, пользуясь случаем, поздравляю коллектив школы искусств с юбилеем и новым, 2022 годом! Желаю дальнейших творческих успехов, здоровья всем, благополучия, мира, добра и тепла вашим семьям! Берегите себя и любите своих юных воспитанников. Спасибо вам за все добрые слова в мой адрес, за внимание и за память о ветеране школы искусств.


С глубоким уважением заслуженный работник культуры, ветеран
педагогического труда Владимир Николаевич ТЕРЕНТЬЕВ
Фото из домашнего альбома семьи Терентьевых

 

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 1 = 1

Закрыть
Закрыть