Top.Mail.Ru

Чистодорская жемчужина народной архитектуры

Еще 100–150 лет назад деревянные постройки определяли облик большинства деревень и даже городов России. Крестьянские дома, церкви, часовни – всё это наше культурное и историческое наследие, воплощающее в себе многовековой опыт и знания народа. В Кирилловском районе сохранились поистине удивительные произведения деревянного зодчества, например, Церковь Ризоположения из села Бородава, построенная
в 1485 году. Одним из ярких примеров народной архитектуры является и Чистодорская Николаевская деревянная церковь.

Да и сама деревня Чистый Дор Ферапонтовского сельского поселения мало похожа на дачный посёлок. Здесь сохранились настоящие русские северные избы-четырёхстенки. «Рубленые в обло с остатком, покрытые тесовой кровлей, на подклетах, с сенями, в однорядной связи двора с домом под одной крышей. На фасадах хозяйственной части дома можно увидеть старинные окна-волокуши. В подклет ведёт две двери, расположенные либо на главном фасаде дома, либо одна на главном, вторая на боковом. Кровли двускатные, на некоторых избах сохранилось тесовое покрытие», – так описала Чистодорские дома Наталья Андреевна Воронова в статье «Прогулка в Чистый Дор», опубликованной на сайте kirmuseum.org.
Однако главная жемчужина Чистого Дора – деревянная церковь Святого Николая Чудотворца. Храм стоит на краю деревни, на самом берегу речки Пидьмы. По преданию икона святого приплыла сюда по реке, а на месте её явления была построена церковь. Известно, что в 1701 году священнику Ивану из Чистодорской церкви выдали антиминс для освещения вновь построенной церкви вместо сгоревшей. Нынешняя церковь в Чистом Доре датируется 1767 годом, но, судя по маркированным брёвнам, она либо перестроена, либо перевезена. Возраст подтвердить может только дендрологический анализ.
Большую часть информации, которая известна о храме, собрала известный краевед и педагог Коварзинской школы Валентина Ивановна Лучина. Вместе со своими учениками она буквально по крупицам восстанавливала и систематизировала историю деревень и церквей бывшей Прилуцкой волости, к которой относился и Чистый Дор. Одним из итогов исследований стала работа ученицы Коварзинской школы Натальи Овчинниковой «О священно-
служителях приходских церквей Прилуцкой волости Кирилловского уезда Новгородской губернии в XIX – начале XX в.в.», на основе которой и написана эта статья.

Николаевский храм

Церковь Святого Николая Чудотворца представляет собой деревянное строение на высоком подклете, вытянутое по оси запад-восток. Храм рублен в виде четверика, на котором поставлен восьмерик, увенчанный куполом с небольшой главкой на восьмигранном барабанчике. С востока к церкви прирублен пятигранный алтарь, с запада примыкает вытянутая, крытая двускатной кровлей трапезная, в одной связи с нею находится колокольня. Изначально строение имело тесовую кровлю, и только в ХIХ веке церковь обшили тёсом. Обшивку периодически белили, поэтому издали здание казалось каменным.
Церковь имела два отделения: тёплое зимнее и холодное летнее, которое было больше по размеру. Престол холодного храма был освящён в честь одного из самых чтимых на Руси святых – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В зимнем храме находился престол, освящённый в честь евангелиста Иоанна Богослова.
В течение первых 60 лет церковь имела свой притч, но в 1827 году её сделали приписной к Богородице-Рождественской церкви на Иткольском озере.
В церковные владения входили 100 саженей (около 455 кв. м) усадебной земли при храме, 17 десятин пахотного, 3 десятины сенокосного и 16 десятин неудобной земли. После упразднения притча, так как своего священника при храме уже не было, пахотную землю, принадлежавшую церкви, стали сдавать в аренду местным крестьянам за 10 рублей в год, а службы стали совершать только по престольным и другим большим праздникам. Для отправления церковных служб священник и псаломщик приезжали из прихода, к которому была приписана Никольская церковь.
В 1877 году в середине деревни построили новую деревянную часовню Казанской иконы Божией Матери в честь избавления от свирепствовавшей в уезде сибирской язвы. В это же время в приходе Иткольской церкви возвели ещё три часовни по тому же поводу.
В 1884 году при Никольской церкви по инициативе иткольского священника отца Иоанна Янусова была открыта церковно-приходская школа, в которой до 1893 года обучались только мальчики. Учителем состоял псаломщик Вениамин Лабардин. Число учеников в разные годы колебалось от 8 до 17 человек, а продолжительность учебного года напрямую зависела от сроков начала и окончания полевых работ.
В течение тринадцати лет под школу снимали крестьянскую избу, за наём которой деревенское общество вскладчину платило от 8 до 10 рублей в год. В 1887 году церковный староста Алексей Григорьевич Жиличев при содействии односельчан выстроил церковную сторожку, в которой стали проводить уроки для деревенских ребятишек. Для помощи школьным делам в 1901 году было создано попечительство из восьми человек. Попечители заботились об отоплении школьного здания, ремонтах, снабжении учебными принадлежностями.
Долгое время Чистодорский приход был самым малочисленным в Прилуцкой волости. Сохранившиеся архивные документы свидетельствуют, что в середине ХIХ века в деревне было 17 дворов, в которых проживало 105 жителей, из них 51 мужского пола. Уже к началу ХХ века насчитывалось более 30 дворов и 226 жителей, в 1908 году – 315 человек. Деревня росла, крепла и в начале ХХ века чистодорские крестьяне начали хлопотать о самостоятельности своей церкви, но только в июле 1915 года последовал указ Синода об открытии самостоятельного прихода. Церковный притч состоял из священника с годовым жалованием 300 рублей и псаломщика, получавшего 100 рублей.
Последними священнослужителями Чистодорской Николаевской церкви стали представители целой династии Янусовых. Имя священника Иоана Афанасьевича Янусова упоминается в церковном документе ещё за 1859 год. Из документов 1859, 1883, 1885 годов следует, что отец Иоанн был сыном священника и окончил курс Вологодской духовной семинарии в 1857 году. Его сын Николай Иоаннович Янусов, который заботился о возможности открыть при Чистодорской церкви свой самостоятельный приход, служил до 1938 года. В «Акте о пожаре 22 декабря 1911 года» написано, что священник Николай Янусов, вдова дьякона Мария Лабардина и учитель К. Спасов, тушили пожар в церковно-приходской школе при Иткольской Богородице-Рождественской церкви. По воспоминаниям старожилов деревни, был батюшка Николай Янусов «озорной, хорошо играл на гармошке». Елена Васильевна Иванова (девичья фамилия Карзуничева), Василий Александрович Фабричный и другие уроженцы Чистого Дора рассказывали Валентине Ивановне Лучиной и её ученикам, что судьба продолжателя династии священнослужителей сложилась трагически – в 1938 году отец Николай был арестован. Та же участь постигла сменившего его сына Павла, который толком даже не успел продолжить дело отца и был осуждён на 10 лет. Другой сын – Сергей, был образованным человеком, какое-то время жил в Тюменском округе. После ареста отца и брата он заболел. Его дом в 60-х годах перевезли в деревню Русаново (теперь это улица Русановская в деревне Коварзино). У отца Николая была и дочь – Миропия Николаевна, которая работала учительницей в деревне Шалга (Шалго-Бодуново), последние годы проживала в Липином Бору.
Службы в храме были прекращены. Деревянную Николаевскую церковь превратили в склад. Часовню Казанской иконы Божьей Матери, что была выстроена посреди деревни, сначала перетащили на другую сторону дороги, а затем продали на постройку гаража в Коварзино. Однако снимок 1960 года свидетельствует, что в это время часовня была ещё на месте, соответственно, её перемещение произошло позднее.
Несмотря на то, что храм деревянный и построен ещё в начале правления императрицы Екатерины Великой, он сохранился лучше многих каменных церквей, построенных гораздо позднее. Белила с тесовых стен смылись, но почти целиком по всему периметру церкви сохранилась декоративная подшивка карнизов, на ней даже ещё осталась синяя краска, деревянные профилированные тяги на карнизах и резные полотенца на фронтонах крыши. Состояние стен и полов внутри здания пока ещё удовлетворительное. Тем не менее здание церкви ветшает и разрушается, а без грамотной реставрации или консервации мы утратим этот памятник народной архитектуры.
Нужно отметить, что в 2012–2014 годах проводились противоаварийные работы под руководством Алексея Невзорова, но как-то постепенно они прекратились. Тем удивительнее, что в августе этого года в Чистый Дор приехали волонтёры и работа, направленная на сохранение древнего храма, закипела. Новый виток деятельности по спасению Чистодорской Николаевской церкви связан с именем советского и российского писателя Юрия Иосифовича Коваля.

Юрий Коваль и Чистый Дор

Детский писатель, поэт, художник, автор песен, сценариев для мультфильмов Юрий Иосифович Коваль любил приезжать в Чистый Дор. Деревенскую жизнь он понимал и всей душой к ней стремился. Изъездил вдоль и поперёк Русский Север, побывав в таких его глубинках, о которых жители больших городов, наверное, никогда и не слышали.
Дочь писателя Юлия Юрьевна Коваль рассказывает: «Отец с юности был охотником и много ездил по российским просторам. Однако знакомство с Вологодской областью произошло в самом начале 60-х годов. Началось всё с Ферапонтова, куда со своим другом Виктором Беловым они впервые попали ещё до создания музея фресок Дионисия. Думаю, что знакомство с Валентином Вьюшиным и его семьёй многое предопределило в дальнейшем. Отец тогда уже всерьёз задумывался о писательстве и, конечно, такой заповедник русской речи, как Вологодчина, не мог оставить его равнодушным.
Со слов Виктора Белова, однажды они с Ковалём шли на юг ноябрьской снежной тайгой от Белого озера, километров 25–30, и вышли как раз на Чистый Дор. Именно эти места покорили отца своей прелестью, он живал и в Гридинской, и в Чисти, до того как друзья в 1972 году осели на Цыпиной Горе. Да и потом, обзаведясь вездеходной машиной ЛуАЗ, отец часто ездил вокруг Иткольского озера. Сборник рассказов об этом крае «Чистый Дор» считается эталоном русской прозы. Не случайно именно эти рассказы изучают дети в школе.
Вот почитайте, как описывает он осенний лес: «Всё лето провалялся в чулане ящик с красками, паутиной оброс. Но когда наступила осень – вспыхнула по опушкам рябина, и налился медью кленовый лист, – я этот ящик достал, закинул на плечо и побежал в лес.
На опушке остановился, глянул вокруг – и горячими показались гроздья рябин. Красный цвет бил в глаза. А дрозды, перелетавшие в рябинах, тоже казались тяжёлыми, красными. Так я и стал рисовать: рябины и в них перелетают красные тяжёлые дрозды».
И так ещё долго – лет 25 – он ездил на север регулярно, весной и осенью, рисовал и охотился. Не будет большим преувеличением сказать, что Юрий Коваль исходил с ружьём земли между Онежским озером и Рыбинским водохранилищем.
К сожалению, тогда он не вёл дневников, из путевых заметок сохранились лишь очерки «Под созвездием рыбы», написанные по заданию журнала «Рыболовство и рыбоводство» в 1970 году. Однако нам остались его книги – сборники «Чистый Дор», «Листобой», рассказы «Сиротская зима», «Четвёртый венец», и, конечно, «Самая лёгкая лодка в мире». Классические образцы русской прозы».

Всем миром сохраним древний храм!

«Идея о реставрации храма давно витала в сообществе «Вереница», – говорит член оргкомитета конкурса «Звёзды Ориона» Анастасия Варнавская. – Они занимаются спасением деревянных церквей, но ещё один памятник не в силах были потянуть – на них и так много работы. Мы все между собой давно знакомы, когда-то были волонтёрами, трудившимися на объектах ВООПИКа. И о каждом разрушающемся памятнике душа болит. А тут мало того, что памятник, так ещё это место связано с жизнью писателя. Помимо работы над памятником, сперва хотели просто провести конкурс детского рисунка – как раз был юбилей Юрия Коваля. Провели в первый раз, захотелось провести и во второй. Задумались – как бы этот конкурс устроить, чтобы не просто по произведениям писателя, а чтобы потом получился какой-то продукт. Так и пришла мысль – взять какое-то произведение, которое давно не переиздавалось (а Коваля не часто переиздают), и проиллюстрировать. Так и получился сборник рассказов «Чистый Дор» с детскими иллюстрациями. Каждый, чьи работы вошли в сборник, получил его как приз. А остаток тиража стали распространять с благотворительной целью, чтоб поддержать храм, находящийся в аварийном состоянии».
«Вереница» – это объединение добровольцев, альтруистов и идеалистов для восстановления храмов Русского Севера и сохранения народной северной культуры. Волонтёры фонда производят противоаварийные работы на брошенных церквях в умерших деревнях в надежде, что жизнь вернётся. Все собранные средства расходуются на восстановление храмов, никто из участников движения не получает оплату.
В августе этого года фонд «Вереница» и Творческое содружество любителей творчества Юрия Коваля «Звёзды Ориона» совместно с архитектурной группой провели противоаварийные работы. За неделю волонтёры устранили течь кровли трапезной, очистили прихрамовую территорию и русло реки от валежника, повторно обкосили траву вокруг храма, сняли гнилые бревна с крыши, набили новую решётку на стропила и положили гофролисты. Очистили алтарную часть от надписей вандалов, вырыли дренажные канавки под стоками храма, сделали на колокольне временную стропильную систему для перекрытия яруса звона, перекрыли ярус звона аварийной кровлей, поставили противоаварийные подпорки под купол, устранили течь в кровле трапезной и укрепили старое железо саморезами. Достали из подклета рамы иконостаса и все оставшиеся его фрагменты, почистили, мелкие элементы упаковали, чтобы предотвратить дальнейшие утраты, освободили нижние венцы храма от сорняков, восстановили обсадную коробку, частично восстановили внешнюю обшивку, установили двери в подклете, очистили полы, сделали частичный настил из досок и украсили алтарь к молебну на Преображение. Однако выяснилось, что нужно срочно спасать колокольню.
Руководит проектом архитектор Николай Валерьевич Смирнов. На его счету множество отреставрированных памятников культурного значения федерального и регионального уровней. Среди них: деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1777 года постройки, расположенная в селе Ловся Рязанская области, административное здание Сретенского монастыря ХIХ века в Москве, келья Старца Амвросия в Иоано-Предтеченском ските Мужского монастыря Оптина Пустынь, церковь Богоявления Господня 1733 года постройки в селе Палтога Вытегорского района и многие-многие другие. В последнее время Николай Валерьевич работал в Карелии – осуществлял авторский надзор во время реставрации Варваринской церкви в Яндомозере.
«Реставрация у меня в крови – родился в День реставратора, а может и день назначен в честь моего рождения, – улыбается архитектор. – С детства работал с деревом, мечтал о том, что стану дизайнером деревянной мебели. Постепенно иду к этому. В Чистом Доре, как и на всех брошенных объектах, проблемы схожи, – переходит мастер к рассказу о предстоящих работах. – протечка крыши, нарастание культурного слоя – захламлённость территории, да и просто вандализм… Одним словом, всё то, что происходит при отсутствии хозяина. На колокольне долгое время протекала кровля, в связи с чем конструкции купола стали разрушаться. Схожая проблема на ранней стадии наблюдается и с завершением основного храма – оторваны листы железной кровли. Ветер и время не щадят историческое покрытие, необходима полная замена с ремонтом кровельных конструкций. Лет 5–7 назад был разобран предел по ветхости и отремонтировано крыльцо, залатана кровля трапезной. В августе хорошо поработали, а на следующий год планируется переборка завершения колокольни с устройством железной кровли купола колокольни. А вот дальше – на что соберём денег…»
Да, «Вереница» собирает средства на консервацию храма. Необходимо укрепить конструкции купола, промаркировать все конструктивные элементы, освободить от крепления верхнюю часть столба, затем снять купол с помощью крана. Летом 2022 года предполагается изготовление копии купола. На эти работы и оплату труда плотников необходимо собрать 800 тысяч рублей.
Огромный пласт строительной и художественной культуры находится на грани полного исчезновения, и на страже его сохранности стоят волонтёры, пытаясь предотвратить гибель самой оригинальной части нашей национальной культуры. Бездействие неизбежно приведёт к тому, что от народного зодчества, которое является неотделимой частью не только русской, но и мировой культуры, останутся лишь крупицы. Мы – последнее поколение, которое ещё может выполнить эту историческую задачу. В наших силах собрать средства на восстановление древних храмов, в нашей воле оказать любую посильную помощь людям, которые готовы сберечь наши церкви.
Галина УЛЬЯНОВА

Показать больше

One Comment

  1. Хочу выразить свою благодарность энтузиастам из Вереницы, а также из газеты «Новая жизнь», за проделанную работу, за огласку, за проявленный интерес, за привлечение общественного внимания к возрождению Чистодорской церкви. Я являюсь потомком семьи Янусовых, а именно правнучкой последнего священника-Янусова Николая Павловича. Редко бывая в Чистом Доре, было больно смотреть, как ветшает и разрушается церковь, в которой проводило службы не одно поколение моих предков, низкий поклон всем неравнодушным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

12 − = 3

Закрыть
Закрыть