Top.Mail.Ru

Ученическое самоуправление – непременный признак коллектива

Школа – это детская модель взрослого общества. Именно в школьном окружении формируются такие важные для личности человека черты, как умение отстаивать свою точку зрения, целеустремлённость, способность участвовать в общественной жизни. Важную роль в этом процессе играют ученические объединения и кружки, где активисты школы реализуют свои инициативы, а зачастую помогают в этом и другим учащимся. Один из самых ярких примеров таких организаций – школьное самоуправление.

Реализовать право на участие в управлении образовательными организациями, участвовать в решении вопросов учебно-воспитательного процесса – такие возможности предоставляет обучающимся школьное самоуправление. Это право даже закреплено в федеральном законе. Но давайте обратимся к истории.
В России ученическое самоуправление появилось в ХХ веке благодаря трудам нескольких выдающихся педагогов. Станислав Шацкий на протяжении всей жизни работал над созданием детской коммуны «Бодрая жизнь», где дети трудились над общими задачами и улучшали условия жизни. Главной целью педагога было создание сплочённого детского коллектива: для того чтобы объединить учеников, Шацкий ежемесячно устраивал собрания, на которых каждый ребёнок говорил о своих желаниях и интересах.
Созданием идеального детского коллектива занимался и Антон Семёнович Макаренко – организовал приют имени М. Горького. Как и у Станислава Шацкого, коммунары имели общее дело, которое они стремились выполнить. Антон Семёнович организовывал собрания, на которых дети обсуждали различные темы и главные вопросы оставались именно за ребятами. В настоящее время система образования страны развивает институт ШУС.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности. Целью такой программы является создание благоприятных педагогических, организационных и социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность, а также стимулирование ребят к активности в социальной жизни и творчестве, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.
В Кирилловской средней школе создаются все условия для того, чтобы инициативные ученики пользовались этими возможностями, успешно работает ученический парламент. В конце сентября состоялось событие, которое ежегодно вызывает острый интерес у всего школьного сообщества: Единый день выборов руководителя органа школьного ученического самоуправления. Организаторами проекта выступают департамент внутренней политики правительства Вологодской области совместно с областным центром «Содружество», департамент образования области, областная Избирательная комиссия и Вологодский институт развития образования.
Выборы, проведённые в игровой форме, знакомят школьников с государственной системой и готовят их к взрослой жизни, развивают правовую грамотность и формируют потенциальную электоральную активность, расширяют кругозор подростков – уверены организаторы.
Надо отметить, что этому событию предшествовала серьёзная работа как среди членов избирательной комиссии, так и среди кандидатов. Всё было основательно и по-взрослому, начиная от приёма заявок от кандидатов до подсчёта голосов. Для комфортного и безопасного голосования учеников и учителей были созданы мобильные группы, которые предоставили ребятам каждого класса возможность сделать свой выбор. Был организован избирательный участок, максимально приближенный к настоящему, где школьники, обучающиеся и в первую, и во вторую смену, смогли принять участие в выборах. Ученики почувствовали себя избирателями. По истечении срока голосования были подведены итоги, выявлены победители.
В день голосования соблюдались все санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Возможность стать лидерами в своей школе была предоставлена самым активным и ответственным обучающимся. На должность руководителя школьного парламента баллотировались три кандидата, которые уже с начала нового учебного года проводили агитационные кампании: разрабатывали проекты, которые в дальнейшем смогут реализовать в школе, и защищали их. Большинством голосов председателем ученического парламента выбрана ученица 11 «а» класса Александра Першина.
Александра учится на «отлично» с первого класса, является неоднократным победителем районных соревнований, олимпиад, областных, всероссийских и международных конкурсов, обладателем золотого значка ГТО четвёртой и пятой ступеней. Внеурочная деятельность девушки тоже очень разнообразна: она занимается танцами, лыжным спортом, лёгкой атлетикой, кружевоплетением.
– На протяжении всех этих лет школа стала для меня вторым домом, – делится Александра – Именно здесь мне представилась возможность раскрыть свои способности: творчество, любовь к различным наукам, спорту. В этом году я решила баллотироваться в председатели школьного парламента. Можно сказать, что это у нас семейная традиция. Моя старшая сестра Валерия была председателем школьного парламента, вот пришло время и мне попробовать свои силы. Я считаю, что нельзя делиться на «своих» и «чужих». Мы все учащиеся одной школы, а это значит, что мы обязаны беречь наш общий дом, заботиться о нём, стараться сделать лучше и красивее. Когда мы станем единой семьей, единой командой, нам будет проще решать проблемы, с которыми сложно бороться поодиночке. Считаю, что всех учащихся должны объединить общая идея, сотрудничество, взаимовыручка, взаимоуважение.
Рассказала девушка и о планах ученического парламента на ближайшее время: «Месяц я возглавляю школьный парламент. За этот период было несколько организационных собраний, где парламентарии под руководством нашего куратора Натальи Александровны Коробовой разрабатывали план мероприятий, который будет реализован в этом учебном году. Я считаю, что больше внимания должно быть уделено здоровью ребят, пропаганде спорта. Уже состоялись спортивные квесты для 6-х классов, классные часы о здоровом образе жизни. Также парламент будет принимать участие в организации просветительских акций. Ближайшая – Географический диктант, на котором парламентарии выступят ведущими в аудитории».
Для школьников участие в подобных проектах полезно тем, что они учатся работать в команде, налаживают контакт с ребятами из разных классов, решают школьные проблемы. А это делает ученическую жизнь яркой, интересной и весёлой.
Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребёнка. Эта деятельность включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребёнку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретёт её должным образом. Именно поэтому особенно ценно, что в наших образовательных учреждениях этому вопросу уделяется много внимания.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото из сообщества Кирилловской школы в соцсети «ВКонтакте»

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 9 = 1

Закрыть
Закрыть