Top.Mail.Ru

Её призвание – учитель

Эта профессия – одна из немногих сфер человеческой деятельности, которая приравнивается к призванию. Общий педагогический стаж Татьяны Николаевны Чурбановой – 39 лет. Более четверти века она работала завучем Кирилловской средней школы. Многие годы являлась руководителем районного методического объединения учителей математики.

В своё время Татьяна Чурбанова окончила эту школу с серебряной медалью. В стройный ряд отличных оценок в её аттестате закралась одна четвёрка по русскому языку. «Моё детство прошло на Уломе, в деревне Великий Двор, – вспоминает ветеран педагогического труда. – А там специфический уломский говор, видимо, не сумела его до конца преодолеть и допускала ошибки в написании слов. За что и получила вполне объективную оценку.
Работа моих родителей была связана с постоянными командировками: мама трудилась агрономом во второй Кирилловской МТС, отец – строителем в Ремстройконторе, которая потом преобразовалась в ПМК-1074. Моим воспитанием занимался дед Василий Яковлевич Полыскин, известный на всю округу сапожник. Именно дед привил мне любовь к математике. Причём делал это осторожно, в форме игры.
На Уломе у него жили три брата, у которых тоже были дети и внуки. Бывало идём с ним в магазин, дед скажет: «На обратном пути зайдём в гости к моему брату, а
ну-ка Таня, сосчитай всех его домочадцев, нам ведь надо купить всем по прянику в подарок». Тогда я очень гордилась тем, что поручили такое ответственное задание. Если отвечала неправильно, то дед объяснял, что такого-то родственника оставила без пряника. У меня возникала жуткая обида. Если отвечала правильно, дед хвалил и через какое-то время задавал более сложную задачу».
В первый класс Уломской начальной школы Татьяна Чурбанова пошла, умея читать, писать и считать. В средней школе для неё самой любимой всегда оставалась математика.
«Многое в нашей учительской профессии зависит от личности преподавателя, его харизмы, умения передавать зна-
ния, – продолжает Татьяна Николаевна. – К примеру, весь наш класс полюбил физику, когда преподавать её стал молодой учитель Владимир Михайлович Кузьмин. Удивительно, но я сама не однажды ловила себя на мысли, что физика нравится мне больше, чем математика».
В старших классах средней школы Татьяна Чурбанова колебалась в выборе своего жизненного пути, кем стать – учителем или врачом. Выбор между двумя самыми социально-значимыми профессиями оказался непростым. Школьные учителя, отмечая трудолюбие, высокий уровень знаний, ответственность своей выпускницы, дружно советовали поступить в пединститут. В итоге решение Татьяны поддержали родители и одобрил дед.
Учёба в Вологодском пединституте давалась легко. На втором курсе, как одной из лучших студенток факультета, Татьяне Чурбановой поступило предложение перевестись в Ленинград, где готовили преподавателей для техникумов и вузов. Ехать в далёкий незнакомый город отговорили родители: «Ты у нас очень несмелая, Татьяна, заканчивай учёбу в Вологде и приезжай домой». Так оно и случилось, с красным дипломом в кармане возвратилась в родную школу.
Почти полвека спустя с улыбкой вспоминает Татьяна Николаевна свой первый урок геометрии: «Выучила его наизусть, знала, что в класс придёт директор школы Г.С. Семёновская. Как положено, провела опрос учеников, порешали задачи, выдала новый материал. Уложилась где-то за 35 минут. До конца урока ещё десять минут, а что делать – не знаю. Думаю: хоть бы шалить кто-нибудь начал, тогда бы сделала замечание, потянула бы время. Но все сидят смирно, ведь на уроке директор. Выручила Галина Сергеевна, завела со старшеклассниками разговор на темы воспитания. Правда, потом не однажды приводила этот пример на учительских совещаниях. Совсем скоро времени на уроках мне стало не хватать, ведь классы были большие – по 36, а иногда и до 42 человек. И снова я имела замечания, теперь уже за то, что прихватывала пару минут у перемены.
На всю жизнь запомнила напутствие моей мамы: «Учительская профессия, Таня, не ремесло, а призвание. Отдавайся работе полностью, люби детей и их родителей. Не смей никого обижать. Если видишь, что не ладится, оставь после урока и поговори. Не жалей своего времени». Вот так в 1971 году началась моя работа в Кирилловской школе. Примерно тогда же пришли и молодые учителя супруги Крупенниковы, Мальгиновы, Воронины.
За годы работы в школе случалось всякое: однажды оставила после уроков учениц, получивших неудовлетворительные оценки за контрольную по математике. Так они заявляют хором: «Не нужна нам ваша математика, мы же красивые, замуж и без математики выйдем».
Пожалуй, самый сложный период моей работы – 90-е годы. В школе обучается 1620 человек в две смены. Директор – Виктор Аркадьевич Воронин и я как за-
вуч – приходим в школу к восьми утра. После завершения второй смены проводим мероприятия, разбираем конфликты. Домой возвращаюсь не раньше восьми вечера, в портфеле, как правило, четыре стопки тетрадей, которые нужно проверить».
За свой многолетний добросовестный труд Татьяна Николаевна награждена многочисленными Почётными грамотами, нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», ей присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». При этом главная награда учителя – любовь и благодарность нескольких поколений наших земляков.
Алексей КУЗЬМИН. Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

65 − 64 =

Закрыть
Закрыть