Top.Mail.Ru

Она по-прежнему крепко стоит на ногах

Два дня назад отметила свой восьмидесятый день рождения уважаемая жительница посёлка Новостройка Маргарита Васильевна Шилова. Простая сельская женщина,
она прожила большую трудовую жизнь, рано овдовела и в одиночку воспитала шестерых детей, которыми теперь по праву гордится.

В глубоком детстве тяжело переболев, она получила осложнение на уши и теперь почти не слышит. Зато в остальном Маргарита Васильевна ещё статная, крепкая, уверенная в себе женщина, которая всё умеет, всё может и особо на жизнь не жалуется. Огорчает её лишь то, что пенсия маловата, хотя работала она всю жизнь старательно и с работой справлялась на совесть. Обида заключается в том, что по советским деньгам она получила пенсию 125 рублей, что по тем временам было очень приличной суммой. А в пересчёте на современные деньги у неё почему-то вышла лишь минималка. Но это так, к слову.
– Родилась я в самом начале войны, 14 июля 1941 года, в деревне Садовое Белозерского района, что в семи километрах от райцентра, – начала Маргарита Васильевна свой рассказ. – Это в нашей деревне снимали «Калину красную». И в нашем доме даже были съёмки. Когда этот фильм показывают, так я всё и гляжу на дом, на церковь. Вот в каком месте я родилась! Мне, наверное, три годика было, когда мы с сестрой Верой заболели корью и скарлатиной одновременно. Вера не выжила, а я выкарабкалась, но всю жизнь маюсь со слухом. Ещё у меня было четыре младших брата, теперь в живых остался только один. Отца своего я до 45-го года не видела. Он пришёл с войны, когда мне уже пятый годок пошёл. Мама всю жизнь в колхозе работала. Папа сначала тоже в колхоз устроился, а потом понял, что заработка в колхозе нет, денег в семье не стало, и перешёл работать в леспромхоз, стал класть печи. За один день мог печку сложить! Как только папа ушёл из колхоза, у нас половину земли отобрали. А когда я подросла и стала работать дояркой, эту землю выпросила обратно. Я так и жила в своей деревне, пока замуж не вышла.
Сколь ни трудна была тогда жизнь, Маргарита смогла окончить семилетку. Ходить в школу приходилось пешком за полтора километра, что по тем временам не считалось за расстояние. А потом поступила в школу рабочей молодёжи и по вечерам ездила в Белозерск.
– Когда на лошадях было нас подвезут, а когда и пешком ходили, – вспоминает она. – У меня и форма была: коричневая юбка и белая блузка. Училась я хорошо и старательно, нравилось мне учиться. Помню, задали нам написать сочинение по книге Рыбакова «Кортик». Учитель меня похвалил, отнёс моё сочинение в газету, и его опубликовали.
Судьбе было угодно даровать в мужья Маргарите её же одноклассника. Учились они вместе и ведать не ведали, что им будет суждено принадлежать друг другу. А повзрослев, встретились на празднике в День молодёжи в Белозерске и больше не расставались. Сергей Николаевич Шилов тогда уже жил в Воркуте, работал шахтёром. В шахте случился обвал. Напарник Сергея погиб, а он отделался повреждённым позвоночником и был отправлен в отпуск на родину для восстановления утраченного здоровья. Вот так судьба и свела Сергея и Маргариту.
– Поженившись, съехали мы с ним в Воркуту, но мне там оказалось не по климату, – хмурит брови Маргарита Васильевна. – У меня полезли волосы, стала часто болеть голова. Заполярье – край суровый, ничего хорошего там нет. «Дома лучше», – сказала я мужу, и мы вернулись на родину.
По совету троюродного брата Сергея Шиловы переехали на Новосторойку, перевезли к себе старенькую слепую свекровь. Сергей Николаевич стал работать в лесу, Маргарита Васильевна первые пять лет тоже работала в бригаде лесозаготовителей, а потом её поставили отпускать горюче-смазочные материалы, где она и отработала 17 лет. Тем временем в семье Шиловых один за другим родились шестеро детей: Елена, Татьяна, Ольга, Александр, Нина, Сергей.
– Последнему сыну имя санитарочки в больнице дали, сказали: «О, Сергей Сергеич родился!» А я возражать не стала, так и назвали.
Сергей Николаевич Шилов ушёл из жизни в конце 70-х годов. Сказались на его здоровье тяжёлая работа в лесу и полученная в молодости травма на шахте. После смерти мужа братья звали Маргариту обратно в Белозерский район, но ей не захотелось отрывать детей от школы. Так и осталась жить в Новостройке.
– А когда вышла на пенсию, мне уже стало всё равно, где жить, что тут, что там, – со смешком сказала она.
Содержать большую семью было непросто: хорошими зарплатами и в те годы государство не многих баловало. Совсем трудно пришлось Шиловым, когда не стало главного кормильца. Маргарита Васильевна тянулась изо всех сил: держала корову, телят, овец, свиней, кур.
– Постоянно платила два кредита: один – с пенсии, другой – с заработка, детей-то одевать надо было. Хотелось и платьишки девчонкам купить, – кивает головой Маргарита Васильевна на сидящую рядом младшую дочку. – Телушку сдам – денег выручу. Двух свиней держала, чтобы с мясом всегда быть, да молоко своё. Было муки 70 килограммов за месяц испекала на пироги. Так вот и выживали.
– И на сенокос они всем семейством ходили, – подсказывает соседка Маргариты Васильевны директор Новостройковской библиотеки-клуба Галина Райлян. – Посмотришь: идут один за другим, все, даже самые маленькие.
– Ой, этот сенокос! – машет рукой Маргарита Васильевна. – Мы никого на помощь не звали, всё сами справлялись. Только что младший мой братец с женой приезжал, пока у меня сынок Саша не подрос. Стожар было делаем целый день. Люди в дождик отдыхают, а мы всё с сеном возимся. Сделаем стожар, дни хорошие настанут – стог сметаем.
Дети у Шиловых неленивыми росли. И по хозяйству матери помогали, и в огороде дел находили, а летом ягоды и грибы собирали, благо лес к самому дому подходит. И всё в семью, всё в запас на зиму.
Теперь, слава Богу, все выросли, выучились, встали на свои ноги. Младший сын так и остался жить с матерью, помогает ей по хозяйству. Старшая дочь тоже живёт рядом и всегда готова матери плечо подставить. Впрочем, Маргарита Васильевна сама и печь истопить, и сготовить, и дом содержать в чистоте и порядке способна. Она ещё очень энергичная женщина. А какие у неё красивые вышивки – яркие, аккуратные!
– Маме восемьдесят лет, а она ещё в огороде всё приделает: всё посадит, все прополет. Я сегодня рано утром приехала, а она уже на грядках, – укоризненно качает головой дочь Нина. – На такой жаре молодым тяжело, в её-то годы надо бы быть уже поосторожнее. Мы ей постоянно говорим об этом, да она не слушает. И ведь в лес до сих пор ходит, правда, далеко от дома не уходит. И в магазин сходит, и коммуналку сама заплатит.
– Мне ещё не восемьдесят, – под общий смех возражает Маргарита Васильевна. – У меня день рождения только через неделю. Я всё сама ещё ползаю, делаю. И дров могу принести, и воды маленькими вёдрами. Пока могу – надо делать.
– Маргарита Васильевна – моя активная читательница, – с гордостью говорит Галина Райлян. – И какая памятливая! Другой раз предлагаешь ей книжку зарубежного автора, а она скажет: «Я эту уже читала». Посмотришь по формуляру, а она читала эту книгу не один год назад. И она ведь и сюжет помнит, о чём там было написано. Может и мне посоветовать прочитать какую-то книгу. Таких читателей, как Маргарита Васильевна, теперь мало. А как здорово вышивает она, какие аккуратные коврики вяжет! Работящая, весёлая, дети у неё прекрасные, все получили образование, внимательные к матери. Очень интересная она у нас женщина.
– Мама у нас замечательная, она и строгая была, и добрая. Могла отругать, если за дело, могла в горячке и крапивой или вицей отхлестать. Всякое в жизни было. Папа умер, бабушка старенькая и мы ещё небольшие. Досталось маме, конечно, – дочь Нина нежно прижимается к матери щекой. – Мы все её очень любим.
С юбилеем Вас, уважаемая Маргарита Васильевна! Долгих Вам лет, бодрого настроения и неиссякаемых жизненных сил на радость всем, кто Вас любит и ценит!

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

69 − 60 =

Закрыть
Закрыть