Top.Mail.Ru

Залог будущего Кирилло-Белозерского монастыря он видел в молитвах его основателя

29 января в Кирилло-Белозерском монастыре молитвенно почтили память преподобного Иакова (Поспелова) (1818–1896 гг.). Этот выдающийся настоятель захоронен у алтаря Успенского собора Кирилловской обители. Именно к месту погребения ежегодно в день его памяти после Божественной литургии
идёт братия вместе с верующими для совместной молитвы.

Мраморный памятник над могилой преподобного Иакова – кандидата богословия, кавалера орденов святой Анны и святого Владимира, почётного члена Московской духовной академии, Братства Святой Софии, почётного попечителя Кирилловского духовного училища, талантливого духовного писателя и искусного проповедника – один из немногих сохранившихся над монашескими захоронениями.
Архимандрит Иаков (в миру – Поспелов Василий Иванович) родился в 1818 году в Тульской губернии в семье приходского священника. Один из его братьев, Андрей, впоследствии стал епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. В 1834–1838 годах Василий учился в Тульской духовной семинарии. Семья жила бедно, семинарист, не имея денег на книги, переписывал все учебные курсы от руки, на каникулы в родное село шёл пешком. Невзирая на стеснённые обстоятельства, он успешно окончил семинарию и в 1838 году поступил в Московскую духовную академию. Его преподавателями были архимандрит Филарет (Гумилевский), иеромонах Филофей (Успенский), иеромонах Платон (Фивейский), протоиереи Ф.А. Голубинский и А.В. Горский. В годы учёбы он увлёкся русской историей, получил навыки архивной работы. На последнем курсе 6 апреля 1842 года Василий был пострижен в монашество с именем Иаков митрополитом Московским, святителем Филаретом (Дроздовым), 12 апреля рукоположен в диакона, а 29 июня того же года – в иерея. Аттестат иеромонаха Иакова Поспелова об окончании Московской духовной академии в 1842 году и о возведении его в степень кандидата в 1843 году свидетельствует, что он успешно окончил прославленное учебное заведение при способностях «очень хороших», прилежании «неослабном», поведении «отлично добром». По богословским и философским наукам, церковной и гражданской истории, а также по греческому, еврейскому и французскому языкам на выпускных испытаниях Иаков получил оценку «хорошо».
С 1842 года он преподавал в Орловской духовной семинарии библейскую историю, с 1845 года был инспектором Харьковской духовной семинарии. За труды на «учебно-воспитательном поприще» отец Иаков был награждён набедренником (17 декабря 1843 г.), палицей (6 января 1846 г.), наперсным золотым крестом (22 мая 1847 г.) и денежной премией от Святейшего Синода. «За ревностную проповедь Евангелия» отцу Иакову была объявлена признательность святителя Иннокентия Херсонского (Борисова). 30 июля 1849 года отец Иаков был возведён в сан архимандрита и в 1850 году назначен благочинным монастырей Харьковской епархии. Здесь были изданы проповеди отца Иакова для семинаристов. В фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника есть книга «Поучения Архимандрита Иакова, говоренные им в бытность инспектором Харьковской семинарии», издание 2-е 1859 года. Приведём из неё несколько цитат: «Цель занятий и трудов воспитанников духовных преимущественно есть та, чтобы приобрести верное и чистое понятие о Боге и о великом деле Божественного домостроительства спасения человеческого…», «Познания об Иисусе Христе и Божественном домостроительстве нашего спасения приобретаются верою, а свойство веры таково, что она, по указанию Св. Апостола, без дел мертва, следовательно мертва и душа с одними своими созерцаниями без деятельности христианской, далека от истинной веры, которою приобретается истинное познание о Боге, потому что сила веры есть добрая жизнь…».
Архиепископ Филарет (Гумилевский) рекомендовал архимандрита Иакова как человека «строго монашеской жизни, очень исправного и благонадёжного». В 1852 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Риме. Накануне отъезда он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение монашеской одежды в Риме. Он не только строго исполнял устав и предписания Церкви, но требовал того же от других. Следствием возникающих по этому поводу конфликтов стало поданное отцом Иаковом прошение об увольнении. Перед возвращением в Россию он посетил город Бари. Эту поездку архимандрит Иаков описал в отдельной книге о своём путешествии в Бар-град («Путешествие архимандрита Иакова, настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря в Бар-град на поклонение святым мощам святителя Христова и чудотворца Николая в 1855 году»), опубликованной в 1859 году. «При отъезде моём из России в Рим на службу при посольской церкви Святителя и Чудотворца Николая я дал обет, если угодно будет Господу, съездить на поклонение мощам Св. Угодника. Бог благословил моё искреннее желание. В сентябре месяце 1855 года, перед возвращением в Россию, представился самый благоприятный случай: пользуясь этим случаем, я, с благословения Святейшего Синода, и отправился в Бар-град через Неаполь с курьером», – сообщает он читателям в своей книге. В Риме им были составлены также «Краткие заметки о Римской церкви». За «отлично-усердную службу» в Риме был награждён орденом Святой Анны 2-й степени (20 августа 1855 г.).
С 1855 года некоторое время архимандрит Иаков жил в Новоспасском Московском в честь Преображения Господня монастыре, затем был назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря под Петербургом. Получил благодарность императора за пожертвование в пользу морских чинов, потерявших имущество в Севастополе во время Крымской войны 1853–1856 гг. и памятный бронзовый крест на Владимирской ленте.
С 19 марта 1857 года он становится настоятелем монастыря Кирилла Новоезерского Новгородской епархии, расположенного на Красном острове в Белозерском уезде. Перу отца Иакова принадлежит «Служба на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского». Отец Иаков организовал на этом острове больницу, в которой на излечении находилось около 10 монахов, а все приходившие в монастырь богомольцы получали медицинскую и иную помощь.
С присущей ему принципиальностью новый настоятель взялся за установление монастырского порядка в жизни братии, основной недостаток которой видел в злоупотреблениях вином. Преподобный Иаков запретил белозерскому земскому исправнику и управляющему белозерской акцизно-откупной компанией размещать на Красном острове так называемые выставки, где торговали вином во время местных ярмарок, чем нажил себе немало недоброжелателей. Тогдашний благочинный белозерских монастырей кирилловский архимандрит Феофан вступился за «древний» обычай проводить ярмарки около обителей, он писал отцу Иакову: «Вы отказом своим учиняете урон и казне, и вверенному Вам монастырю». Преподобному Иакову удалось только «отодвинуть» размещение «выставок» на 5 вёрст от стен монастыря.
10 января 1866 года архимандрит Иаков стал настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря. В стенах обители преподобного Кирилла он обрёл главное дело своей жизни и спасительное прибежище, которого не покидал до самой своей кончины в 1896 году. По своему строго монашескому милосердному и нестяжательному духу он являлся прямым учеником преподобного Кирилла и жил по заветам святого так, словно во времени не разделяло их полтысячелетия. Архимандрита Иакова отличало сочетание строгой, аскетической жизни с неисчерпаемым милосердием, которое было свойственно и преподобному Кириллу. Современники отмечали в жизни игумена даже некоторые параллели с житием основателя обители. Так, подобно преподобному Кириллу, отец Иаков в неурожайный год спас жизни многих горожан и жителей деревень, и, по свидетельству очевидца, «грозный призрак голода отступил, предотвращённый щедрой рукою отца Иакова». Коридоры настоятельского корпуса были всегда переполнены. Шли сюда голодные и нищие, погорельцы и бедные родители, желающие дать детям образование, а более всего те, кто нуждался в утешении. Никто не уходил без помощи и благословения. Архимандрит Иаков занимался благотворительностью, все личные средства он отдавал нуждающимся, случалось, ещё и занимал у братии. Он заботился о просвещении окрестного населения. В предисловии к книге «Пастырь по отношению к себе и пастве» архимандрит Иаков писал: «Поднятие нравственного и умственного уровня народа – вот та громадная задача, в решении которой наше духовенство по званию своему должно принять самое деятельное участие».
Как некогда преподобный Кирилл, архимандрит Иаков обладал даром прозорливости. Залог будущего Кирилло-Белозерского монастыря он видел в молитвах её основателя.
Продолжение в следующем номере.
Мария ГОЛУБЕВА
Фото из открытых источников

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

4 + 4 =

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть