Top.Mail.Ru

Цена, ты где?

Что делать, если в магазине отсутствуют ценники на товары?

Обычный ценник решает сразу множество задач: сообщает покупателю необходимую информацию о товаре, помогает ориентироваться в ассортименте, а самое главное – демонстрирует стоимость продукции, находящейся на реализации.
К сожалению, бывает так, что ценник отсутствует или несёт на себе недостоверную информацию. О том, как реагировать на такие ситуации, рассказал и. о. главного врача филиала в городе Кириллове Центра гигиены и эпидемиологии в Вологодской области Александр Иванович Васильев.
– Александр Иванович, поясните, пожалуйста, какие функции несёт ценник на товары и услуги?
– Ценник – это неотъемлемый атрибут торговли. Наличие на продукте этикетки с актуальной информацией о его стоимости обусловлено требованием закона: согласно статье 426 Гражданского кодекса, это один из обязательных пунктов договора публичной оферты, которым, по сути, является ценник.
– Есть ли обязательные требования к оформлению ценников в торговых точках?
– Согласно пункту 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, «продавец обязан обеспечить наличие единообразных и чётко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло».
– Как поступить, если ценник на интересующий товар или услугу отсутствует?
– Есть несколько алгоритмов действия в такой ситуации. Для начала лучше обратиться к продавцу, ведь зачастую причиной отсутствия ценника может послужить, скажем так, недосмотр сотрудников, и он исправит это в считанные минуты. Можно сразу пригласить администратора, старшего продавца или директора магазина. Имеет смысл напомнить о правилах розничной торговли ответственному лицу, ведь продукция без ценников чаще остаётся непроданной, что невыгодно для торговой точки. Кроме того, руководство магазина обязано представить всю интересующую покупателя информацию. В одном из сетевых магазинов Кириллова есть очень удобное устройство – прайс-чекер, с помощью которого можно легко и просто узнать стоимость товара. Достаточно поднести штрих-код на упаковке к считывающему окошку, и все данные будут выведены на экран.
– В крупных городах прайс-чекеры имеются во многих магазинах. У нас, к сожалению, это полезное устройство пока не получило широкого распространения. А бывает и так, что цену всё-таки не удалось узнать. Что делать покупателям в такой ситуации?
– В случае, если не удалось решить вопрос и информация о цене не была доведена до покупателя, он вправе обратиться в Роспотребнадзор с письменным заявлением. В нём необходимо указать наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность в данном магазине, его адрес и обязательно свои контактные данные, так как по указанному в заявлении адресу придёт ответ о результатах рассмотрения обращения. В общей части обращения опишите свои действия, не забудьте отметить, что вами была предпринята попытка реализовать своё право на получение информации о товаре, но сотрудники магазина, нарушив требования закона, отказали в этом. Чётко сформулируйте свои требования, а если вы производили фото- или видео-фиксацию нарушения, тоже укажите этот факт. После требований напишите список приложений к заявлению и добавьте фотографии. Направить жалобу в Роспотребнадзор можно почтой, принести лично или подать в электронном виде через сайт. Следует обратить внимание, что согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Заявление рассматривается в течение 30 дней, и по результатам будет дан письменный ответ.
– Какая ответственность наступает за подобные нарушения?
– Ответственность за такое нарушение регулируется статьёй 14.15 КоАП РФ «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров». Размер штрафа составляет: для физических лиц – от 300 до 1500 рублей, для должностных лиц – от 1000 до 3000 рублей, для юридических лиц – от 10 000 до 30 000 рублей.
– Сейчас в различных социальных сетях активно обсуждается позиция покупателей, которые считают, что могут забрать товар без ценника бесплатно. Как Вы прокомментируете эту ситуацию?
– Существует практика возврата разницы стоимости товара, когда на ценнике указана более низкая цена, а в кассе товар пробивают по более высокой цене. Однако в ситуации, которую Вы описываете, требование передать товар бесплатно по той причине, что на нём нет ценника, следует расценивать как злоупотребление правом со стороны покупателя. Согласно статье
10 ГК РФ, стороны должны добросовестно пользоваться своими правами. Требование о передаче товара бесплатно противоречит сложившимся обычаям в сфере торговли и цели деятельности магазина. Отсутствие ценника с юридической точки зрения означает только одно: существенное условие договора купли-продажи (цена) не согласовано, а значит сделка не заключена. Поэтому гражданам не стоит пытаться забрать неоплаченный товар, пусть на нём и не указана стоимость, ведь такие недобросовестные покупатели рискуют стать фигурантами уголовных дел.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото предоставлены А. Васильевым

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть