Top.Mail.Ru

Каждый год её жизни на вес золота

Славной жительнице деревни Чистый Дор, великой труженице, многодетной матери, женщине с трудной судьбой Анне Васильевне Филичевой 8 января исполнилось 90 лет.

Не знала ласки материнской
Поздним вечером или уже в ночь с 7 на 8 января 1931 года в одном из домов деревни Чистый Дор деревенские жители отмечали Рождество. Неожиданно с русской печи до них донёсся громкий детский плач. От неожиданности, услышав его, все находившиеся в избе люди испугались и выбежали на улицу. Так в семье Василия Агапитовича и Татьяны Ильиничны Карзуничевых появился ещё один, уже шестнадцатый ребенок – дочь Анна. Но поскольку детская смертность в те времена была очень высокой, из шестнадцати детей у Карзуничевых выжили только восемь: Сергей, Марфа, Ульяна, Осип, Нина, Александр, Иван и Анна.
В возрасте трёх лет Анна осталась без матери. Случилось это так: в один из жарких летних дней 1934 года Татьяна Ильинична накормила всю семью, состоявшую из одиннадцати человек, блинами. Ужарившись у печки, вышла к колодцу, вылила себе на голову ковшик холодной воды и потеряла сознание, а через сутки умерла. На вторые сутки Василий Агапитович повёз жену в деревенскую церковь, которая тогда ещё работала. Он хотел, чтобы одну ночь умершая переночевала в церкви. Но местному батюшке потребовалось куда-то срочно уехать, и Татьяну Ильиничну пришлось похоронить на вторые сутки после кончины. Упокоилась она на кладбище рядом с церковью. Василий Агапитович так сильно горевал, что целую неделю ночевал на могиле любимой супруги.
После смерти матери за хозяйку в доме осталась Марфа Васильевна – старшая сестра Анны, она же и стала её крёстной. Старший брат Сергей жил уже отдельно, своей семьёй. В доме остались сёстры Ульяна и Нина, братья Осип, Александр и Иван, отец Анны, которого она до сих пор по старинке называет тятькой, и пожилая мать Татьяны Ильиничны – бабушка Иринья Володичева (отчество её неизвестно). Ей уже было около ста, а всего она прожила до 102 лет.
Василий Агапитович работал в дегтярне, которая находилась в лесу в нескольких километрах от деревни. Он практически там и проживал, заготавливал дрова, гнал дёготь и скипидар. На вырубленных делянках выкорчёвывал пеньки, сжигал их вместе с хворостом и сучьями и на этом месте сеял и растил репу. Анна Васильевна в детстве часто ходила к отцу в дегтярню, носила ему молоко и хлеб и вспоминает, что очень уж крупная и сладкая там росла репа.
Однажды к ним в дом зашла пожилая женщина по имени Офимья, ходившая по миру (так в те времена называли людей, просивших милостыню), и Василий Агапитович предложил ей остаться жить у них. Так у Анны Васильевны появилась мачеха. Сёстры Марфа и Ульяна к тому времени вышли замуж и стали жить своими семьями.

В войну все хватили немало лиха
Когда в 1941 году началась война, Анне уже было десять лет. На войну из деревни ушло около сорока мужиков, и мало кто из них вернулся обратно. В пользу фронта из деревни забрали 60 лошадей. Василия Агапитовича на войну не взяли, так как ему было уже 64 года, а вот двух братьев – Сергея и Александра, а также мужей её сестёр призвали защищать Родину. Брату Александру было всего 16 лет, он ушёл на фронт добровольцем. Ещё один её брат, Осип, в то время уже служил в армии где-то на границе с Польшей. В первые дни войны он официально считался пропавшим без вести. Старший брат Анны Сергей погиб в октябре 1941 года, место его гибели неизвестно. Мужья сестёр Марфы и Ульяны также сложили свои головы в боях на Курской дуге. Прошёл через всю войну и вернулся домой брат Александр. Службу он закончил в немецком тогда ещё городе Кёнигсберге и после войны, побывав дома, уехал туда жить, так как этот город стал советским городом Калининградом.
В 1946 году пришло известие, что брат Осип жив. Он позже рассказывал Анне Васильевне, что попал в плен в ночь на 22 июня 1941 года. Фашисты застали их врасплох и схватили ночью спящими, прямо в казарме. Из германского плена его освободили американские части и даже предлагали ему лично и всем желающим поехать жить и работать в США. Некоторые согласились, а Осип отказался и вернулся на родину в СССР, где был направлен в Киргизию на разработку урановых рудников. Там он женился, завёл семью, прожил всю жизнь, добывая уран для страны, и вышел на пенсию в должности главного инженера.
Война быстро дошла и до Вологодской области. Анна Васильевна рассказывает, что над деревней часто пролетали военные самолёты по нескольку штук сразу. Они летели в сторону Вытегры, и очень хорошо был слышен грохот разрывающихся бомб и снарядов. В начале войны в деревне Чистый Дор разместился небольшой гарнизон солдат, называвших себя сибиряками. Они квартировались в домах деревенских жителей. Раньше жилое помещение в деревнях разделялось на летнее и зимовку (зимнее помещение). В летнем доме, где проживала семья Анны Васильевны, квартировалось 60 солдат, а в зимовке – четыре офицера. И так практически во всех домах деревни. Солдат какое-то время обучали воевать в лесах и полях рядом с деревней Чистый Дор: копать окопы, строить блиндажи, стрелять. Затем они ушли в сторону Вытегры, где, по слухам, практически все погибли в боях.
В лесу рядом с Чистым Дором буквально до начала 80-х годов ещё можно было найти хорошо сохранившиеся окопы и блиндажи. В один из блиндажей даже однажды провалилась корова одного из местных жителей. Её несколько дней искали, а найдя, еле вытащили. Но всё обошлось: корова выжила и оправилась.
Сама Анна Васильевна во время войны наравне со взрослыми женщинами и мужчинами пожилого возраста работала в колхозе, заготавливала корма для животных, убирала и трепала лён, занималась другими сельхозработами. А по вечерам они чистили картошку, резали её на дольки, а мачеха Офимья сушила её в русской печке. Картошка должна была иметь золотистый цвет и ни в коем случае не быть загорелой и пересушенной. Высушенную картошку складывали в холщёвые мешки и отправляли на в фронт. Кроме того, в Чистодорском сельсовете приходилось дежурить по ночам у телефона и принимать сообщения и повестки на фронт, которые в любую погоду нужно было доставлять адресату сразу же, в том числе и в соседние деревни.
Но страшнее всего оказался голод
После войны снова наступили нелёгкие времена: государство обложило крестьян продовольственным налогом, в результате чего приходилось сдавать государству практически всё выращенное в домашнем хозяйстве: мясо, молоко, яйца и овощи. Особенно тяжёлым был неурожайный 1947 год: сдав всё продовольствие государству, самим приходилось питаться лепёшками, испечёнными из болотного мха вперемешку с мякиной (мякина – это то, что остаётся после обмолота зерновых культур) и подснежной клюквой, которую собирали ранней весной после схода снега с болота. На болото приходилось ходить в лаптях с обмотками, так как другой обуви не было. Вдобавок ко всем бедам от неизвестной болезни умерла корова, её отчего-то сильно раздуло. Но мясо её всё равно съели.
В то время в колхозе люди работали не за деньги, а за трудодни. Осенью, после уборки урожая, на заработанные трудодни выдавали зерно, которое сразу же мололи на своих жерновах в муку, делали из него кашу, пекли лепёшки. А некоторые люди с голодухи сразу же ели это зерно. Василий Агапитович не дожил до раздачи зерна на трудодни всего нескольких дней и умер с голода. Мачеха Анны Васильевны Офимья снова пошла по миру просить милостыню и куда-то пропала. По слухам, она и ещё одна прибившаяся к ней слепая старушка, с которой они вместе просили милостыню, замёрзли в лесу.
После смерти Василия Агапитовича Анна Васильевна осталась в доме вдвоём с братом Иваном. Сестра Нина уже вышла замуж и стала жить отдельно. Иван работал в колхозе трактористом, а Анна – скотницей. Им обоим очень помог брат Осип: прислал справку, что работает на сверхважном для государства объекте, и с них сняли продовольственный налог.

Долгожданное и трудное женское счастье
Жизнь постепенно стала налаживаться: в середине 50-х годов судьба свела Анну Васильевну с балагуром и гармонистом Николаем Михайловичем Филичевым, ставшим вскоре её мужем, а брат Иван познакомился с девушкой по имени Анна, и они тоже поженились. Первое время Анна Васильевна с Николаем Михайловичем проживали в съёмном жилье, там в 1957 году у них появился сын Михаил. Они хотели выкупить этот дом, но хозяин отказался его продать. Тогда они купили сруб дома и поставили его рядом с зимовкой, которая осталась от старшего брата Сергея, погибшего на войне. Дом ставили всем миром, как тогда говорилось «на отработку». Это обозначает, что все, кто строился, по очереди помогали друг другу в строительстве. Брат Иван, кроме того, что работал трактористом, ещё подрабатывал на пилораме. Он напилил досок и плах и тоже помог Филичевым в строительстве дома.

Без выходных и отпусков детей растила
В новом доме у Анны Васильевны родилось ещё четверо детей: два сына и две дочери. Анна Васильевна, поработав немного пекарем в деревенской пекарне, затем более 30 лет была скотницей-дояркой. Коров доила только вручную, за всё время работы ни разу не уходила в отпуск, даже в декретный, родив и воспитав при этом пятерых детей. Да, в то время колхозники, особенно доярки-скотницы, не знали даже, что такое выходной день, не то что отпуск! К тому же дома у них тоже было большое подсобное хозяйство: корова, телёнок, овцы, количество которых иногда доходило до 20 штук, куры. И со всем этим хозяйством приходилось справляться в свободное от работы время, которого у них практически не было. А ведь ещё нужно было обстирать и накормить большую семью!
Дети, конечно, помогали матери по хозяйству и на ферме с самого детства. За делами и хлопотами время пролетало незаметно. Вот уже первенец Михаил окончил среднюю школу и заявил, что уезжает работать да не куда-нибудь, а в Сибирь, за несколько тысяч километров от дома. Анна Васильевна долго не могла найти себе места, так было ей тяжело переживать разлуку с сыном, хотя дома оставалось ещё четверо детей и муж. Но со временем выросли, разъехались и обзавелись своими семьями и другие дети. А потом постепенно стали уходить из жизни родные и близкие люди, братья и сёстры. В 2006 году заболел и скончался муж Николай Михайлович.
Самый тяжёлый удар судьба преподнесла Анне Васильевне в июне 2011 года, когда после непродолжительной, но очень тяжёлой болезни на 48-м году жизни скончался средний сын Владимир. И по сей день она подолгу плачет, пересматривая старые фотографии сына.
В настоящее время у Анны Васильевны одиннадцать внуков, девять правнуков. За то что она родила, вырастила и воспитала пятерых детей, Президиум Верховного совета СССР наградил её медалью материнства II степени. За бескорыстный и самоотверженный труд на благо общества она награждена медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» и юбилейными медалями. Многодетная мать, ветеран труда и войны (труженица тыла) в настоящее время проживает в деревне Чистый Дор и до сих пор держит своё небольшое хозяйство: кошку Соню, четырёх куриц и подкармливает оставшегося на зимовку с курицами голубя. Вот такая она – простая русская женщина, труженица, мать Анна Васильевна Филичева.
В. ФИЛИЧЕВ

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

9 + 1 =

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть