Top.Mail.Ru

Вогнемская лесопромысловая артель

Окончание.
Начало в № 47 от 20 ноября 2020 года.

Всю деятельность лесопромысловой артели можно разделить на несколько этапов: лесозаготовка, лесовывозка, подготовка к сплаву, сплав по рекам до клёпочного завода, выкатка древесины на берег у клёпочного завода на лесобиржу, дальнейшая переработка леса на заводе, выпуск разной продукции и её реализация.
Исходя из документов, одной из самых тяжёлых работ в лесоартели была лесозаготовка, которая проводилась в зимние месяцы. На заготовку леса привлекались колхозники ближних колхозов под руководством мастеров лесоартели. Участие колхозников в лесозаготовках было юридически закреплено. Механизм мобилизации был установлен введением в январе 1941 года платной трудовой и гужевой повинности на предприятиях Наркомлеса СССР. Мобилизация крестьян находилась в ведомстве правления колхозов и сельских советов. К лесозаготовкам привлекались мужчины в возрасте от
16 до 55 лет и женщины – от 16 до 45 лет. Правительство спускало сезонный план лесозаготовок, сельские советы определяли число колхозников, выделяемых на сезонные лесозаготовительные работы каждым колхозом. Крестьяне привлекались к лесозаготовкам в качестве «пешей» и «конной» силы с использованием колхозных лошадей. Колхозников мобилизовали для выполнения работ на лесозаготовках на протяжении всего года. Основные работы по заготовке леса проходили в осенне-зимний период, а весной и летом крестьян привлекали к сплаву леса. После заготовки начиналась вывозка леса к складам на берегах рек, подчистка лесосек. Председатель артели Фёдоров в 1948 году просит «до 22 апреля людей из колхозов подготовливать и направлять по первому требованию лесоартели, для этого закрепить Кирсанова за к/з «Дивково»,
«Пачево», П.А. Лебедева за к/з «Зерно»,
И.М. Салтыкова за к/з «Ленинское знамя», Коновалова за к/з «Амосово».
После вскрытия льда на реках начиналась подготовка к сплаву леса к Вогнемскому клёпочному заводу по рекам: Бородава, Пидьма, Унзба, Юмпаш. Сплав проводился двумя способами: молевым и в плотах. При молевом сплаве срубленные зимой стволы при наступлении паводка сталкивались в воду и плыли по течению к месту задержания – запани у Вогнемского клёпочного завода. По рассказам местных жителей, после десятилетий такого сплава все вышеперечисленные реки захламлены топляком. При сплаве плотами стволы увязывались в пучки – гонки, а затем из них образовывали плоты, используя снасти – верёвки. Эти плоты либо привязывали к специальным судам-тягачам, либо их направляли по течению специальные работники – плотогоны.
В одном из протоколов заседания членов артели есть такие сведения о сплавных работах: «Поручить вывозку древесины из леса Медведеву, начать молевой сплав с 11 апреля 1939 года на реках Пидьма, Юмпаш. За молевой сплав и сплав в плотах с доставкой к заводу ответственный – заведующий производством Михайлов. Расценки на сплавные работы: на реке Бородава – срывка древесины, сплав – 4 рубля, сплотка – 3 р. 50 коп.; на реке Пидьма – зимняя сплотка – 3 р. 50 коп, спуск гонок 1 р. 50 коп.; сплав на реке Унзба – срывка в воду и сплав
3 рубля, спуск плотов 1 р. 50 коп, выкатка на берег реки Шексна у завода на лошади – 5 рублей». По ситуации со сплавработами на 20 апреля 1948 года пояснено коротко: «Нет воды». Мы нашли статью в газете «Ленинское знамя», которая рассказывает о начале сплава в апреле 1935 года.
После сплава брёвна выкатывали на берег реки Шексны на лесобиржу. Брёвна корили, сушили. Затем из заготовленного леса делали различную продукцию. На клёпочном заводе изготовляли клёпку – дощечки разного размера (обычно они шли на изготовление деревянных бочек, но со временем стали использоваться и для производства другой продукции), тёс, планки, ящичную тару. Оставшиеся от распиловки горбы продавались населению на дрова. «Основное производство лесопромысловой артели – переработка древесины», – отмечает товарищ Меламедов, представитель Обллеспромсоюза в 1947 году. Начиная с 1947 года, лесоартель производила очень широкий ассортимент продукции: предметы мебели, быта, деревенского обихода, дрова для населения, пиломатериалы, деловую древесину.
Вогнемская лесопромысловая артель
была достаточно крупной самостоятельной промышленной единицей Кирилловского района. На 1 января 1949 года рабочие лесоартели заготовили 2658 кубометров деловой древесины и 1425 кубометров дров, что составило соответственно 88 и 142% от плана. Было вывезено 1007 кубометров леса деловой древесины и 618 кубометров дров. Из заготовленной древесины было произведено следующее количество материалов: клёпки пиленой – 907,5 кубометра; парных дощечек – 10,2 куба, пиломатериалов – 278 кубометров, бондарной посуды – 70 штук,
3 телеги, 186 корзин. Также рабочими артели производились и другие работы, например, размол зерна в количестве 249,3 тонны (249% от плана).
Так как Вогнемская лесопромысловая артель входила в Обллеспромсоюз, часть продукции отправлялась по договорам в эту организацию. После вступления в 1940 году в юридическое членство Обллеспромсоюза, артель могла самостоятельно заключать договоры на изготовление и сбыт продукции. Например, общее собрание работников лесоартели решило «заключить договор от 10 апреля 1940 года с «Московским бондарем» на дополнительную поставку клёпки в количестве 210 000 штук», а 21 декабря 1948 года собрание постановило отправить «Московскому бондарю» клёпочной дощечки в количестве 400 000 штук. Клёпку продавали по соглашению Союззаготснабу и вывозили баржами, о чём говорит запись в документах, согласно которой «постановили остаток от погрузки 1-й баржи, погрузить на другую».
В одном из протоколов заседания правления лесоартели мы нашли решение отпустить колхозу «Пачево» тёс в количестве 400 штук для крыши колхозного двора. Также лесоартель поставляла дрова, имеется договор на поставку дров конторе «Электроснаба» 1000–1500 кубометров. Также мы нашли заявку от 30 марта 1951 года от директора Горицкой семилетней школы Анисимовой о доставке сплавом дров для школы в количестве 200 кубометров. Ежегодно лесоартель обеспечивала своей продукцией организации и предприятия Кирилловского района.
Лесоартели принадлежала столовая. Её
необходимость была связана с тем, что кадровые рабочие, не имеющие подсобных хозяйств, лишались возможности получать горячую пищу. Поэтому заседание правления решило возобновить работу столовой с 15 декабря (нет точных данных о годе возобновления работы столовой) и разрешить заведующему снабжением Медведеву и заведующей Петровой закупить необходимые продукты (мясо, рыбу, сущик и другие). В 1948 году заведующей столовой была
А.И. Веселова. По нашему мнению, столовая была достаточно вместительная по тем временам: 6 столов, 13 табуретов (а требовалось ещё 2), 2 котла, 15 ложек (требовалось ещё 10), 12 вилок, 7 чугунов. На заседании правления лесоартели от 31 мая 1948 года было принято решение о приобретении поросёнка, уход за которым был поручен заведующей столовой А.И. Веселовой с прибавкой к зарплате 50 руб. в месяц и рационом в 3 кг картофеля и 6 л сыворотки в день для животного.
Особое внимание уделялось дисциплине на производстве. В июне 1948 года мастер смены А.М. Коновалов предложил выпускать боевые листки два раза в месяц. В сентябре 1948 года общее собрание рабочих и служащих лесоартели взяло обязательства: 1) быть дисциплинированными, не делать ни одного опоздания; 2) не делать брака, строго придерживаться технических правил при изготовлении продукции; 3) по первому требованию администрации завода переходить на другую работу; 4) держать оборудование исправным. Подобные решения принимались ежегодно.
Лесоартель в годы Великой Отечественной войны, как и все предприятия страны, работала в особом режиме, который подчинялся лозунгу: «Всё для фронта! Всё для Победы!». В газете «Ленинское знамя» от
23 февраля 1942 года говорится о том, что до войны артель выпускала только клёпку и ящичную тару. В военное время осваивается выпуск колёс, телег, дровней и другой продукции. В первом квартале 1942 года по специальному заданию изготовлялись черенки для лопат. Для этого было заготовлено
100 кубометров древесины с использованием тягловой силы, предоставленной Вогнемским и Пружининским сельсоветами по нарядам райисполкома. Черни изготовлялись из березы, для чего председателю артели Кувшинову было поручено проверить наличие сырья на даче райлесхоза. К 1 мая 1942 года лесоартели было спущено спецзадание: выпустить 1500 пар санитарных носилок. Для его выполнения была организована заготовка и вывозка древесины ели и сосны в объёме 60 кубометров из Пидемского лесничества десятником Медведевым, произведена сортировка древесины на складе и подвозка её к распиловочной раме. С 19 февраля был поставлен станок для обточки черенков для носилок, в работу пущен с 20 февраля, что позволило ежедневно изготовлять по 69 пар черенков. Было решено просить райисполком выделить четырёх человек для фуговки брусков носилок.
В статье вышеуказанной газеты названы лучшие работники лесоартели: 57-летний механик Г.В. Семёнов (работал целый квартал без выходных); заведующий заводом И.М. Кирсанов (одновременно выполнявший работы пилостава: расточку и установку циркульных и продольных пил); Е.Н. Медведева (овладела специальностью сменного мастера). Отмечались и другие работницы пилорамы, работающие на морозе по 10-11 часов, Ф.С. Коновалов, один выполнивший половину спецзадания, за что был премирован парой ботинок.
Общим собранием лесоартели от 3 июля 1942 года было принято решение о включении её рабочих в социалистическое соревнование, подразумевающее 100%-ное выполнение плана, ликвидацию простоев на производстве, экономное отношение к сырью (древесине) и оборудованию, своевременную и полную уборку урожая с подсобного хозяйства.
12 января 1943 года было развёрнуто соревнование между сменами лесоартели. Группы рабочих состязались как по количественным, так и по качественным показателям: вспомогательные рабочие обязались обеспечить бесперебойную работу на основном производстве, работники паросиловой установки – обеспечить работу станочников и механиков, обязательство дровенщиков – изготовить к 25-й годовщине Красной Армии заказ по дровням (саням), подготовить посылку с тёплыми вещами для бойцов Красной Армии.
Однако при выполнении спецзаданий выявлялись проблемы на клёпочном заводе: недостаток рабочих, владеющих токарным делом, и недостаток сырья, отсутствие тягловой силы (лошадей для своевременной вывозки леса). Были проблемы и в кузнице: недостаток угля и железа, а также опытных кузнецов. Все проблемы обсуждались на заседаниях правления лесоартели, предлагались решения: срочно закончить установку дополнительного токарного станка, добиться нарядов на двух токарей. Поручить И.И. Кувшинову договориться с райпланом о лучших графиках на дополнительную тягловую силу для перевозки берёзы. Товарищу Кирсанову принять все меры по созданию условий для повышения производительности труда, поощрить работающих добросовестно на станках. Установить ежедневный график на доске показателей. Медведеву принять меры по заготовке, трелёвке и подвозке берёзы на завод.
С 20 ноября 1953 по 7 декабря 1956
года Вогнемская лесопромысловая артель именовалась Кирилловской лесопромысловой артелью Вологодской области. Это связано с реорганизацией всей системы промысловой кооперации в стране. Обллеспромсоюз Вологодской области, который объединял лесные промысловые артели, в том числе и Вогнемскую, был ликвидирован в 1955 году. Именно в эти годы артель прекращает существовать как самостоятельная промышленная единица села Вогнема Кирилловского района.7 декабря 1956 года на основании приказа по Кирилловскому райпромкомбинату № 93 Кирилловская (бывшая Вогнемская) артель была объединена с Кирилловским райпромкомбинатом.
В 1964 году началось затопление деревень Кирилловского района, связанное с окончанием строительства Волго-Балтийского водного пути. По рассказам жителей села Вогнема, именно в 1964 году произошло затопление Вогнемского клёпочного завода, который находился на берегу реки Шексны. Именно этот завод был самым важным и основным структурным звеном Вогнемской лесопромысловой артели. Артель, по сути, трудилась на данный завод, рабочие которого занимались переработкой заготовленной и вывезенной из окрестных лесов древесины. В последующие годы основными функциями рабочих Кирилловской артели были лишь лесозаготовка и лесовывозка.
Е. Веселова, обучающаяся Кирилловской школы
(О. Веселова, руководитель исследования)
Фото предоставлено автором

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

6 + 1 =

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть