Top.Mail.Ru

Вогнемская лесопромысловая артель

Моя бабушка Веселова Галина Кирилловна рассказывала о работе после Великой Отечественной войны. В первые послевоенные годы бригада из нескольких деревень,
в том числе из Пачево и Дивково, ежегодно трудилась на заготовке древесины. Бригаде нужно было заготовить по плану за несколько зимних месяцев 200 кубометров леса. Работали они по призыву Вогнемской лесопромысловой артели по направлению
от колхоза «Пачево». В ходе моего исследования, которое будет интересно в первую очередь жителям Вогнемской округи, хочется рассказать о довольно серьёзном самостоятельном промышленном предприятии, которое играло важную роль в экономике Кирилловского района в те годы. Оно существовало с 1924 по 1956 год и называлось Вогнемской лесопромысловой артелью.

Много песен слыхал я в родной стороне;
В них про радость, про горе мне пели,
Но из песен одна в память врезалась мне –
Это песня рабочей артели.
Леонид Трефолев

Чтобы было более понятно, о чём пойдёт речь, кратко объясню, что такое «артели» и историю их появления.
Необходимо сразу уточнить, что существуют две трактовки термина «артель». То, что вкладывал в это слово простой народ, и попытки определения артели исследователями и законодательством. Народ приноравливает его вообще ко всем тем случаям, когда приходится действовать не одному человеку, а нескольким, соединившимся для достижения какой-либо цели. Именно в этом смысле употреблён термин в эпиграфе к данной работе. Что касается понятия «артель» в законодательстве, то общие правила для устройства артелей впервые появляются в Уставе цехов 12 ноября 1799 года. Здесь артель вообще определялась как общество работников, по добровольному между собою условию и на началах круговой поруки составленное, для отправления служб и работ, силами одного человека несоразмерных.
В документах XVII века говорится об артелях каменщиков, плотников, кузнецов, извозчиков, «ярыжных» (бурлаков и судорабочих), «кортомщиков» (арендаторов земли).
В XVIII – XIX веках складывалась и усиливалась территориальная специализация артелей. На севере и востоке преобладали промыслово-охотничьи артели (рыболовецкие, «тюленьи», «моржовые», звероловов). В Восточной Сибири и на Урале – приисковые по добыче золота, солепромышленные, каменоломные, по изготовлению древесного угля, разработке горных рудников. В центре Европейской России – артели плотников, каменщиков, маляров, валяльщиков, шерстобитов, иконописцев, офеней (мелких торговцев вразнос), камнетёсов, рогожников, шорников; на Волге – бурлацкие, коноводческие, крючников, барочников (строителей мелких судов); в Заволжье – артели чабанов, пастухов, «гуртовых» (прогонщиков скота), сельхозрабочих, землекопов и так далее.
После 1917 года артель – одна из форм производственных объединений трудящегося населения на базе коллективного труда и обобществлённых средств производства, которые объединялись в промысловые союзы. К весне 1918 года насчитывалось 12 промысловых союзов. К началу 1927 года промысловая кооперация имела 183 союза, включавших 131,2 тысячи артелей, насчитывающих более одного миллиона членов. В 1920 году для содействия промысловой кооперации и в целях осуществления контроля за её деятельностью в составе Высшего совета народного хозяйства был создан особый орган – Главное управление кустарной промышленности («Главкустпром»). В 1922 году организован Всероссийский союз промысловой кооперации. В 1928 был создан Всесоюзный промыслово-кооперативный совет (Всекопромсовет). Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР от 23 июля 1932 года артели, занимающиеся заготовкой, переработкой и сбытом леса, деревообрабатывающая и лесохимическая отрасли были объединены в систему «Всекопромлессоюз». Также было выпущено постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета, Совета народных комиссаров РСФСР от 15 апреля 1929 года «О лесопромысловых кооперативных товариществах (артелях) и их союзах», которое регламентировало работу лесопромысловых артелей.
Вогнемская лесопромысловая артель была организована в 1924 году в селе Вогнема Вогнемской волости Кирилловского уезда Череповецкой губернии. Череповецкая губерния была учреждена постановлением Народного комиссариата внутренних дел РСФСР от 10 июня 1918 года и состояла из пяти северо-восточных уездов Новгородской губернии: Белозерского, Кирилловского, Тихвинского, Устюженского и Череповецкого. Как административно-территориальная единица РСФСР она существовала до 1927 года. В 1927 году село Вогнема вошло в состав Череповецкого округа Ленинградской области. В 1930 году округ был ликвидирован. В 1937 году после создания Вологодской области Кирилловский район и село Вогнема вошли в её состав. С 20 ноября 1953 года до 7 декабря 1956 года Вогнемская лесопромысловая артель называлась Кирилловской, а с 7 декабря 1956 года на основании приказа № 93 по Кирилловскому райпромкомбинату Кирилловская (бывшая Вогнемская) артель была объединена с Кирилловским райпромкомбинатом.
Вогнемская лесоартель входила в Обллеспромсоюз (Областной лесной промысловый союз) Вологодской области, который объединял лесные промысловые артели, руководил их организационной, производственной, финансовой, оперативной, политико-воспитательной и культурно-массовой работой в соответствии с директивами партии и правительства. Союз был организован в сентябре 1937 года и объединял лесные, лесохимические и деревообрабатывающие артели. В мае 1939 года из союза выделилось лесохимическое производство. Обллеспромсоюз был ликвидирован в 1955 году.
В разные годы в Вогнемской лесопромысловой артели трудилось различное количество человек. На 1 января 1941 года в артели работало 180 человек, в 1942 году – 195 человек, из них 22 – на Вогнемском клёпочном заводе. В 1948 году в составе лесоартели работали: три кочегара, два машиниста, механик, мастер смены, пилостав, мастер леса, мельник, три конторских работника, корзинщик, два бондаря, шесть станочников, пять подсобных рабочих, уборщица и три охранника. Но при этом лесоартели требовались следующие кадры: мастер смены, пилостав, обозник, восемь подсобных рабочих, два рамщика, охранник. В составе лесоартели были как постоянные члены, внёсшие при вступлении в артель паевые взносы, так и сезонные рабочие.
Высшим органом управления Вогнемской лесопромысловой артели было общее собрание рабочих и служащих. Собрание принимало решения по разным вопросам деятельности лесоартели: по заготовке и деревопереработке, утверждению отчётов и другим. Вторым по значимости в управлении было правление артели, численность членов которого также менялась от года к году. В протоколе № 1 от 4 января 1940 года в составе правления были: председатель лесоартели М.А. Бахарев, заведующий производством Н.М. Зорин, заведующий заводом И.М. Кирсанов и другие. Немаловажное значение имели заседания уполномоченных членов Вогнемской лесоартели, а также организационные и технические заседания. Ряд вопросов решался на производственных заседаниях, проводимых совместно с главой Вогнемского сельского совета, так как артель была расположена на его территории.
Председателями лесоартели в 1941–1947 годах были: Михаил Анисимович Бахарев – по 29 октября 1941 года; Иван Иванович Кувшинов – с 29 октября 1941 по 17 марта 1942 года (утверждён в должности общим собранием); Пётр Николаевич Чащин – с 17 марта 1942 по 15 апреля 1942 года; Николай Никанорович Медведев – с 15 апреля 1942 года был назначен временно исполняющим обязанности; Павел Степанович Кадобнов – с 4 мая 1942 по 12 августа 1943 года, «вновь засланный» Кирилловским райкомом ВКП(б); Яков Григорьевич Худяков – с 12 августа 1943 по 9 апреля 1946 года, А.И. Алипичев – с 9 апреля 1946 по 14 мая 1947 года; Фёдоров с 14 мая 1947 года.
Лесопромысловая артель имела очень хорошую материально-производственную базу. В 1942–1948 годах лесоартели принадлежали следующие здания: контора, клёпочный завод с лесорамами и паровой машиной, огороженный деревянным забором, мастерская, кузница, мельница, пожарное депо, пожарный сарай, двор с хлевами, сушилка, баня. Артель имела в собственности и другое оборудование: для выкатки леса с реки и погрузки готовой продукции у клёпочного завода был свой рельсовый путь и вагонетки; в пожарном депо была пожарная машина, рукава приёмные, рукава пожарные, горло походное, сани пожарные. В разные месяцы 1948 года лесоартель содержала лошадей: Фантазию и Бурчика. Также имелся патефон, радиоустановка. Балансовая стоимость имущества лесоартели составляла 112 216 рублей 17 копеек.
В кузнице выполнялись различные работы: ковка лошадей, оковка саней, ковка подков, оковка колёс телеги железным и деревянным ходом. Ковали отвалы к плугам, заостряли носки и отрезы плугов, а также выполняли бытовые изделия, например, дверные петли, топоры, ухваты, ручки к пилам и другое. Самой дорогой работой была оковка саней железным ходом – 120 рублей. Подковка лошадей стоила один рубль, изготовление ухвата домашнего – 90 копеек.
Вероятно, в 1947 году в здании Вогнемского клёпочного завода был пожар. В протоколе общего собрания рабочих и служащих лесоартели от 3 апреля 1948 года сказано: «Товарищ Борисов допустил завод до невозможности. Унизить его в должности машиниста, кое-кого уволить и отдать под суд». В связи с пожаром была усилена противопожарная безопасность. Общее собрание рабочих постановило приобрести кадки, пожарные вёдра, заступы и прочее противопожарное оборудование. Отправить заявку в Обллеспромсоюз о взыскании пожарных рукавов в 100 метров длиной. Сделать площадку у реки под пожарную машину. Назначить ответственных за противопожарную безопасность: по силовой – механика Салтыкова, по цехам – Соколова, Королёва, Коновалова, по столовой – А.И. Веселову.
Продолжение в следующем номере.
Е. Веселова,
обучающаяся Кирилловской школы
(О. Веселова, руководитель исследования)
Фото предоставлено автором

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

93 − 85 =

Закрыть
Закрыть