Top.Mail.Ru

Чтим прошлое, позитивны в настоящем, или У школьного духа нет возраста

11 ноября Кирилловской средней школе исполнилось 215 лет. За два с лишним века несколько десятков тысяч выпускников получили в стенах этого учебного заведения знания, спортивную закалку, добрую поддержку, заботу
и внимание учителей.

Тем не менее по-прежнему молодая, школа постоянно находится в творческом развитии, в стремлении к новым достижениям и изобретательским инициативам. Для каждого поколения она была своей, особенной, но всегда родной и любимой, а традиции школы свято сохраняются и передаются из поколения в поколение. Накануне юбилейной даты директор Кирилловской средней школы Валентина Владимировна Архипова рассказала о важных вехах в истории школы, о школьной жизни в настоящее время и перспективах образовательного учреждения.
– Валентина Владимировна, прежде всего хочется уточнить, почему школа отмечает юбилей именно 11 ноября?
– Наша школа считается правопреемницей и продолжательницей традиций образовательных учреждений, ранее существовавших в Кириллове. В 1805 году было открыто первое светское учебное заведение в нашем городе – уездное училище, преобразованное в 1878 году в городское. Под него в конце XIX века на берегу Долгого озера возвели двухэтажное деревянное здание (до недавнего времени в нём находился детский сад № 1). До этого в городе были приходские и церковно-приходские школы, с 1778 в стенах Кирилло-Белозерского монастыря размещалась духовная семинария, в дальнейшем несколько раз реформированная, но светская школа появилась в 1805 году. Именно с этого времени начинается отсчёт истории школы. За время своего существования это заведение имело несколько названий: уездное, городское, высшее начальное училище. В 1912 году трёхклассное училище стало четырёхклассным. По-прежнему главным учебным корпусом до 1946 года оставалось двухэтажное деревянное здание на берегу Долгого озера, затем этот статус получила школа напротив городского сада (бывшее здание ПУ-59). С 1934 года школа стала официально именоваться Кирилловской средней и занимала несколько строений: напротив городского сада, у Долгого озера, также бывшее купеческое здание, переданное затем филиалу оптико-механического завода, и строение напротив Казанского собора. Во время Великой Отечественной войны здание школы у городского сада отдали под госпиталь и возвратили только в 1945 году. В 1974 году было построено здание на улице Уверова, в котором школа размещается и сейчас. Первые уроки здесь были проведены 11 ноября. Именно этот день мы выбрали днём основания Кирилловской средней школы. Так получилась дата 11 ноября 1805 года.
– Вы упомянули, что в годы Великой Отечественной войны одно из зданий школы было переоборудовано под госпиталь. А как Кирилловская школа пережила военное время?
– Начнём с того, что в июне 1941 года из стен Кирилловской средней школы выпускалось три десятых класса: «А» – 29 учеников, «Б» – 29 учеников, «В» – 28 учеников. У ребят был выпускной вечер, они вступали во взрослую жизнь с надеждой и радостью, а на следующий же день началась война. В первые дни войны выпускники стали осаждать Кирилловский районный военный комиссариат, но на службу их не брали, так как на фронт призывали рождённых в 1905–1918 годах. Те, кто родился после 1918 года, могли попасть на фронт лишь добровольцами. Из кирилловских выпускников в добровольцы записались Георгий Миронович Ильин, Николай Александрович Карпов, Антонин Иванович Ларичев, Борис Андреевич Николаев, Юрий Михайлович Пикин, Юрий Яковлевич Овчинников, Борис Александрович Парутин, Николай Иванович Судаков, Игорь Анатольевич Серов, Аркадий Александрович Спирин, Егор Миронович Ильин, Борис Петрович Базанов, Пётр Тимофеевич Кукушкин. Из 86 выпускников в Великую Отечественную войну ушли на фронт 47 человек, вернулись 14, погибли и пропали без вести 33. Выпускники 1941 года участвовали в знаменитых сражениях Великой Отечественной войны. Были сапёрами, танкистами, лётчиками, моряками, радистами, разведчиками, командирами и рядовыми. Они с честью выполнили воинский долг, защищая свою страну, свой родной город. Вместе с ребятами уходили на фронт и педагоги, например, Максим Матвеевич Майоров. Отмечены боевыми наградами Иван Кириллович Быстров, Галина Сергеевна Семёновская, Нина Николаевна Янусова, Александра Захаровна Бибиксарова, Владимир Александрович Веденин, Фёдор Фёдорович Лысачёв, Николай Степанович Шалгин, Сергей Александрович Спирин, Александр Иванович Терентьев, Нина Аркадьевна Мазалецкая, Зоя Андреевна Лапина. Директором школы был Иван Кириллович Быстров, который даже в это страшное время умело организовал учебный и воспитательный процессы, решая практически невыполнимые задачи обеспечения школьников учебными принадлежностями, теплом и питанием. Школьники ухаживали за ранеными в госпитале, собирали овощи, тёплые вещи и отправляли на фронт посылки. Вместе со всей страной школа пережила то страшное время.
– Думаю, школа серьёзно готовилась к 75-летию Победы.
– Да, конечно, мы готовили торжественные мероприятия: «Бессмертный полк», концерт, собирали архивные материалы. К сожалению, из-за сложившейся эпидемиологической ситуации нашим планам не суждено было сбыться, но «Бессмертный полк», который очень много для нас значит, ведь именно наша школа инициировала это движение в районе, состоялся. Пусть не на улицах города, как мы все привыкли, но в зале Боевой Славы школы герои «Бессмертного полка» выстроились в единый строй.
– На долю нашей страны выпал ещё один сложный период – перестройка. Как школа выжила в это время?
– Это было действительно тяжёлое испытание. В период этого лихолетья, иначе и не назовёшь, директором школы был Николай Ильич Кангичев. Он понимал проблемы учителей. Как мог, старался поддержать педагогов. Заработную плату коллективу задерживали по несколько месяцев, финансирования совершенно не было. Сейчас трудно представить, но даже для того, чтобы уборщицы могли мыть пол, мы все приносили из дома тряпки, вот до какой степени было тяжело. Тогда он организовал предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, и мы как-то продержались. В эту эпоху реформирования общества на школу легла огромная ответственность – выжить, сохранить память, традиции, перестроиться самим и помочь в этом детям – будущему нашего народа. Эту сложную задачу школа выполнила в основном благодаря Николаю Ильичу.
– Несмотря на все исторические перипетии, школа не просто справляется со своей работой, но и делает значительные успехи. Расскажите о них.
– Слава учителя – в учениках. Наши ребята всегда получали и получают прочные знания. Школа гордится своими выпускниками, среди них – академик Дмитрий Александрович Граве, контр-адмирал Виктор Николаевич Обухов, художник Борис Иванович Горбунов, журналист и писатель Альберт Григорьевич Варюхичев, генерал армии Юрий Николаевич Балуевский, доктор физико-математических наук профессор МГУ Николай Павлович Трифонов. На протяжении многих лет количество обучающихся остаётся стабильным, на данный момент у нас 809 детей. 90% наших выпускников поступают в высшие учебные заведения. Многие ребята окончили школу с золотыми медалями, например, в этом году у нас сразу 11 медалистов. Хорошие результаты показывают участники олимпиад и различных конкурсов. Мы всегда стремимся к тому, чтобы улучшить качество образования. Один из важных показателей успешной работы – растущее количество баллов, полученных нашими выпускниками на ЕГЭ. Хочется отметить, что в этом году Дарья Нестерова набрала 100 баллов по русскому языку (учитель Ирина Георгиевна Васильева). Такое событие у нас второй раз – впервые 100 баллов набрала Александра Грот (учитель Галина Сергеевна Ефимова). Выпускников 2020 года можно считать высокобалльниками, так как многие ребята получили на государственной итоговой аттестации от 80 до 96 баллов. В начале 2020 года проводилась независимая оценка качества оказания образовательных услуг и из 395 школ области, прошедших мониторинг, Кирилловская школа заняла почётное девятое место.
– Безусловно, высокие показатели в обучении – это заслуга учителей. Расскажите, пожалуйста, о педагогическом коллективе Кирилловской школы.
– Говоря о своих коллегах-учителях, отмечу, что самая главная особенность нашего педагогического коллектива, которая существовала во все времена, – это дружный тандем единомышленников. Забота друг о друге, помощь в трудную минуту, способность перенимать опыт коллег, постоянный поиск новых форм и методов работы – вот что делает коллектив моей любимой школы самым лучшим. Сейчас в школе работает 66 человек, из них 53 – педагогические работники. Более 90% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. Надежда Васильевна Клятвина и Галина Александровна Голубева носят звания заслуженных учителей России. 25 человек имеют звание «Отличник народного просвещения РСФСР» или «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Педагогический коллектив отличается высокой работоспособностью, стремлением к новым высотам, творческому развитию. Наша школа является хранительницей традиций, бесценного педагогического опыта, накопленного прекрасными учителями за всю её историю. Сейчас я говорю о людях, которые отдали всё самое лучшее этой школе, делили и делят с нами праздники и будни, о тех, кто стоял у самых истоков славной истории нашей школы – о ветеранах педагогического труда во главе с председателем ветеранской организации школы Галиной Николаевной Исаковой. Неудивительно, что многие педагоги – это её вчерашние выпускники, идущие по стопам своих наставников.
– Образовательный процесс, как и всё в нашем мире, идёт в ногу со временем. Какие новшества внедряются в процесс обучения в Кирилловской школе?
– Одним из самых ярких инновационных процессов стало кадетское движение, которое в нашей школе представляют уже шесть классов. Активно развиваются юнармейское и волонтёрское движения. Мы не боимся нововведений и успешно их осваиваем. Так, наша школа является пилотной площадкой по введению стандартов второго поколения, Российского движения школьников, базовой для реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в Вологодской области, ресурсным центром дистанционного образования детей-инвалидов, опорной школой по изучению финансовой грамотности, а в этом году департаментом образования Вологодской области нам присвоен статус «Школа-куратор образовательных учреждений с низкими результатами обучения». В 2020 году у нас появился центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Кабинеты центра оснащены современным оборудованием, дающим школьникам возможность увлекательно изучать основы 3D-моделирования, 3D-печати, основы робототехники, научиться управлять квадрокоптером, а также оказывать первую медицинскую помощь на манекенах-тренажёрах. Началась работа в рамках проекта «Цифровая образовательная среда».
– Чем живёт школа за рамками образовательного процесса?
– Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. У нас много мероприятий, ставших традиционными: военизированная игра «Зарница», отчётный концерт кадет и отчётный концерт школы, участие во всероссийской акции «Бессмертный полк». Кроме того, существует множество кружков самых различных направлений. С поступлением нового оборудования наши ученики получили возможность заниматься в тире и на скалодроме. Налажена тесная связь с социумом, с другими образовательными учреждениями дополнительного образования.
– За последние годы школа внешне сильно изменилась. С чем это связано?
– В настоящее время государство оказывает очень ощутимую поддержку образовательным учреждениям. Всё началось в 2011 году. Тогда благодаря администрации Кирилловского района нам удалось сделать ремонт. В прошлом году на региональные средства был отремонтирован спортзал и закуплен спортивный инвентарь. Сейчас нашей школе выделено 30 миллионов рублей из областного бюджета на ремонт всего здания, который будет осуществлён в течение двух лет. Буквально на днях мне сообщили, что департамент образования Вологодской области летом 2021 года планирует направить субсидию на ремонт столовой и замену оборудования.
– Все эти позитивные изменения очень радуют. Есть ли что-то, что смогло бы открыть ещё большие перспективы развития школы?
– Основной нашей проблемой остаётся наличие второй учебной смены, и мы вынуждены её увеличивать. Решить этот вопрос может только расширение школы за счёт пристройки. Хотелось бы, конечно, чтобы наши дети смогли учиться в одну смену, но пока такой возможности нет.
– Валентина Владимировна, как Вы считаете, что самое главное в этом большом едином организме, которым, по сути, является школа?
– Самое главное в школе – её душа. То состояние, которое формируется коллективом учителей, учеников и родителей. Школьные стены будут неумолимо отсчитывать время, а школа всё равно останется молодой, потому что ежегодно наполняется новыми звонкими голосами. Она будет растущей, перспективной, творческой, с уютными технически оснащёнными классами, замечательными педагогами и подающими надежды учениками.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото предоставлены
Кирилловской школой

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Закрыть