Top.Mail.Ru

Воспитываем патриотов с детства

«Как нет человека без самолюбия,так и нет человека без любви к своему отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д. Ушинский

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

2020 год указом президента Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных тем воспитательной работы, которая включает в себя развитие у ребёнка чувства ответственности перед обществом, гордости за достижения родной страны; привязанности к семье, дому, любви к Родине и родной природе; почитание предков, уважение к старшим; толерантное отношение к другим людям; бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям.
Особенно актуально решение этой проблемы в дошкольном возрасте, так как в этот период личность ребёнка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе. Именно в этом возрасте происходит формирование культурно-ценностной ориентации духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование представлений об отечественных традициях и праздниках. Цель деятельности дошкольной образовательной организации – формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотического отношения и чувств к традициям своей семьи, истории и культуре родного края и своей Родины.
Одной из наиболее эффективных педагогических технологий, открывающих новые возможности воспитания и обучения дошкольников и наиболее целесообразных для решения задач нравственно-патриотического воспитания, является проектный метод обучения.
Использование данного метода считается наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
– педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
– родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно — патриотического воспитания детей;
– дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Детское проектирование может быть успешным при соблюдении следующих условий: учёт интересов каждого ребёнка; деятельность детей без принуждения; предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы; совместное со взрослыми поэтапное достижение цели; тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, соответствующая его возрасту.
Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников множество.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе. Она способствует объединению, сплочению нашего народа – поэтому целесообразно разрабатывать такие проекты, как «Никто не забыт, ничто не забыто», «Поклонимся великим тем годам», «Как воевали мои родные в Великую Отечественную войну», «Этот День Победы».
Сохранение и возрождение национально-культурного наследия в воспитании детей дошкольного возраста также является важной проблемой в настоящее время. Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. В связи с этим в нашем дошкольном образовательном учреждении разработаны такие познавательно-творческие проекты, как: «Фольклор в жизни дошкольника» (ярмарка), «Традиции русского фольклора в детском саду» (Масленица).
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны (проект «Флаг России»), воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции (краткосрочный проект «Олимпийские надежды»).
Особое место в работе занимают творческие проекты по патриотическому воспитанию, приуроченные к празднованию государственных праздников, таких как День защитника Отечества (творческий проект «Наши защитники»), Международный женский день (День матери).
Использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным, оно способствует возникновению атмосферы заинтересованности детей и родителей.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Только общими усилиями (педагог-дети-родители) можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами, частью своей страны.
Е. БОГДАНОВА,
музыкальный руководитель
детского сада № 6 «Алёнушка»
Фото предоставлено автором

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Закрыть