Top.Mail.Ru

Служил на острове Кильдин

Испокон веку служить на Военно-морской флот направляли самых достойных, самых подготовленных молодых людей. До призыва на действительную срочную службу Алексей Дегтярёв окончил Кирилловскую среднюю школу и успел поработать трактористом в местной «Агропромхимии».
«Повестку из военкомата получил осенью 1984 года, – вспоминает Алексей Сергеевич. – Как положено, в Кириллове прошёл медицинскую комиссию, после этого председатель призывной комиссии вынес свой вердикт: «Будешь служить на флоте». На областном сборном пункте – снова медицинская комиссия, место будущей службы объявлено более точно – надводные корабли Северного флота.
Поначалу я удивился, ведь перед армией от военкомата окончил курсы шофёров в Белозерске, поэтому для себя решил, что буду служить где-нибудь в автобате, приобрету за время службы хороший водительский опыт. Из-за того, что придётся служить три года, тоже не расстроился, даже наоборот, появились романтика, любопытство, желание побывать в далёких морях и странах.
Из Вологды нашу команду повезли в город Североморск, где расположена главная база Северного флота. Вместе с несколькими вологодскими ребятами попал в учебное подразделение. Ну а дальше – как у всех: принял воинскую присягу и началась служба, точнее сказать – учёба. В перерывах между занятиями нас часто направляли ликвидировать обледенение причальной стенки, расчищать снег на причалах. Довелось побывать там, куда вход строго по пропускам, через несколько контрольно-пропускных пунктов. Меня поразила мощь нашего флота, прежде даже не мог себе представить, что атомный подводный крейсер стратегического назначения таких огромных размеров. По окончании учёбы меня распределили в дивизион ракетных катеров.
Подразделение базировалось на острове Кильдин в Баренцевом море. На небольшом по величине острове, 17 км длиной и 7 шириной, кроме нас дислоцировался береговой ракетный полк, находился аэродром морской авиации.
На самом деле ракетный катер – это полноценный корабль: длина корпуса – 56 метров, экипаж – 40 человек, дальность плавания до 1400 морских миль. Две форсажные турбины, мощностью по 12 тысяч лошадиных сил каждая, позволяют развивать скорость 42 узла (более 80 километров в час). Основное вооружение катера – четыре противокорабельные крылатые ракеты».
Однако по прибытии на новое место службы командование изучило личное дело матроса Дегтярёва. Выяснили, что он ещё и водитель, которых в этой части катастрофически не хватает. Таким образом, всё возвратилось на круги своя – наш земляк принял ЗИЛ-131: от судьбы не уйдёшь. За годы службы перевозил всё, без чего флот не может существовать: личный состав, продукты, горюче-смазочные материалы, вооружение. При этом служба на Крайнем Север не может быть лёгкой.
«Даже в самоволку идти было некуда, – улыбается Алексей Сергеевич. – Увидеть гражданского человека случалось довольно редко. Ну а служба – такая же, как везде: утро начиналось с зарядки, ну а дальше занятия по физической, строевой, стрелковой подготовке, защите от оружия массового поражения. Кормили нас хорошо, таких продуктов в те годы многие не видели на гражданке.
По началу было непривычно, что летом солнце не заходит. Зимой – полярная ночь, даже небольшой для наших широт мороз в 20 °С там ощущается как -40 °С, потому что высокая влажность. Значительную часть года над островом стоят туманы, поэтому водить машину зачастую приходилось в экстремальных условиях: полярная ночь, мороз и туман. За время службы довелось объехать побережье Кольского полуострова, не однажды побывать на всех крупных военно-морских базах Северного флота. Обычно автомобили загружались на судно, а дальше от нашего острова около четырёх часов хода до Мурманска.
Дороги на Севере неплохие, в основном там камень и песок, нет грязи, ну а зимой расчищаются. Однажды на третьем году службы на одной из дорог Кольского полуострова встретил своего друга Владимира Добрякова, который тоже служил водителем. Поговорить, к сожалению, не удалось, притормозили, помахали друг другу рукой и разъехались».
Демобилизовался А.С. Дегтярёв в ноябре 1987 года. На гражданке остался верен своей профессии, работал шофёром в различных организациях Кириллова, в настоящее время трудится в автогараже Кирилловского райпо. Мы поздравляем Алексея Сергеевича и всех, кто служил на море, с Днём Военно-Морского Флота.
Алексей КУЗЬМИН
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 62 = 65

Закрыть
Закрыть