Top.Mail.Ru

Один из первых авиаторов России

Сергей Алексеевич Мельников является одним из старейших авиаторов России. В своё время он дружил с Валерием Чкаловым и обучал лётному мастерству нашего знаменитого земляка Евгения Преображенского.

Родился будущий лётчик 22 июня 1894 года. Местом его рождения в разных источниках называются Кириллов и Белозерск, однако, по свидетельству дочери С.А. Мельникова Светланы Сергеевны Киселёвой, родным городом её отца является Тихвин, впоследствии семья переехала сначала в Белозерск, а затем в Кириллов. Дело в том, что отец лётчика Алексей Семёнович работал управляющим в судоходной компании, владельцем которой был какой-то немец.
В Кириллове Мельниковы проживали в большом деревянном доме по улице Ферапонтовской (улица Ленина). Семья в полной мере относилась к среднему классу, притом что была многодетной и работал только один отец. Мать вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей, которых было 12 человек. Сергей хорошо учился в школе и с юных лет стал проявлять интерес к технике. После успешного окончания Городского училища в Кириллове обучался специальности механика судовых двигателей и даже несколько месяцев успел поработать механиком на теплоходе, бороздящем Волжские просторы.
С началом Первой мировой войны Сергея Мельникова призывают на службу в армию Российской империи. На Западном фронте наш земляк принимает участие в боевых действиях в качестве простого солдата, за личное мужество его награждают Георгиевским крестом IV степени. Стоит заметить, что впервые в мировой истории в войне широко применяются чудеса техники того времени – аэропланы.
Почему-то царскую армию накануне Первой мировой войны принято считать технически отсталой. На самом деле это далеко не так, давайте обратимся к фактам: на 1 августа 1914 года в Военно-воздушных силах России насчитывалось 244 самолёта, причём абсолютное большинство отечественного производства. Для сравнения у наших союзников в армии Франции было 138 самолётов, у Великобритании – 56. Германия имела на ту же дату 232 аэроплана. Конечно же, с сегодняшней точки зрения самолёты того времени имели архаичную конструкцию, однако во время войны их лётные и боевые качества улучшались быстрыми темпами. К 1916 году Россия приобрела, в основном во Франции и Италии, 883 самолёта.
В свою очередь, увеличение количества самолётов потребовало пополнения штата квалифицированных механиков и пилотов. Грамотный солдат-пехотинец Сергей Мельников был срочно переведён на службу в авиаотряд, где переквалифицировался из судового механика в механика авиационного. Интересен тот факт, что Сергей Алексеевич был лично знаком с легендой русской авиации штабс-капитаном Петром Нестеровым, чьё имя носит известная фигура высшего пилотажа.
Постепенно, проявляя трудолюбие и завидную тягу к знаниям, наш земляк становится одним из лучших механиков своего авиаотряда. Скорее всего, именно тогда у молодого человека появилась мечта – самому подняться в небо. Через какое-то время он проявил себя не только отличным механиком, но и героическим человеком. Неожиданно полевой аэродром, где базировались самолёты авиаотряда, подвергся артобстрелу противника. Обслуживающий персонал аэродрома поспешил в укрытия, оставив на взлётной полосе готовый к полёту аэроплан. Воздушное судно с большой долей вероятности должно было быть уничтожено огнём противника, однако под разрывы снарядов бесстрашно бросился авиамеханик Сергей Мельников. Ему удалось запустить двигатель аэроплана, запрыгнуть в кабину и увести самолёт из зоны обстрела. За этот подвиг наш земляк был награждён: по одной версии – вторым Георгиевским крестом, по другой – Георгиевской медалью «За храбрость».
Командование авиаотряда удовлетворило рапорт старшего унтер-офицера Мельникова и направило его на обучение в Гатчинское лётное училище. Здесь он освоил типы самолётов «Анрио», «Авро», «Либерти», «Моран Парасоль». После успешного окончания училища наш земляк в качестве военного лётчика успел повоевать на фронтах Первой мировой войны. В основном С.А. Мельников занимался воздушной разведкой и корректировкой артиллерийского огня. По одной из версий, за образцовое выполнение заданий командования Сергею Алексеевичу было присвоено офицерское звание, которое он якобы скрыл от представителей новой власти, за что поплатился в 1937 году.
Осенью 1917 года самолёт Мельникова то ли был сбит неприятелем, то ли потерпел аварию. Известно, что лётчик-наблюдатель погиб, а пилот Мельников оказался на госпитальной койке. Здесь его застаёт известие об Октябрьской революции, а уже зимой 1918 года Сергея Алексеевича зачисляют в первый авиаотряд молодой Красной армии. Примечательно, что службу при новой власти он начинает с должности моториста и продолжает быть авиационным механиком до конца Гражданской войны.
После окончания войны С.А. Мельников повышает квалификацию лётчика в Егорьевской военно-теоретической школе, проходит лётную практику в Качинской авиашколе и получает назначение в строевую часть. Таким образом, наш земляк становится одним из первых красных военлётов. Известно, что он освоил все имеющиеся на тот момент на вооружении Красной армии самолёты, а его сослуживцами были известные в будущем лётчики: В.К. Коккинаки, А.В Ляпидевский, С.А. Леваневский.
В 1926 году С.А. Мельников получает назначение на службу в город Новочеркасск Ростовской области. Здесь через два года его признают лучшим лётчиком Северо-Кавказского военного округа и назначают командиром авиаотряда. Вот как об этом времени вспоминает другой лётчик, наш земляк Анатолий Васильевич Виноградов: «Осень 1929 года. Лётная учёба в авиашколе закончена. Мы, несколько младших лётчиков, получили назначение для прохождения дальнейшей службы в Северо-Кавказский военный округ, в легкобомбардировочную авиацию. Первая встреча с командиром запомнилась навсегда. Ёкало сердце… Нам много рассказывали о сложности службы, о строгости командиров из старого офицерского состава и многое другое. И вот один за другим представляемся командиру авиаотряда Сергею Алексеевичу Мельникову. Но страхи оказались напрасными. Среднего роста, подтянутый, с серыми глазами, он принял нас просто, по-отечески. Побеседовав с каждым, поставил перед нами задачи, которые необходимо было решать нам, молодым лётчикам. А на следующий день с каждым из нас слетал лично, для проверки техники пилотирования.
Затем нам был показан с воздуха полигон для бомбометания и воздушной стрельбы. Старые лётчики нам говорили, что командир отряда Мельников считается лучшим лётчиком военного округа. Вскоре мы и сами убедились в способностях нашего командира. Он летал днём и ночью безукоризненно. Хорошо стрелял и бомбил, был мастером групповых полётов. Было чему у него поучиться. Со скрупулёзной педантичностью С.А. Мельников добивался от нас усвоения всех вариантов учебно-боевой подготовки. Заботился о нашей политической подготовке, о нашем быте. Расстались мы с ним, когда его выдвинули на повышение, назначили командиром отдельной авиационной части».
Карьера лётчика Мельникова складывается вполне успешно, как опытного пилота его направляют в лётные училища делиться своим мастерством с молодыми лётчиками. В Севастопольском училище ему представляют молодого и перспективного курсанта Евгения Преображенского. С тех пор дружба лётчиков, наших земляков, продлилась всю жизнь, несмотря на то, что судьба разбросала их по разным уголкам страны: Преображенский вскоре отправляется служить на Балтийский флот, а Мельников продолжает службу на Украине в городах Рогань и Чугуев.
В 1934 году Сергея Алексеевича направляют в Москву на учёбу в военно-воздушную академию. Здесь одногруппником нашего земляка оказался прославленный лётчик Валерий Чкалов. Для многих это было удивительно, но два противоположных по характеру человека подружились. Чкалов всегда был душой компании, по жизни вспыльчив и горяч. Мельников был немногословен, порой даже мрачноват. Объединяла лётчиков огромная любовь к лётной профессии и к небу.
По окончании военной академии в 1936 году С.А. Мельников назначается начальником авиационного учебного центра в Киеве, ему присваивается высокое воинское звание комбрига. Однако так получилось, что носить генеральский ромб в петлицах нашему земляку было суждено немногим более года.
Весной 1937-го С.А. Мельников в числе многих других офицеров Красной армии, чьё прошлое уходит корнями в царские времена, попал в опалу. В застенках НКВД он провёл около года и вышел оттуда несломленным. Ему даже вернули все награды, именное оружие, часы – подарок наркома Ворошилова, как лучшему лётчику округа. Однако в воинском звании понизили сразу на две ступени – до подполковника.

Компетентные органы возмутило то обстоятельство, что наш земляк скрыл тот факт, что являлся офицером царской армии. Скорее всего, тогда лётчик даже не успел надеть офицерские погоны. С другой стороны, был смысл скрывать своё офицерство по той причине, что после революции во времена красного террора с царскими офицерами не церемонились, их просто расстреливали. К тому же Сергей Алексеевич не мог доказать своё рабоче-крестьянское происхождение, поэтому и объяснил товарищам, что дослужился всего лишь до унтер-офицера.
Удивительно, но после реабилитации и понижении в звании С.А. Мельникова восстанавливают в прежней должности начальника учебного авиационного центра в Киеве. В 1939 году он уезжает в длительную командировку на Дальний Восток, где принимает участие в боевых действиях у озера Хасан и на Халхин-Голе.
Великая Отечественная война застала Сергея Алексеевича Мельникова в Киеве. В первые часы войны лётный учебный центр, которым он руководил, и военный городок подверглись массированному налёту фашистской авиации. Через несколько дней учебный центр эвакуировали на Донбасс, а затем в сибирский город Абакан. Опытные боевые лётчики центра стремились попасть на фронт.
Из воспоминаний дочери С.А. Мельникова Светланы Сергеевны Киселёвой: «Мой отец был настоящим патриотом своего Отечества с честным и благородным характером. Я очень любила и уважала отца, даже, пожалуй, больше, чем маму. Он был отличным математиком, художником-любителем, много внимания уделял мне, своей единственной дочери. Я старалась следовать его примеру и во всём быть похожей на него. Хорошо помню, как вместе с другими лётчиками отец отправлялся на фронт. Их самолёты были учебными, неприспособленными к ведению боевых действий. Мама горько шутила: говорила, что отец будет бомбить фашистов чемоданами».
Известно, что воевал Сергей Алексеевич Мельников на Северо-Западном и Калининском фронте, командовал авиационным полком. Интересен факт, что во время войны он вместе с Евгением Николаевичем Преображенским прилетал на свою малую родину. Воспоминания об этом сохранила племянница лётчика, жительница Кириллова Нина Васильевна Антонова: «Происходило это в конце марта 1943 года. Небольшой самолёт приземлился около 10 часов утра в северной части Долгого озера, а затем, словно аэросани, поехал на лыжах по льду водоёма поближе к центру города и остановился возле улицы Революционной. Из самолёта выпрыгнул человек в унтах и отправился в город. Это был Сергей Алексеевич Мельников, который прилетел с фронта, чтобы повидаться со своими родными».
Как потом оказалось, сначала они приземлились в Волокославинском, а затем прилетели в Кириллов. Возле самолёта собралось много народа, стоянка на озере была недолгой, минут через сорок самолёт разбежался и поднялся в небо. В память об этом событии в семье Н.В. Антоновой долго хранилась любительская фотография: самолёт на Долгом озере, возле него два лётчика, их лица трудно различимы. Тем не менее достоверно известно, что один из них – командир 8-й авиабригады морской авиации полковник Е.Н. Преображенский, а второй – командир полка ночных бомбардировщиков Калининского фронта подполковник С.А. Мельников. К большому сожалению, фотография была утрачена.
Совсем скоро в жизни этих лётчиков произойдут крутые перемены: Е.Н. Преображенский будет назначен начальником штаба авиации Северного флота, ну а С.А. Мельникова отзовут с фронта и доверят очень важное дело, которым, собственно, он занимался всю жизнь, – подготовку лётчиков для Военно-воздушных сил. Именно за эту свою деятельность начальник учебного лётного центра был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина. Кроме того, Сергей Алексеевич награждён орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями, имеет два Георгиевских креста за Первую мировую войну.
Из рядов Вооружённых сил наш земляк уволился по выслуге лет в 1946 году, отдав отечественной авиации тридцать лет службы. После демобилизации проживал в Краснодаре, не однажды навещал город детства Кириллов.
Всё-таки интересная у человека судьба: начал службу в царской армии, продолжив в Красной, завершил в Советской. По этому поводу Сергей Алексеевич где-то в середине 50-х годов говорил примерно так: «Я служил не царю и не Сталину, а своему народу и воевал за своё Отечество».
Профессию военного выбрал внук отважного лётчика Дмитрий Киселёв – капитан первого ранга, а также правнук Михаил Логинов, в настоящее время – подполковник. Таким образом, офицерская династия продолжается.
Алексей КУЗЬМИН
Фото из личных архивов
Киселёвых и Погодиных

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

2 + 3 =

Закрыть
Закрыть