Top.Mail.Ru

«Роспевщик и творецъ»

Окончание. Начало в № 24 от 12.06.2020.

При Варлааме в обители святого Кирилла велось большое строительство, расширялись промыслы и земельные владения. В 1585 году были расписаны Святые врата, о чём гласит надпись на них, датированная сентябрём: «Изволением Отца и поспешением Сына и совершением Святого Духа при державе государя царя и великого князя Фёдора Иоановича всея России самодержца повелением и благословением игумена Варлаама и по приговору старцев соборных Кириллова монастыря сии врата большии и меньшие подписал мастер старец Александр своими ученики со Омелином да с Никитию в лето 7094 (1585) месяца сентября во славу всемогущий и животворящия Троицы Отца и Сына и Святого Духа Аминь».
В январе 1587 года Варлаам был переведён из Кирилло-Белозерского монастыря на Ростовскую кафедру и посвящён в архиепископы, а в 1589 году присутствовал на Московском Соборе, решавшем вопрос об учреждении патриаршества в России, где вместе с митрополитом Московским и всея Руси Иовом и Новгородским архиепископом Александром был выдвинут кандидатом на патриаршество. В день избрания Иова претендовавшие на патриаршество архиепископы получили следующую степень в церковной иерархии – сан митрополита, Варлаам – митрополита Ростовского и Ярославского. С этого времени Ростовская кафедра стала митрополией. «Летопись о ростовских архиереях» повествует так об этом событии: «Варлаам, преведену бывшу Иову из Ростова на митрополию московскую, поставлен бысть от него архиепископом Ростову в то же лето 7095 (1587). Егда же Иов поставлен бысть патриархом, тогда Варлаам от него поставися первый митрополит Ростову в лето 7097 (1589)».
Возглавляя Ростовскую епархию, он установил празднество в честь юродивого Иоанна Власатого, умершего 5 сентября 1580 года в Ростове, и составил ему похвальный канон по случаю своего исцеления у гроба ростовского юродивого. В 1592 году ростовский владыка присутствовал при избрании и хиротонии Новгородского митрополита Варлаама, а в 1598 году на московском Земском соборе, избравшем на царство Бориса Годунова, и расписался на обороте Утвердительной грамоты. Будучи митрополитом, Варлаам не раз посылал вклады в Кирилло-Белозерский монастырь. В описи монастыря за 1601 год упоминаются пожалованные им «образ Пречистые Богородицы с ростовскими чюдотворцы», книги, одежды.
Кирилловский игумен, а позже архиепископ и митрополит Ростовский Варлаам не менее известен как распевщик и автор музыкальных произведений. В сочинении 30-х годов XVII века «Предисловие – откуду и от коего времени начася в нашей Рустей земли осмогласное пение» отмечается, что московский распевщик Фёдор Христианин «сказывал своим ученикам, что в Велицем Нове граде были старыя мастера Сава Рогов да брат его Василий, во иноцех Варлаам, родом кореняне, и последи того тотъ Варлаам митрополитом былъ, вельми мужъ благоговеинъ, мудръ зело, пети былъ гораздъ, знаменному и трестрочжому и демественному пению был роспевщик и творецъ (то есть композитор)». Впервые этот документ был опубликован в журнале М.П. Погодина «Москвитянин» в 1846 году, а в 1849 году – в «Журнале Министерства народного просвещения» И.П. Сахаровым в его большой работе «Исследование о русском церковном песнопении». «Предисловие» явилось в сущности первым музыкально-историческим трудом в России, оно дало важные сведения о деятельности первых русских композиторов-распевщиков, среди них – и Варлаам Рогов.
Приведённая выдержка из «Предисловия» говорит о разнообразии творчества Варлаама: о сочинении им одноголосных знаменных и о трёхголосных («трёстрочных») и демественных песнопений, то есть особо праздничных, исполнявшихся на архиерейских службах митрополичим хором. Если иметь в виду, что демественным назывался не только одноголосный распев, но и многоголосный четырёхголосный склад хоровых произведений, то можно предположить, что именно Варлааму (хотя и не одному ему) принадлежали такие многоголосные произведения.
В певческих книгах конца XVI–XVII века встречаются произведения с обозначением авторства Варлаама. Ряд песнопений одного из сборников имеет правку киноварью с указаниями: «Правлено с доброго переводу», «По красному все – с Варлаамовсково» (красным цветом (киноварью) записывался один из голосов троестрочия в крюковой нотации). Возможно, он брал готовые мелодии и прибавлял к ним дополняющие мелодические голоса, образуя троестрочие или же демественное четырёхголосие.
Н.П. Парфентьев называет ряд произведений Варлаама: «Ино знамя Варлаамово», которое находится среди нескольких распевов стихиры «Возыде Бог в воскликновении», цикл «Стихиры крестные Варлаамовские», включающий в себя три песнопения «Христе Боже наше» (3-го гласа), «Денесе владыка твари» и «Денесе непреступеным существом» (оба на 8-й глас), исполняющиеся в Крестопоклонную неделю. Примечательно, что единственный список этого цикла найден в библиотеке государевых певчих дьяков. «Вполне возможно, что среди песнопений кирилловского и соловецкого роспевов есть и его (Варлаама) творения», – замечает Н.П. Парфентьев.
Произведения Варлаама, очевидно, первыми исполняли хоры возглавляемых им монастырей, затем ростовский архиерейский, а позже – митрополичий хор, именовавшийся в летописях «пресветлым». К сожалению, нет документов об этом хоре за годы жизни Варлаама, но сохранились они за 1619 год, то есть спустя 16 лет после его кончины. По переписи города Ростова тогда было десять дворов митрополичьих певчих. Хор, следовательно, состоял не менее чем из десяти человек, а могло быть и больше, так как часто в семье певца были дети, которые тоже состояли певцами хора. Можно предположить, что и при Варлааме, когда было ещё спокойное время, до Смуты, хор насчитывал не меньшее число певчих. Таким образом, музыкальное творчество и хоровое исполнительство шли рука об руку. Четырнадцать лет возглавлял ростовскую митрополичью кафедру владыка Варлаам, и, несомненно, он оказал огромное влияние на певческое дело не только в смысле стиля пения, но и в организации певческих школ во вверенной ему епархии.
Творчество Варлаама развивалось в рамках канонического искусства. Он изложил «дробным знаменем» сложнейшие лицевые и фитные формулы, которые ранее выпевались по памяти. В общей сложности в цикле Варлаам распел 113 формул, что свидетельствует о его обширных знаниях в области теории лицевого и фитного пения и уникальной памяти, так как некоторые разводы включали до 80 звуков. Сохраняя в целом особенности традиционного фитного звучания, Варлаам привнёс в распевы новые интонации и выразительные приёмы, основывающиеся на современном ему опыте богослужебного пения. Он расширил возможности мелодического варьирования, обогатил напевы традиционных стихир за счёт богатой мелизматики. Все распевы стихиры различаются между собой и не имеют общих фрагментов, что свидетельствует о наполнении распевщиком сложных знамен собственным музыкальным содержанием, о выработке им самостоятельной певческо-интонационной азбуки, что, главным образом, и отличает творчество выдающихся мастеров древнерусского церковно-певческого искусства.
Будучи главой крупных российских монастырей, а затем одной из самых значительных епархий, Варлаам часто бывал в Москве, где встречался с Феодором Христианином, находившимся в ту пору на придворной службе, и его учениками, которые проявляли интерес к «Варламовским» произведениям. Самого Варлаама также не могли не интересовать распевы столичных мастеров. Этот интерес передался и клирошанам – певчим хоров Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, включавших эти распевы в свои рукописные сборники. Большинство творений митрополита Варлаама (Василия Рогова) для нас пока не выявлено, а в хранилище Ростовского музея ныне находятся всего лишь пять знаменных рукописей без указаний авторов.
Митрополит Варлаам возглавлял епархию вплоть до своей кончины 25 марта 1603 года и был захоронен в усыпальнице Успенского собора Ростова.
С 2008 года в Ростове усилиями епархиальных священников собран знаменный хор. Возрождаются древние богослужебно-певческие циклы русским святым, которые были так незаслуженно забыты и упразднены в богослужениях, в связи с этим возрастает интерес и к творчеству мастеров прошлых столетий, и среди них бывший архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Варлаам.

Л. ТЕРЕБОВА, заведующий научным отделом
Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Фото предоставлено автором

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

30 − = 24

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть