Продолжение. Начало в № 6 от 07.02.2020.
Пидемские праздники
Праздниками деревни в Пидьме были Духов день (понедельник после Троицы) и Фролов день (31 августа). Вероятно, главный праздник деревни был связан с тем, что пидемцы были прихожанами Усть-Шехонско-Троицкой церкви в селе Крохино. Праздник летний, весёлый. Обязательно варилось пиво, пеклись пироги, жители ходили друг к другу в гости. Вечером – гулянка. А какая гулянка без гармони? Лучшими гармонистами были Михаил Горбачёв и Виктор Попов. Бывало и такое, что парни дрались «стенка на стенку», но до большой вражды не доходило. Пьянства тоже не было – без причины не пили (боже упаси!).
С Духова дня открывался сезон круговых (круглых) качелей. Николай Константинович Мамулин, который рассказывал об этом празднике, с весёлой искоркой в глазах похвалился, что мог на качелях прокрутиться до пятидесяти раз! Одновременно на этих качелях могли покачаться до пяти человек. Гуляли обычно до самого утра, и сразу – на работу.
Фролов день праздновали 31 августа. Известно, что святые Фрол и Лавр признавались покровителями лошадей. В этот день крестьяне выводили лошадей к реке и купали, завивали ленты в гривы, приводили к церкви, служили молебны и окропляли святой водой. На иконах около святых Фрола и Лавра всегда изображались лошади разных мастей.
В давние времена в Пидьме, вероятно, тоже соблюдался этот обычай. А отношение к лошадям как к первым помощникам человека сохранялось до последних дней деревни Пидьмы. Представить, например, главного пидемского лесничего Захара Павловича Павлова в чём-то, кроме как в тарантасе, запряжённом лошадью, просто невозможно.
Пидемские имена
Очень любопытная особенность: в Пидьме проживало большое количество семей с фамилией Мамулины. Причём бывшие жители утверждают, что почти все они между собой не родственники, а если и родственники, то очень дальние. Как элемент именования, фамилия возникла очень давно. Но крестьянство до XIX века не имело юридически закреплённых фамилий, в ходу были деревенские или уличные прозвища. Когда фамилии были официально введены в обиход, их чаще всего закрепляли на основе прозвищ, прозваний или назвищ.
Фамилия Мамулин входит в самую многочисленную группу – с суффиксом «ин» или «ов», её называют стандартной. Но в стандартной фамилии спряталось имя не календарное, не христианское, а древнерусское, которое не входило в церковные календари (святцы). Имя это – Мамуля. Или прозвище, прозвание. В древности имён с окончанием «уля» было достаточное количество (Папуля, Бородуля, Кривуля, Первуля). В основе имени-прозвища возможны были как особенности характера человека, так и кличка животного (коровы, лошади).
Интересна статистика имён деревни Пидьмы (исследования проведены на основе «Похозяйственной книги 1946 года»). В основном это имена старые: общепринятые, календарные, традиционные. Календарные – это имена, включённые в церковные календари, существовавшие с начала нашей эры. В дореволюционное время детей обязательно крестили. Ребёнок получал имя в зависимости от даты рождения, имена были очень разнообразны. После революции детей крестили не всегда, редко. Имена детям стали давать сами родители на свой вкус и выбор.
В деревне Пидьме к концу 40-х годов проживало 123 человека. Имена жители носили в основном календарные. Но были и старые, древнерусские – Олег, Ольга, Владимир. Общеславянские имена – Надежда, Людмила. Новое имя – Жанна (иноязычное).
Среди взрослого населения самыми распространёнными мужскими именами были Василий и Павел, женскими – Мария, Александра. У молодого поколения самыми распространёнными мужскими именами были Виктор и Юрий, а женскими – Галина и Валентина. Из числа носителей редких имён можно отметить Мефодия, Якова, Аграфену, Ефалию. Очень большое разнообразие имён, по сравнению с нашим временем!
Родители выбирали своим детям имена обстоятельно, с любовью, старались подобрать красивые и по произношению, и по согласованию с отчеством и фамилией. Хотели детям с такими именами и жизни хорошей, доброй.
Пидьма – центр сельсовета
Пидемский сельсовет был сформирован постановлением Президиума ВЦИК от 17 марта 1924 года. До 1927 года он входил в состав укрупнённой Вогнемской волости Кирилловского уезда Череповецкой губернии.
В 1927 году Пидемский сельсовет вошёл в состав Кирилловского района Ленинградской области (постановление Президиума ВЦИК от 1 августа 1927 года) и вплоть до 1937 года находился в этом составе. В него входило семь населённых пунктов: д. Бородава, выселки Палена-Гора, д. Пидьма, д. Устье, м. Чайка и д. Юркино. Количество населения составляло около 500 человек. В 1937 году в связи с образованием Вологодской области (постановление Президиума ВЦИК от 23 сентября 1937 года) Кирилловский район со всеми сельсоветами вошёл в её состав. Центр Пидемского сельсовета находился в деревне Пидьме.
В 1954 году (указ Президиума Верховного совета РСФСР от 18 июня 1954 года) Пидемский и Вогнемский сельсоветы были объединены в единый Вогнемский сельсовет. Последним председателем Пидемского сельсовета была Мария Ильинична Тимофеева, секретарём – Анна Константиновна Карзуничева, её сыновья и дочь по настоящее время живут в с. Вогнеме. Все деревни затоплены в 1962 году.
Война в жизни пидемцев
Практически с первых дней мужское население Пидьмы принимало активное участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Ушли на фронт и не вернулись подполковник Наум Захарович Павлов (погиб 23.09.1942), Алексей Васильевич Краснобаев (погиб 19.08.1944), Виктор Захарович Павлов (погиб 07.07.1943), Борис Васильевич Тимофеев (погиб 01.09.1942), Василий Иванович Мамулин (погиб в сентябре 1942 г.), старший сержант Алексей Миронович Миронов (погиб в мае 1944 г.), Иван Васильевич Горбачёв (погиб 05.09.1943). Возвратились с войны рядовые Владимир Дмитриевич Попов, Василий Алексеевич Гусев, Александр Алексеевич, Виктор Михайлович и Константин Николаевич Мамулины, Захар Васильевич Галаничев, Василий Фролович Голубев, сержанты Алексей Васильевич и Анатолий Васильевич Мамулины.
В семью Горбачёвых уже в наши дни пришло письмо из-под города Соликамска, в котором сообщалось, что местные краеведы отыскали могилу Ивана Васильевича Горбачёва. Его жена Ольга Алексеевна 1904 года рождения, по свидетельству снохи, жительницы посёлка Косино Нины Ивановны Горбачёвой, была единственной в округе «настоящей», как она говорила, вдовой, потому что больше не выходила замуж, а свято хранила верность своему погибшему на войне мужу.
Первый послевоенный год в деревне Пидьме
Судя по материалам «Похозяйственных книг деревни Пидьма», на начало 1946 года количество населения в деревне составляло 123 человека: 25 мужчин, 46 женщин и 52 ребёнка, из них 20 дошкольников. Все по национальности русские. Неграмотных среди них – 12 человек, остальные «пишут и читают» (исключая детей дошкольного возраста).
К концу 1946 года умерли три человека: Евгения Сергеевна Павлова 1883 года рождения, Павел Андреевич Мамулин 1874 года рождения и Апполинария Константиновна Мамулина 1877 года рождения. Родилась одна девочка – Людмила Васильевна Гусева. К концу 1946 года выбыли в связи с переездом в другое место жительства десять человек.
В послевоенный год в Пидьме имелось 19 хозяйств. В хозяйствах жителей Пидьмы в те годы были в наличии 21 корова и 21 телёнок, 43 головы овец и коз. Картофеля садили на приусадебных участках в среднем по 0,05 га, овощей – по 0,03 га на хозяйство.
В 24 домах главами семьи были женщины, 27 семей имели детей. В восьми семьях воспитывалось более трёх детей: шестеро детей – в семье Фёдора Дмитриевича Тимофеева, пятеро – в семье Василия Ивановича Мамулина, по четверо – в семьях Василия Алексеевича Гусева, Александра Алексеевича Мамулина, Аграфены Матвеевны Володичевой и Ефалии Николаевны Мамулиной.
Все колхозные и домашние работы в послевоенной деревне лежали в основном на плечах женщин. Мужчин в послевоенной Пидьме было меньше, чем женщин, почти в два раза, из них четыре инвалида. Управляющим лесозаготбазой был инвалид III группы Владимир Дмитриевич Попов, главным лесничим – Захар Павлович Павлов. Учителями работали Мария Степановна Лисова, Надежда Ивановна Самутичева и Галина Андреевна Лысухина. Василий Иванович Мамулин был бухгалтером. Из числа рабочих профессий были распространены – лесники, лесозаготовители, пекарь, конюхи. Большинство жителей не имели никакой специальности. Специальное образование имели только пять человек: учителя, бухгалтер и продавец.
Основная масса населения Пидьмы была занята в сельском хозяйстве: 32 человека являлись членами колхоза «Новая жизнь». Рабочих насчитывалось 17 человек, служащих – семь.
Фёдор Тимофеев мой дед Воевал на карельском фронте в районе медвежьей горы. Был связистом подорвался на мине но конечности целы был комисован вернулся домой Какое-то время был председателем колхоза затем военруком в школе Точно не знаю но в конце сороковых с семьей переехали в посёлок Синявино Лен области