Top.Mail.Ru

Мир через культуру

25 января на базе Кирилловской школы состоялась районная краеведческая конференция «Мир через культуру»,
в которой приняли участие 18 обучающихся из шести общеобразовательных школ района. В пяти секциях было представлено 18 работ.

Открывая краеведческую конференцию, заместитель руководителя администрации района Владимир Иванович Николаев сказал: «Конференция у нас проходит ежегодно в январские дни и каждый год собирает ребят, которые занимаются исследованиями в разных направлениях, представляя на суд жюри и участников конференции свои работы. Кто-то трудится над одной темой не один год, кто-то только нашёл новый предмет исследования. Так или иначе, сегодня мы будем свидетелями итогов этих трудов. Думаю, что конференция порадует интересными и новыми докладами. Мы с вами не должны быть одинаковыми, да и не будем такими, потому что в каждом из нас заложены моменты творчества и поиска, каждый из нас воспринимает мир по-своему, имеет свою точку зрения, и поэтому всегда интересно услышать, как на, казалось бы, уже знакомую тему, известную вещь смотрит другой человек. Этот год для нашей страны особенный – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, поэтому на конференции будут представлены работы и по данной теме. Сегодня мы видим, как меняется отношение к тем событиям не только за рубежом, но и у нас в стране, как меняется их восприятие. Если раньше мы больше говорили о массовом героизме, о той идеологии, которая двигала массы народа на совершение подвига, то теперь всё чаще и чаще мы своё внимание обращаем на конкретного человека, на его внутреннее состояние, пытаемся понять, что мотивировало его, когда он шёл на фронт, совершал подвиг или просто воевал, выполняя поставленную командованием задачу. И это, наверное, веление времени».
На конференции работали пять секций, в каждой из них к тому же имелись свои направления. Наибольшее количество работ было заслушано на секции «Первое открытие». Здесь дети представили исследования родословных своих семей, рассказали, как сложились судьбы родных людей в годы Великой Отечественной войны и после её завершения. Например, о судьбе своей прабабушки Людмилы Селянской, родившейся в 1941 году, в работе «О детях блокады» поведала третьеклассница из Алёшинской школы Елизавета Коквина, начав свой доклад с исторической справки о блокаде Ленинграда. Елизавета поделилась воспоминаниями своих родственников, дошедших до неё из рассказов мамы и бабушки. Было заметно волнение юной исследовательницы и в то же время чувствовалось, что на неё эти события, происходившие с её предками в годы войны, произвели неизгладимое впечатление, она открыла горькую страничку истории нашей страны, прочувствовала ужас потерь и страданий людей, переживших Великую Отечественную войну, в том числе блокаду Ленинграда. «Нам, современным детям, нельзя забывать о том, какой подвиг совершили наши предки, не только взрослые, но и дети, – подвела итог выступления Лиза, – через какие испытания и страдания прошли люди, чтобы победить в страшной войне. Я не хочу, чтобы такое повторилось». Материал о прабабушке помогали собирать Елизавете бабушка и мама, которые подняли семейные архивы и воспоминания, передававшиеся из уст в уста в этой семье. Работа Елизаветы объёмная, рассказывающая и о судьбах других членов семьи в страшные годы войны, а также содержащая воспоминания о жизни в эвакуации и в послевоенные годы.
Тема Великой Отечественной войны звучала во многих работах докладчиков, что было актуально в преддверии празднования 75-летия Победы. Были представлены работы, основанные не только на изучении письменных и устных источников, но и с использованием данных поисковых операций. Таким было исследование Валерии Жельской из 8 класса Кирилловской школы «Я убит подо Ржевом…», посвящённое уроженцам нашего района, погибшим в битве под Ржевом. Валерия провела огромную работу, изучая списки погибших в годы Великой Отечественной войны кирилловчан, а также рассказала о своём участии в поисковой экспедиции в апреле 2018 года под Ржевом, где велись ожесточённые бои. Она поделилась своими впечатлениями о работе поисковых отрядов, проводящих раскопки на местах сражений, а для музея Кирилловской школы привезла из экспедиции найденные вещи: патроны, каску, осколки от мин, элементы гранат и другое. Также она рассказала о находке – медальоне бойца, благодаря которому удалось установить личность погибшего солдата, останки которого были переданы родственникам для захоронения. Очевидно, боец считался пропавшим без вести, и теперь наконец родственники будут знать место его гибели и упокоения останков. Вологодским поисковым отрядом в общей сложности были подняты останки 66 воинов, у четырёх были найдены медальоны, два из которых оказались пустыми.
Работая над своим исследованием, Валерия изучила историю боевых действий, а её находки используются при реализации школьного социального проекта по изучению страниц Великой Отечественной войны, служа наглядным материалом и даря возможность прикоснуться в прямом и переносном смысле к страшным страницам истории нашей великой страны.
Как отметили члены жюри: «Работа поисковых отрядов открывает новые исторические факты многих сражений, но также переворачивает сознание человека. Увидеть своими глазами найденные на месте боёв предметы – это как прикосновение к истории, которое проходит через душу и сознание». Психологически тяжело находиться на местах ожесточённых боёв, где каждый метр земли хранит следы подвига солдат. Когда находишь каски, пробитые осколками от снарядов, то осознаёшь, что вот от этих осколков погиб боец – чей-то сын, брат, отец… Самое важное в поисковых операциях – это не поиск предметов, а возвращение останков людей, числившихся без вести пропавшими.
Кроме патриотического направления на конференции работали другие секции. Например, в направлении «Народная мудрость» участники защищали свои научные работы по фольклору и этнографии. Маргарита Стафеева из Алёшинской школы (5 класс) изучала посуду, которой пользовались наши предки. Она провела опрос старожилов, посетила музейные экспозиции и сделала определённые выводы. Деревянные ложки, берестяные туеса, корыта, бочки, кадушки, глиняная посуда стали объектами изучения юной исследовательницы. Маргарита считает, что эти знания ей помогут в изучении истории и традиций нашего края. В этом направлении выступила и учащаяся 8 класса Кирилловской школы Милана Милавина. Она провела исследование на тему «Традиционная народная тряпичная кукла». Милана рассказала об истории возникновения тряпичных кукол и изучила особенности традиционного народного костюма на примере Кирилловского района. Она самостоятельно смастерила традиционную народную куклу, которую представила членам жюри и зрителям. Для работы Милана консультировалась с научными сотрудниками Кирилло-Белозерского музея-заповедника, посетила экспозиции этого музея, провела опрос. Особое внимание она уделила изучению традиционного девичьего праздничного костюма, истории возникновения и технологии изготовления традиционных тряпичных кукол. Милана классифицировала куклы на куклы-обереги, обрядовые и игровые куклы, а также рассказала о традиционной одежде кирилловчанок XIX века, об элементах костюмов, значении символов и орнаментов на одежде. Она выступала в народном костюме и наглядно демонстрировала элементы народного девичьего костюма, её интерес к изучаемой теме был достоин восхищения.
Много других интересных докладов было заслушано в ходе конференции, после чего жюри подвело итоги.
В первой секции «Народная мудрость» (фольклор и этнография) первые места разделили две участницы Милана Милавина (8 класс Кирилловской школы) за работу «Традиционная народная тряпичная кукла» и Полина Вороничева (11 класс Кирилловской школы) за исследование на тему «Элементы вепсского домостроения на северо-востоке Кирилловского района».
Во второй секции по направлению «Летопись родных мест» 2 место присудили Есении Веселовой (10 класс, Кирилловская школа) за работу «Вогнемская лесопромысловая артель», по направлению «Судьба России в судьбах земляков» (археография) 2 место заняла Ульяна Лебедева (8 класс, Кирилловская школа) за исследование «Династия маслоделов моей семьи», по направлению «Родники памяти» (школьное музейное краеведение) 3 место у Олеси Емеличевой (11 класс, Николоторжская школа) за работу «Николай Леопольдович Браун – автор марша первого минно-торпедного авиационного полка под командованием Е.Н. Преображенского», по направлению «В тени столетий» (литературное краеведение и топонимика) 3 место занял Илья Шабанов (8 класс Талицкой школы) за работу «История одной картины».
В секции третьей в направлении «Мир всему живущему» (биология, биоэкология, гидробиология) 2 место заняла Карина Евграфова (8 класс Алёшинской школы) за работу «Исследование распространения вредителей леса в Алёшинском поселении», а в направлении «Умное землеведение» (агротехника, защита растений) 2 место у Кирилла Иванова (8 класс, Талицкая школа) за исследование «Методы защиты растений в открытом грунте: агротехнические, биологические, химические, механические».
В четвёртой секции в направлении «Первое открытие» 1 место заняла Елизавета Мозокина (4 класс, Николоторжская школа) с трудом «Никто не забыт, ничто не забыто. К 75-летию Великой Победы в войне 1941–1945 гг.»; 2 место разделили Илья Лотаков (1 класс, Талицкая школа), выступивший с работой «Игры из бабушкиного сундука», и Елизавета Коквина (3 класс, Алёшинская школа), представившая исследование «О детях блокады»; 3 место – Лев Полковников (2 класс, Николоторжская школа) за работу «Великая Отечественная война в судьбе моего прадедушки».
В пятой секции по направлению «Защитники Отечества» (историческое краеведение) 2 место у Валерии Жельской (8 класс Кирилловской школы) за работу «Я убит подо Ржевом…»; 3 место занял Дмитрий Пронин (5 класс, Ферапонтовская школа) с исследованием на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Победители и призёры, а также педагоги – руководители авторов краеведческих работ были награждены дипломами и памятными подарками. Кроме того, обучающиеся, занявшие первые места, были рекомендованы для участия в областных краеведческих конференциях.
Отрадно, что дети интересуются историей, в том числе родного края, проводят исследования, а многие стали постоянными участниками конференции «Мир через культуру», из года в год совершенствуя и дополняя свои исследования новыми материалами и открывшимися фактами. Благодаря этой конференции они могут пробовать свои силы в исследовательской стезе, совершенствоваться и развиваться.

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Закрыть