Top.Mail.Ru

Давайте любить всё живое!

Экологическое образование дошкольников – это, прежде всего, самоценное звено системы непрерывного экологического образования, что соответствует теории А.В. Запорожца
об амплификации, то есть обогащении дошкольного детства как важнейшего периода развития личности. Оно способствует
не только формированию основ экологического мировоззрения,
но и развитию ребёнка в целом, готовности его к школе.

Дошкольный возраст является уникальной ступенью непрерывного экологического образования и должен рассматриваться как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения. На основе приобретённых знаний у детей развиваются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к флоре и фауне, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых.
В своей работе педагоги нашего детского сада используют парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». Программа соответствует федеральному государственному стандарту дошкольного образования и решает задачи образовательной области «познавательное развитие». В соответствии с программой дошкольники получают первичные представления о живой и неживой природе, её сообществах (лес, луг, пруд), о Солнечной системе, то есть получают элементарные, но очень обстоятельные знания из области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы.
В каждой группе детского сада имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен календарь природы, в котором дети младших групп вместе с воспитателем отмечают ежедневно фактическое состояние погоды, а в старших и подготовительных группах – самостоятельно. На территории детского сада есть огород, где каждая группа имеет свою грядку, на которой дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. На участках расположены цветники, где дети имеют возможность наблюдать растения в период их цветения, деятельность насекомых, опыляющих их. Также собирают для будущих посадок семена, рассматривают их.
Особое место педагоги отводят познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе экологического воспитания. Успешно проводят занятия с детьми воспитатели Л.И. Соколова и В.В. Апполонова на темы: «Волшебница Вода», «Сделаем воду чистой», «Опыты и эксперименты с водой». Во время такой работы ребёнок проводит настоящие исследования, занимается самостоятельными экспериментами. И вовсе не важно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно, – главное, что у ребёнка задействован и развивается механизм творческого мышления. Н.А. Козлова, воспитатель нашего детского сада, работает над проблемой формирования у детей понятия об элементарных цепочках взаимосвязи в природе. Она даёт доступные для дошкольников простые понятия экологической цепочки: если не будет на земле дерева, кустарника, птицы или букашки, то не будет и нас, людей. На целевых прогулках, занятиях закрепляет знания детей о том, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу). Педагоги Н.В. Носова и О.Н. Чугунова проводят работу над формированием бережного и заботливого отношения к природе у детей посредством экологических квестов «Приключения юных любителей природы». Через игру дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющие у них представления о явлениях природы, о растениях и животных, развивают умственные способности.
Воспитатель Е.Н. Паршина разработала дополнительную общеразвивающую программу естественно-научной направленности «Родничок» для детей 4–5 лет. Особенность данной программы заключается в совместной деятельности педагога с детьми в разных формах: экологические наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, беседы, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, включение труда в повседневную жизнь детей. Педагог подготовительной группы Ю.С. Коменкова работает над темой «Формирование экологических представлений у детей 6–7 лет средствами проектной технологии». Ведёт работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особенностями родного города и Вологодского края. Разработаны маршруты на природу: на луг, к озеру Долгому, к озеру Сиверскому, в городской сквер. Тематика занятий варьируется с учётом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребёнком себя как субъекта природы.
В работе с детьми педагоги Е.В. Киряткова, М.Н. Приёмышева, О.В. Ходулина, И.Е. Дружинина используют разнообразные формы, взаимодействуя с родителями воспитанников, с социокультурными учреждениями города в области экологического воспитания (Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Музей истории города и района, сектор эколого-культурного просвещения Центра культурного развития, Кирилловская централизованная библиотечная система (детский отдел), Центр культурного развития, национальный парк «Русский Север»).
В декабре прошлого года в дошкольном учреждении проходила тематическая проверка состояния воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию, конкурс уголков природы в группах, создание макетов экологической тропы и в заключение такой большой работы – педагогический совет «Экологическое воспитание детей через ознакомление дошкольников с природой». Эти педагогические мероприятия помогли улучшить координацию работы воспитателей групп и специалистов, пополнить «банк методических идей», разработать планы интеграции экологической деятельности с творческой, трудовой и художественной. Воспитателями были выбраны различные интересные темы занятий с детьми: «Круговорот воды в природе» (И.Е. Дружинина – средняя группа), «Птицы нашего края» (Ю.С. Коменкова – подготовительная группа), «Наблюдение за золотой рыбкой» (Л.И. Соколова – младшая группа), «Мусор в лесу – враг природе!» (Н.А. Козлова – подготовительная группа), «Путешествие в лес» (С.В. Котова – младшая группа), «Волшебные капельки» (С.С. Сироткина – средняя группа), «Будь другом всему живому!» (Е.Н. Паршина – средняя группа). В совместную деятельность с детьми воспитатели включили разнообразные игры, беседы, наблюдения, художественное слово, различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, музыкальные произведения, использовали элементарные опыты и эксперименты для развития познавательной деятельности дошкольников, изучали нормы поведения по отношению к миру природы.
В группах старшего дошкольного возраста с целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах воспитатели М.Н. Приёмышева, Н.А. Козлова, В.В. Апполонова, Ю.С. Коменкова проводили ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни. Широко использовали художественную литературу – произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова. Рассказы В. Бианки, героями которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении. Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Устроили праздник для птиц, повесили кормушки на участке, насыпали угощение: семечки подсолнуха, крошки хлеба. Детям нравятся рассказы К. Паустовского, Г. Скребицкого, В. Бианки, в которых идёт интересный разговор о растениях, животных, природе, об отношении к ним.
Совместно с музыкальными руководителями детского сада Е.В. Богдановой и Т.М. Демидовой, учителями-логопедами Е.А. Окуловской, Т.П. Макаренковой, инструктором по физической культуре Т.А. Борисовой педагоги проводят экологические праздники и досуги с детьми: «День птиц» (апрель 2018 г.), «День воды» (март 2019 г.), «День Нептуна» (июль 2019 г.), «В гостях у Лесовичка» (июнь 2019 г.), «Люди, берегите природу!» (апрель 2019 г.). В процессе этого идёт закрепление экологических знаний детей, обучение распознаванию, развитие логического мышления, расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном. Каждый раз проведение таких мероприятий – праздник для детей и взрослых, возможность новых находок и открытий, радость творчества.
Если проанализировать проводимую по экологии работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребёнку родители. Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических, экологических, природоохранных знаний. Поэтому воспитатели пропагандируют экологическую культуру, знания среди родителей наших воспитанников. Формы планирования работы с родителями различные: консультации, конкурсы, экологические праздники и развлечения, презентации, исследовательские проекты. Весной в нашем детском саду проводятся традиционные экологические субботники, во время которых воспитатели и родители оформляют цветочные газоны, обрезают сухие ветки, сажают цветы, окапывают кустарники, а дети помогают взрослым собирать обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья.
Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времён года прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада и микрорайона. Любование природой, развитие чувства прекрасного у детей, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить её, узнать как можно больше о своей малой родине – вот задачи педагогов. Хочется отметить, что общение с природой педагоги стараются начинать не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения. Они предлагают ребятам образец поведения: так можно и нужно делать. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда станут большими, а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Совместная целенаправленная работа, осуществляемая воспитателями в организованной деятельности, в повседневной жизни, помогает подвести детей к осознанию самоценности всего живого, расширить кругозор.
«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина», – писал В.А. Сухомлинский. В нашем детском саду весь коллектив стремится достичь этого. Ведь впереди у нас новые поиски, новые открытия, новые ребята-дошколята, которые навсегда запомнят нехитрый закон доброты:
Давайте любить всё живое,
Ведь это чудесно, ребята!
Чтоб птицы дружили с тобой и со мною,
Чтоб ёжик свой нос любопытный не прятал,
Бежал по тропинке жучок без помех,
И белки доверчивы были,
Нам нужно всегда быть в ответе за тех,
Кого мы к себе приручили!
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.
О. ВОРОНИНА, старший воспитатель детского сада № 6 г. Кириллова
Фото предоставлено автором

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

17 + = 19

Закрыть
Закрыть