Top.Mail.Ru

Театр – искусство отражать жизнь

Наступил 2020 год, а значит, завершился Год театра в России. Для Кирилловского района это был, несомненно, особый год, поскольку здесь всегда был свой театр, а большинство его жителей являются давними и преданными почитателями театрального искусства.

Одно то, что сегодня в городе успешно сосуществуют два самодеятельных театральных коллектива – Кирилловский народный театр под руководством супругов Грот и театр-студия «Вдохновение» преподавателя режиссёрских дисциплин Вологодского областного колледжа культуры и туризма Евгении Боровиковой, уже говорит о многом. А ведь на Кирилловской земле во многих учреждениях культуры существуют свои театральные коллективы, да ещё сколько создано детских театральных студий! Поэтому неудивительно, что Год театра – это был наш год! Вот на эту тему мы и побеседовали с главным режиссёром Кирилловского народного театра Василием Гротом.
– Василий Михайлович, член оргкомитета Года театра в России, специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, художественный руководитель Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой главным достижением минувшего театрального года считает то, что он сделал более доступными для жителей регионов большие спектакли известных театров. Так ли это, на Ваш взгляд?
– Для района в целом этот год был, действительно, очень богат на события. Наверное, впервые за последние двадцать лет на кирилловской сцене выступали артисты областного драмтеатра, на центральной площадке и в конференц-зале музея показал своё искусство камерный театр, в городе и на селе выступили артисты областного театра кукол, чего вообще много лет не бывало. Очень активно сотрудничает с областной филармонией Кирилловская детская школа искусств, позволяя жителям города, а главное детям, приобщиться к высокому музыкальному искусству. Интересные большие коллективы и известные деятели искусств, приехавшие из-за пределов области, выступают на большой и малой сценах Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Так что по большому счёту, можно сказать, Михаил Швыдкой прав, это был в культурном плане богатый год. Хотелось бы, чтобы эта замечательная практика продвижения сокровищниц культурной жизни больших городов в глубинку была продолжена и за рамками Года театра.
– Чем знаменателен был Год театра конкретно для вашего коллектива?
– Прошедший год был ознаменован двумя серьёзными премьерами. Это спектакль «Танюши» по пьесе Натальи Шор, в котором заняты Нина Владимировна Гиря и Наталья Александровна Бокина, и спектакль «Машенька» по пьесе Александра Афиногенова. Спектаклю «Танюши» повезло: его мы успешно отыграли и на районной площадке, и в Николоторжском и Ферапонтовском сельских домах культуры. Всюду нас очень тепло принимали зрители. С «Машенькой» сложнее: это спектакль с большим количеством персонажей. Две премьеры на районной сцене мы отыграли успешно, а потом две актрисы, исполняющие главные роли, по объективным причинам не смогли дальше работать с нами: учёба в школе на первом месте. Это одна из проблем именно народного театра: найти замену и ввести нового исполнителя, тем более на главную роль, порой просто нереально. На текущий сезон мы уже взяли две пьесы, над которыми сейчас и работаем. Кроме этого, по предложению Музея истории города и района участвовали в создании экспозиции, посвящённой истории народного тетра в Кирилловском районе, которая в стенах музея работала полтора месяца. На открытии этой выставки мы инсценировали рассказы Антона Павловича Чехова, затем рассказам этого русского писателя у нас был посвящён отдельный вечер. Надеемся, что в нынешнем году контакты с музеем продолжатся и нам удастся создать постоянно действующую вечернюю гостиную «Читаем вместе». Например, у того же Чехова мы знаем всего несколько произведений, которые у всех на слуху, а ведь когда увлекаешься им серьёзно, начинаешь осознавать, какое там богатство! Начинаешь перечитывать и ловишь себя на желании всё это озвучить, чтобы поделиться этим богатством со всеми людьми.
– Василий Михайлович, каковы планы народного театра в этом году? Вот Вы сказали, что в работе у вас два спектакля…
– Мы пока стараемся не говорить, что это будут за спектакли, чтобы не сглазить.
– Хотите сохранить интригу?
– Дело не в интриге. Просто планы по разным причинам или обстоятельствам могут внезапно измениться. Могу лишь сказать, что мы взяли один из спектаклей, который уже игрался на кирилловской сцене лет сорок-пятьдесят назад, но не потерял своей актуальности. А второй спектакль будем ставить по пьесе нашего современника на обычные житейские темы. Мы уже не раз с режиссёром и моей женой Людмилой Геннадьевной говорили о том, что любой интересный спектакль – это прежде всего пьеса о любви.
– За минувший год какие-то новые артисты влились в ряды народного театра или вы работаете в основном старым составом?
– К нам пришла семейная пара, они заняты в обоих спектаклях. Фамилию пока называть не буду, мало ли что. Но хочу сказать, что мы рады любому, кто придёт к нам с желанием попробовать свои силы на актёрской стезе. Единственное условие, чтобы люди не думали, что это такой уж лёгкий труд. Из зрительного зала, возможно, кажется, что играть на сцене легко и просто: актёры вызубрили свои роли – и спектакль готов. Но так не бывает. На самом деле нужно обладать огромным терпением и энтузиазмом, чтобы три-четыре раза в неделю посещать вечерние репетиции, вживаться в образ своего героя, продумывать и отрабатывать мизансцены. А сколько времени и сил отнимает подготовка костюмов, когда шевелить мозгами приходится не только нам, режиссёрам, но и самим актёрам! Нас иногда упрекают за то, что редко выдаём премьеры. А чаще – и никак! Мы прикидывали временные рамки, необходимые для подготовки полноценного спектакля, и убедились, что такое же количество часов, какое тратим мы с октября по март на подготовку нового спектакля, затрачивают и профессиональные театры. Если бы у нас были постоянно действующие актёры и возможность репетировать ежедневно, тогда, наверное, мы смогли бы выдавать спектакли и каждые месяц-полтора. Но у народного театра, где всё держится на голом энтузиазме, таких возможностей никогда не будет. А «сырой» спектакль с неотлаженными мизансценами, с актёрами, не успевшими вжиться в роли и обрести взаимодействие друг с другом на сцене, – кому такой полуфабрикат придётся по душе и какую принесёт пользу?

Что можно добавить к этим словам? Только одно: кругом и абсолютно прав Василий Михайлович. Чтобы не быть голословной, прибегну к помощи классиков. Американский кинорежиссёр Джозеф Лео Манкевич утверждал: «Жизнь в театре – всего лишь один сезон, а сезон – это целая жизнь». «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге», – заметил французский философ и просветитель Вольтер. «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов», – вторил ему русский писатель Александр Иванович Герцен. «Театр – это такая кафедра, с которой можно много добра сказать миру», – считал и наш великий прозаик и поэт Николай Васильевич Гоголь.
Главный режиссёр Кирилловского народного театра Василий Грот может говорить о своём любимом детище бесконечно. Вместить в рамки одной газетной статьи все его мысли на тему театральных и житейских проблем, как в отдельно взятом народном театре, так и в театральной жизни в целом, невозможно. Он великий энтузиаст театрального дела, черпающий вдохновение, как сам признался, в желании противопоставить через свои спектакли бесполезному базару, идиотской рекламе и прочему негатитвизму, что льётся сегодня в людские души с телеэкрана, высокую духовность культурного человеческого общения. Так что, друзья мои, хотя официально Год театра закрыт – пока живут на свете такие увлечённые люди, как Василий и Людмила Грот, Евгения Боровикова и другие энтузиасты театрального искусства, для нас с вами он был, есть и будет открыт каждый год. И это здорово!
Татьяна ПОГОДИНА
Фото автора

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

30 + = 35

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть