Top.Mail.Ru

Праздник Богоявления

Как и Пасха, Крещение Господне, отмечаемое 19 января, является древнейшим христианским праздником. Первое упоминание о нём можно найти в III веке у христианского богослова Климента Александрийского в его «Строматах». Одно из первых изображений Крещения Господня можно увидеть на Равеннских мозаиках, датируемых V–VI вв. Посвящён этот праздник крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

На многих иконах Спаситель изображён в «водяном облаке», что символизирует чистоту Христа. Он вошёл в Иордан и тут же вышел, в отличии от других крестившихся, которых, по преданию, Предтеча погружал в воду по шею и удерживал, пока те полностью не раскаивались в своих грехах. Этот праздник напоминает нам о нашем собственном крещении и побуждает глубже осознать силу этого таинства.
Существует и ещё одно название праздника – Просвещение, или Праздник Светов, ведь Христос пришёл в мир, чтобы осветить светом тех, кто пребывал во тьме.
О крещении Спасителя в Иордане повествуют все четыре евангелиста: Матфей (Мф. 3:1–17), Марк (Мк. 1:1–11), Лука (Лк. 3:1–22) и Иоанн (Ин. 1:15–33).
В день Крещения Господня мы вспоминаем чудо Богоявления. Действительно, при крещении Спасителя единый, всемогущий Бог, Творец неба и земли, впервые явил Себя людям в Трёх Лицах: Бог Отец – голосом Своим, Бог Сын – крещением в Иордане и Дух Святый – схождением в виде голубя.
Крещение принято праздновать на протяжении 12-ти дней. В православии торжественные службы начинаются за четыре дня до праздника и заканчиваются спустя восемь дней. Завершающее богослужение проходит 27 января.

Что нужно знать о празднике Крещения

• 18 января – Сочельник Богоявления (аналогично Сочельнику Рождества). В этот день предписан строгий пост.
• Постящиеся обязательно готовят сочиво – блюдо из зёрен с изюмом на меду. Отсюда и название Крещенского кануна – Сочельник, Овсень, Щедрый или Богатый вечер.
• После торжественной литургии происходит великое освящение воды. Вода освящается дважды: в Сочельник и непосредственно в сам праздник Богоявления по одному чину великого водосвятия.
• Одним из народных обычаев в этот праздник является купание в крещенской купели – иордани. Часто прорубь делают в форме креста, расположенного по сторонам света.

О святой воде

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески «агиасма» – «святыня»). Освящённая вода благодатью Божией очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в неё в таинстве Крещения, когда трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховную нечистоту человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несёт домой сосуд со святой водой, бережно хранит её как величайшую святыню возле икон в течение всего года, с молитвой причащаясь ею в болезнях и всякой немощи.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в неё Бога по плоти.
Ещё святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остаётся нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
Агиасма – не простая вода, но новое бытие, духовно-телесное, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, – говорил затворник Георгий Задонский, – тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на принятие просфоры и святой воды: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Марии ГОЛУБЕВА
Фото из архива редакции

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

− 6 = 2

Закрыть
Закрыть