Top.Mail.Ru

На таких людях и держится наш «Коминтерн»

В минувшем году самый крупный колхоз района отметил своё 90-летие. Мы продолжаем рассказ о людях, посвятивших свою жизнь работе в сельском хозяйстве.

– Геннадий Павлович Кривошеин очень ответственный, добросовестный, исполнительный работник, – говорит главный зоотехник колхоза Н.Ш. Короткова. – Такому человеку достаточно объяснить, что нужно делать, и можно не ходить проверять и контролировать, на сто процентов можешь быть уверена, что всё будет сделано в точности, в срок и с высоким качеством. Работать с Геннадием Павловичем удивительно легко. На производстве бывают разные ситуации, и что бы ни случилось, он никогда не станет возмущаться, кого-то ругать, искать виноватых, всегда подскажет выход из создавшегося положения, говорит только по делу.
Вообще-то Г.П. Кривошеин – первоклассный водитель, первые шофёрские права получил после обучения на курсах при ДОСААФ в далёком 1967 году. Однако свою трудовую деятельность в родном колхозе «Земледелец» начинал разнорабочим, потому что водительское удостоверение не выдавали на руки до достижения совершеннолетия. Ну а тут как раз подошла пора действительной воинской службы.
Служить довелось в Карелии, в танковых войсках. Правда здесь, в учебном подразделении, рядовой Кривошеин почему-то усиленно изучал материальную часть и тренировался водить не танк, а автомобиль. После сдачи экзаменов молодых военнослужащих повезли в Ленинград и посадили на корабль. Когда скрылись за горизонтом родные берега, солдатам объявили место их будущей службы – Куба.
Спустя годы свою службу на Острове свободы ветеран вспоминает с большой теплотой: удивительная природа, океанские волны, замечательное отношение к русским со стороны местного населения. В воинской части доверили современный для тех лет автомобиль – ЗИЛ-157, на гражданке о таком можно было лишь мечтать. На нём Геннадий Павлович перевозил различные грузы для части, бойцов на учения. Через какое-то время толкового и грамотного шофёра заметил комбат и назначил на ГАЗ-69. Таким образом, рядовой Кривошеин до конца службы стал личным водителем командира, одновременно отвечая за грузовой автомобиль, который был поставлен на боевое хранение.
Жизнь на селе в конце 60-х была трудной, после того как деревенским жителям начали выдавать паспорта, молодёжь почти поголовно стала уезжать из родных мест. Была такая возможность и у Г.П. Кривошеина. «Когда нас, демобилизованных солдат, кораблём доставили в Ленинград, были организованы встречи с агитаторами, – вспоминает ветеран. – Приглашали работать на различных оборонных предприятиях. Мы ведь возвращались со службы на Кубе, значит, проверены компетентными органами аж до седьмого колена. Даже по нынешним меркам предложения очень заманчивые: хорошая зарплата, удобное общежитие, в ближайшей перспективе благоустроенная квартира в большом городе. Ну а я на все эти посулы отвечал твёрдое нет, охота в деревню. У меня ведь там жили немолодые родители, ну а я младший сын, значит, обязан быть их опорой и поддержкой до конца жизни. Такова деревенская традиция.
В родные края возвратился где-то в середине июля. Наш колхоз уже назывался «Красные Талицы». Председатель, Виктор Алексеевич Сергеев, встретил меня приветливо: «Водитель? Давай садись на машину», – и уговорил меня принять старенький заправщик на базе ГАЗ-51. Таким образом, до зимы колесил по колхозу, заправлял топливом трактора и зерноуборочные комбайны. Зимой пересел на другую машину, тоже ГАЗ-51, других-то в начале 70-х в колхозе не было. Зато грузов – возить не перевозить. Доставляли минеральные удобрения из Череповца, возили скот в Вологду, лён на Новленский льнозавод. Весной, когда начинался полевой сезон, снова работал на заправщике.
В дальнейшем получил грузовую ГАЗ-53 после целины, трудился на бензовозе – возил горюче-смазочные материалы из Вогнемы, Белозерска и Вологды, затем снова на заправщике. Работы всегда было много, тогда ведь о двух выходных даже зимой не мечтали. В большом колхозе множество ферм – везде водонагревательные котлы на солярке, многие колхозные кочегарки работали на жидком топливе. Зачастую приходилось по два рейса в день до Вологды делать, трудно было выкроить время на ремонт машины. Случалось, что в уборочную страду подвозил на поля не только топливо, но и запчасти, да и самих комбайнёров. Обычно механизаторы приезжали в поле задолго до начала уборки. Надо было прошприцевать подшипники, что-то подремонтировать и отрегулировать. Техника-то была не чета нынешней. Работали в поле до тех пор, пока позволяла погода, иногда до 10–11 часов вечера».
В завершение своей шофёрской карьеры Геннадий Павлович трудился на автомобиле ЗИЛ-130. Перевозил зерно, силос, сено и другие грузы. Опытный водитель сохранил самые лучшие воспоминания об этом автомобиле: крепкий, надёжный, ремонтопригодный. Один только недостаток – горючего кушает очень много. Поэтому, когда серьёзно подорожал бензин, использовать его стало невыгодно. Автомобиль поставили на прикол, а Г.П. Кривошеину предложили временно поработать на ферме. Бывалый шофёр согласился и променял 150 лошадиных сил под капотом на одну единственную.
– После окончания полевого сезона мне предложили до весны поработать на ферме, – продолжает рассказ Г.П. Кривошеин. – Почему бы и нет, дело-то с детства знакомое, да и от дома совсем близко. Так вот и задержался на ферме на десять с лишним годочков. Возил на лошадке корма, ухаживал за бычками да племенными тёлочками. Вместе с Алексеем Абакшиным заготовляли хвойные лапки и мололи из них муку. Как-то само собой, незаметно подступило время заслуженного отдыха. Жизнь прошла – что птичка пролетела.
В прошлом году Геннадий Павлович отметил свой юбилейный день рождения. За плечами 43 года официального трудового стажа, звание почётного колхозника «Коминтерна», вместе с супругой Ниной Павловной воспитали двоих достойных детей, построили свой дом в деревне Титово, всю жизнь держали крепкое подсобное хозяйство, на протяжении многих лет сдавали государству бычков да овец.
– Сейчас у меня возникли проблемы со здоровьем, работать не могу, зато книжки читаю, – объясняет Геннадий Павлович. – Наткнулся на интересный рассказ Анатолия Ехалова. В советские времена одна сельская жительница вырастила на своём подворье и сдала государству более 40 бычков, деньги, как водится, ей на сберкнижку перевели. В 90-е годы нам сказали, что советские вклады заморожены, у государства нет денег, чтобы рассчитаться с населением. Не получившая ни копейки за свои труды женщина задаёт закономерный вопрос: «Так кто же пасёт этих бычков на протяжении трёх десятилетий?» Я в своё время тоже немало и овец, и бычков сдавал. И меня интересует: кто же пасёт моих бычков? Думаю, это любопытно многим сельским жителям (прим. автора: здесь ветеран имеет в виду судьбу старых советских вкладов).
В завершение снова хочу привести слова Н.Ш. Коротковой: «Все мы очень расстроились, когда узнали о болезни Геннадия Павловича. Сейчас дело пошло на поправку, и он немного воспрянул духом. Дай ему Бог здоровья. Люди с такой огромной душой, имеющие совесть обязаны жить долго».
Алексей КУЗЬМИН
Фото автора

 

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

63 − = 61

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть