Top.Mail.Ru

Кирилловский подвижник благочестия епископ Амвросий (Орнатский)

Кириллов по праву считается одним из центров русской святости.
С Кирилловским краем связаны имена по меньшей мере 39 святых и множества подвижников благочестия.

В этом списке особое место занимает епископ Амвросий (Орнатский) (1778–1827), приобретший всероссийскую известность как составитель многотомной «Истории российской иерархии» (12+) – первой русской православной энциклопедии. В этот уникальный, не утративший своего научного значения труд вошли биографии всех церковных иерархов, настоятелей крупных монастырей, исторические сведения о духовных учебных заведениях, об особенностях облачений священнослужителей и множество других ценнейших материалов. Основной объём книги занимают подробные описания всех монастырей Российской империи, как существовавших во времена владыки, так и упразднённых задолго до его рождения. Даже спустя два столетия после выхода «Истории российской иерархии» не устаёшь удивляться точности и выверенности этих описаний, составленных на заре существования церковно-исторической науки, когда разрозненные крупицы знаний скрывались в кипе рукописей – совершенно неразобранных, неизученных и разбросанных по многочисленным монастырским архивам обширнейшей Российской империи. Появление такой книги при всех не благоприятствовавших к её написанию обстоятельствах может показаться настоящим чудом. Но чудо это совершилось. И в настоящее время практически любой исследователь, занимающийся монастырской историей, обязательно обращается к сочинениям кирилловского подвижника.
Но не только названный труд обессмертил имя епископа Амвросия. Он вошёл в историю Русской церкви как архипастырь, исключительно из любви к Богу в рассвете своих сил удалившийся в затвор. Другой подобный пример – святитель Феофан Затворник, жизнеописание которого известно почти каждому верующему человеку и к мощам которого совершается массовое паломничество.
Об Амвросии (Орнатском), к сожалению, этого сказать нельзя. Не удивлюсь, если не только гости города, но и многие коренные кирилловчане не знают, какая святыня и достопримечательность скрывается в самом сердце Кирилло-Белозерского монастыря – в Успенском соборе. А ведь в храме сохранилась даже старинная надгробная плита со сведениями о захоронении подвижника (единственная в соборе).
Данный факт, без сомнения, печальный. Но хочется верить, что времена меняются. И имя епископа Амвросия рано или поздно займёт достойное (подобающее его жизненному подвигу и заслугам перед отечеством) место в сердцах всех неравнодушных людей, всех, кому дороги Кирилловская земля и её прошлое.
Расскажем более подробно о поучительной и необычной судьбе подвижника.
Епископ Амвросий (в миру – Андрей Антипович Орнатский) родился в 1778 году в семье диакона церкви Рождества Пресвятой Богородицы погоста Чудь Череповецкого уезда Антипы Григорьева. Чудской погост являлся центром древнейшей вотчины Череповецкого Воскресенского монастыря. Поэтому закономерно, что местность эта была овеяна удивительными легендами и преданиями. Из уст в уста передавались рассказы о чудесном явлении здесь Богородицы, которая исцелила от слепоты игумена Воскресенской обители и повелела устроить часовню у истока ручья Казимир (в полуверсте от дома, где родился будущий владыка). К этой часовне регулярно совершались многолюдные крестные ходы. В семи километрах от Чуди почивали мощи преподобного Сергия Шухтовского – основателя Шухтовского Покровского монастыря. Преподобный Сергий отличался особо строгой жизнью. День и ночь он молился, соблюдая строгий пост, не принимая милостыни и терпя различные лишения. Не имея постели, он проводил время почти без сна, засыпая на короткий срок на локтях или коленях. Ещё при жизни святой исполнился дара непрестанной молитвы, прозорливости и совершил много чудес. Чудеса по молитвам святому совершались и во времена будущего владыки, что укрепляло его детскую веру и побуждало к подражанию подвигам преподобного.
В десятилетнем возрасте Андрей отправился учиться в Кирилловскую духовную семинарию. Жизнь в древнем Кирилло-Белозерском монастыре, рассказы о житии святых, подвизавшихся здесь, строгая монашеская жизнь оставили неизгладимый след в сознании Андрея и, по всей видимости, определили его дальнейший иноческий путь. Не удивительно, что в конце своей жизни он выбрал именно эту обитель для своих сугубых молитвенных подвигов. Интересно, что помимо знаменитой «Истории российской иерархии» Амвросий (Орнатский) выпустил отдельными изданиями исторические описания двух русских обителей: Новгородского Антониева монастыря (1810 г.), настоятелем которого он являлся в 1808–1811 годах, и Кирилло-Белозерского монастыря (1811 г.), что, несомненно, свидетельствует об особом отношении будущего владыки к обители, в которой он начал обучение наукам.
Способности и прилежание Андрея привлекли внимание руководства учебного заведения, и в 1792 году он был направлен в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 80-х годах XVIII века митрополит Гавриил слил Новгородскую семинарию с Санкт-Петербургской, при этом семинаристы высших классов обучались в столице, а в Новгороде остались низшие классы.
То есть в период учёбы у епископа Амвросия появилась возможность прикоснуться к ещё двум духовным и культурным центрам – Великому Новгороду и столичному Санкт-Петербургу.
При петербургской семинарии в те годы существовала замечательная библиотека, постоянным посетителем которой стал будущий составитель «Истории российской иерархии». На его тягу к книгам обратил внимание известный покровитель духовного просвещения, первый кавалер ордена Александра Невского, митрополит Амвросий (Подобедов) и взял под своё покровительство. Обучаясь в академии, Андрей Орнатский также знакомится с известным историком Евгением Болховитиновым (будущим митрополитом Киевским), который привлёк молодого учёного для сбора материалов по церковной истории.
В период учёбы Андрея Орнатского в столице происходят крупнейшие преобразования в жизни Главной семинарии. В 1797 году, по указу Павла Первого, она была переименована в академию, а монастырь – в Александро-Невскую лавру. Одним из первых выпускников академии стал Андрей Орнатский. Окончил он это учебное заведение в 1800 году и с этого времени начал карьеру богослова.
С 1800 года Андрей Орнатский поселился в городе Великий Новгород, с которым связан, пожалуй, самый важный отрезок жизни владыки. Здесь он окончательно сформировался как учёный, настоятель монастыря и архиерей.
Во времена владыки Амвросия в Новгороде оставалось восемь монашеских обителей, в том числе древнейший в Великороссии Юрьев монастырь. Некоторые из обителей обладали значительными собраниями редких рукописей. Замечательная коллекция старинных документов хранилась и в Антониевом монастыре, на территории которого находилась Новгородская духовная семинария, преподавателем, а позднее ректором которой был о. Амвросий.
Жизнь в древнем городе с уникальной политической и церковной историей, несомненно, способствовала развитию в молодом учёном интереса к исследовательской работе, а изучение житий святых и общение с монахами окончательно укрепило его в желании принять монашеский постриг.
Правда, на монашеский путь будущий епископ вступил не сразу.
В 1800 году Андрей Орнатский был назначен учителем Новгородской духовной семинарии, а в 1802 году её инспектором. 10 марта 1804 года его утвердили в должности префекта семинарии и преподавателя философии.
Новгородская семинария пользовалась особым вниманием и любовью со стороны епископа Евгения (Болховитинова), бывшего викарием новгородским с 1804 по 1808 год. Отец Евгений написал для чтения на трёх годичных торжествах семинарии «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (12+), ставшие первым серьёзным трудом по новгородской истории и древностям.
Андрей Орнатский был хорошо знаком с епископом Евгением ещё по учёбе в Петербурге. После приезда викария в Новгород их отношения возобновились. Не исключено, что именно Евгений (Болховитинов) сыграл решающую роль в выборе Андреем Орнатским дальнейшего (монашеского) пути.
16 июля 1805 года Андрей Орнатский был пострижен в монашество с именем Амвросий и 14 августа причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. В этот период отец Амвросий перевёл с латыни неопубликованный «Опыт российской иерархии» (12+), сочинённый Никодимом Селлием (датчанином по происхождению), преподававшим в 30-е годы XVIII века латинский язык в Александро-Невской семинарии. Амвросий исправил рукопись и значительно дополнил её, фактически превратив в своё новаторское произведение.
«История российской иерархии», состоявшая из шести весьма объёмных томов (семь книг) и издававшаяся на протяжении девяти лет (1807–1815 годы), принесла исследователю заслуженную известность. За неё он получил звание сначала действительного, а затем и почётного члена Императорского Московского общества истории и древностей российских.
Собственно истории российской иерархии посвящён только первый том книги, в котором собраны сведения о епархиях Русской православной церкви и даны жизнеописания патриархов, митрополитов, епископов. В пяти последних томах приведены материалы по истории русских монастырей, как существовавших во времена о. Амвросия, так и упразднённых. В них содержатся исторические сведения об обителях, перечислены их настоятели, даны жизнеописания некоторых игуменов и архимандритов, жития святых. Именно эта последняя часть представляется наиболее ценной и не утратившей своего научного значения до настоящего времени.
Следует отметить, что Амвросий (Орнатский) выступил не как автор, а именно как составитель «Истории российской иерархии». В свой труд он включил как собственные научные изыскания, так и исследования других учёных. В частности, глава, посвящённая Череповецкому Воскресенскому монастырю, содержит рукопись настоятеля Воскресенского собора о. Луки Петрова. Владыка поместил в своём труде и материалы, собранные Евгением (Болховитиновым). Поэтому в ряде публикаций преосвященный Евгений называется соавтором «Истории российской иерархии». Всё это не умаляет заслуг самого Амвросия, впервые собравшего воедино уникальные сведения о русских обителях и церковной иерархии. Его труд, по отзыву выдающегося церковного историка XIX века архиепископа Черниговского Филарета, «и ныне ещё не теряет своей классической важности. В своё же время это был труд высокой важности, дорогой для Святой Церкви».
Примечательно, что епископ Амвросий, отличавшийся глубоким смирением, никогда не именовал себя автором прославившей его книги, а лишь «собирателем» (составителем). Вот характерное наименование первого её тома: «История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием». В последующих томах начальная часть заголовка сохранялась, менялись только сан и титул, поскольку о. Амвросию давали всё более ответственные послушания.

Продолжение в следующем номере.

М. МАЛЬЦЕВ, череповецкий историк, древлехранитель и член комиссии по канонизации святых Череповецкой епархии
Фото из открытых источников

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть