Top.Mail.Ru

Потребность помнить

Как сейчас много места в моей жизни занимают мысли о прошлом: увиденном, услышанном, да и о настоящем тоже!
В этом возрасте невольно начинаешь переоценивать всю свою прожитую жизнь, думаешь, правильно ли поступал или поступали те, кто жил или живёт рядом…

Основа жизни – любовь и терпение

Сейчас много говорят, пишут, показывают по телевизору о жизни известных людей, особенно из числа представителей шоу-бизнеса, которые имеют по нескольку жён или мужей, забывают детей, родителей, а сами жируют или ссорятся из-за наследства. А сколько говорится о вреде курения, об алкоголизме, от которого страдают дети, родные и окружающие!
Ребёнок чист на свет родился,
Откуда же потом взялась
Обида мелкая и зависть?
Когда налипла эта грязь?
Дети, как губка, впитывают в себя всё, что их окружает. Очень многое зависит от того, в какую среду ребёнок попал, в какой семье воспитывался. Как-то я была в детской библиотеке на проповеди, посвящённой воспитанию детей, которую читал батюшка, священник. Жаль, что на такие мероприятия не ходят молодые мамы и папы, а приходят только бабушки, да и то человек пять, не больше. В своей речи батюшка заострял внимание на том, что детей нельзя воспитывать в агрессии: ругать, а тем более поднимать на них руку. Особенно нельзя жестоко обращаться с девочками, потому что они – будущие мамы. Нельзя в семье разделять детей на хороших и плохих, нужно учить их добру, заботе, ласке, уважительному отношению друг к другу и к старшим. С рождения надо приучать детей к труду и порядку в доме. На первый взгляд, это всё прописные истины, но на деле их применяют далеко не каждые родители.
У наших соседей было семеро детей. Разница в возрасте – примерно три года. Отец их всех с ранних лет приучал к порядку: поел – убери за собой посуду, вымой и поставь на место. Пришёл домой с улицы – вымой и убери обувь. Разделся – не бросай одежду где попало, а аккуратно повесь на своё место. Бывая у них, наблюдая всё это, мы дома тоже старались поступать так, как они.
У меня зять – военный. Когда дети жили в военном городке, я часто приезжала к ним в гости. Однажды, приехав к ним в очередной раз, я с порога услышала, как он из соседней комнаты учит детей готовить макароны. Сам головы не может поднять, так как только что вернулся из дальнего и длительного полёта. Обычно после возвращения с задания он прибегает домой, сухой паёк отдаёт детям, а сам ложится на диван, чтобы адаптироваться к земному образу жизни. И вот я стою в коридоре, боясь помешать их разговору. Малышу два с половиной года, дочке – пять. Мальчик стоит на стуле возле плиты, а девочка выполняет то, что говорит отец: «Отварили макароны? Теперь промойте их холодной водой. Высыпайте на сковородку, добавьте тушёнку, банка распечатана. Подогрейте и можете есть».
И ещё мне запомнился его урок, который он проводил ежедневно: учил сына, как правильно складывать свои вещи. Просто брал вещи сына, складывал их, как надо, и при этом повторял: «Последний раз показываю, как надо убирать свои вещи!» Вот так он терпеливо повторял маленькому сыну одно и то же каждый день, пока тот не усвоил, что от него требуется. Зато сейчас родители не знают заботы о том, что в их отсутствие дети не смогут приготовить обед или прибраться в квартире.
Во время проповеди батюшка многократно повторял: «Ни в коем случае нельзя бить дочь, жену или просто женщину. Поднявший руку на слабого, сам показывает себя слабым». Конечно, воевать со слабым, кичась силой, легко, но это во все времена считалось уделом трусов. А дети, систематически наблюдая домашнее насилие, очень скоро последуют дурному примеру. Приведу такой случай. Сидит пьяный дед дома за столом. Вбегает внук и жалуется: «Деда, а меня Серёжка толкнул!» Дед советует внуку: «А ты дай ему сдачи! Я себя никогда в обиду не давал: если меня ударили, я тут же сдачи давал!» Внук по совету деда так наподдавал Серёге, что тот даже подняться с земли не смог, лежал весь в крови, с разбитым носом, пока мать за ним не пришла.
А как хочется обратить внимание детей на то, как они порой отвратительно относятся к своим матерям, что бывает стыдно за них. С Леной Мурзиной я училась в одной школе, в одном классе. Она очень выделялась среди нас своей внешностью. Мама её красиво одевала, сама приводила в школу, несла за неё школьную сумку. После окончания семилетки те, за кого родители могли заплатить деньги, пошли в восьмой класс, а мы с Леной и другие ребята, у кого такой возможности не было, поехали в город, поступать в учебные заведения. Лена окончила курсы телефонисток и осталась работать в Кургане. Вышла замуж, родила сына. Домой к маме не ездила, потому что муж часто выпивал, с ребёнком не оставался. Тогда мать сама решила проведать любимую дочку и внука. Приехала к ним и внезапно сильно заболела: врачи обнаружили у неё рак почек. Вечером вернулся с работы зять и застал жену и тёщу в слезах. Узнав, в чём дело, он поставил Лене ультиматум: «Или я, или тёща с «ракушкой». Лена выбрала мужа. Собрала маму и повезла её назад в деревню. Стояла осень, ей пришлось всю ночь топить печки, чтобы обогреть дом, остывший за время отсутствия хозяйки. А утром она улетела самолётом к мужу и ребёнку. Соседи накануне видели свет в окнах и дым, поднимавшийся над трубой. На другой день решили навестить соседку. Пришли и удивились, что входная дверь не заперта. Зашли в дом – тишина. Окликнули хозяйку, лежавшую на кровати, но ответа не дождались. На тумбочке рядом стоял стакан воды, кусок хлеба и таблетки. Откинули одеяло, а она уже мёртвая. Из колхозной конторы дозвонились Лене, сообщили о том, что мама умерла и надо бы её похоронить. Лена ответила, что приехать не сможет, потому что у неё нет денег и сына не с кем оставить. Соседи и правление колхоза общими усилиями похоронили Ленину маму, как положено. А Лена с мужем приехали лишь тогда, когда пришла пора продавать дом.
А вот другой пример. Нина Алексеевна, жительница Иванова Бора, всеми уважаема и любима. О ней никто плохого слова не скажет. Сейчас она сильно больна. Нина Алексеевна немало сил отдала уходу за своей больной матерью, которая много лет была прикована к постели. С утра до позднего вечера преданная дочь находилась рядом и по первому зову бежала выполнять её просьбы. Как подумаешь, сколько всего этой женщине пришлось и приходится переживать, так просто диву даёшься. Но она сильная, терпеливая, мужественная и, как прежде, добра ко всем, кто живёт с ней рядом. Когда её мама умерла, она достойно проводила её в последний путь и потом сильно скучала по ней: при упоминании в разговоре о матери у неё на глазах всегда появлялись слёзы. Это как будто для неё и про неё написаны стихи череповецкой поэтессы Галины Константской:
Любить умею и дружу,
И зла на сердце не держу.
Меня легко могли обидеть,
Я – не умею ненавидеть!
Меня и били, и ломали,
Из почвы с корнем вырывали…
За всех страдаю и болею,
Но ненавидеть не умею!
Как-то утром рано мне позвонила соседка и сообщила, что у неё умерла мама. Их было трое детей, и они передавали маму друг другу вместе с пенсией каждые четыре месяца. На сей раз очередь ухаживать за матерью выпала самой младшей дочери. Дочь отвела ей спальню. Как-то вечером решила сменить наволочку на подушке у матери и обнаружила под подушкой таблетки, которые давала ей от повышенного давления. «Я начала её ругать, – в волнении рассказывала она. – Нервы не выдержали, и надавала ей по щекам. Мама отвернулась к стене и заплакала. А я ушла в комнату, мы с мужем легли спать и уснули. Утром встала – в квартире тишина. Подошла к маме, а она уже мёртвая».
У Галины Коротковой тоже умерла мама, за которой она ухаживала почти сорок лет. На похоронах зять сказал: «Я с тёщей прожил тридцать пять лет и ни одного плохого слова от неё не слышал. Сам я из города, получил музыкальное образование, но в деревне по специальности устроиться некуда, поэтому стал работать в колхозе. Но колхоз из миллионера постепенно превратился в развалины. Работы не стало, а надо было учить двоих детей. Мать посоветовала нам завести своё хозяйство. Мы послушались и завели поросят, кур, уток, двух коров. Благодаря этому смогли дать образование детям. Теперь дочь живёт и работает в Москве, сын – в Кургане. Мой сын сказал о своей матери: «Такой дочери надо при жизни поставить памятник».
У Галина Константской есть стихотворение «Не обижайте матерей»:
Не обижайте матерей,
Любите их и берегите.
Они уйдут однажды в дверь,
Она для вас пока закрыта.
Не обижайте матерей
И слов хороших не жалейте…
Ведь как же мало надо ей.
Поговорите с ней и чай попейте!

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

+ 5 = 7

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть