Top.Mail.Ru

Уроки физкультуры – вклад в будущее

В течение долгого времени физкультура рассматривалась обществом в качестве факультативного предмета,
не имеющего особого значения, хотя была включена
в перечень обязательных учебных дисциплин. Значимость уроков физической подготовки на фоне социальных и экономических преобразований вытеснялась на второй план. Всё это привело к снижению уровня здоровья детей, повлияв на здоровье нации в целом.

Важность физических нагрузок

Статистические данные свидетельствуют о дефиците двигательной активности у школьников: в младших классах – 35–40%, а среди старшеклассников – 75–85%. По данным департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки, более 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главная причина, уверены специалисты, – дефицит движения (гиподинамия).
Одинаково неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся наблюдается и в общеобразовательной школе, и в гимназиях и лицеях: негативные изменения артериального давления, снижение функциональных резервов, хронические болезни.
На протяжении нескольких лет в НИИ физиологии детей и подростков изучали режим дня учащихся различных городов и сёл нашей страны. Результаты этих исследований говорят о сокращении времени пребывания детей на свежем воздухе, об уменьшении их игровой и двигательной активности.
Надо отметить, что в отличие от обучающихся школ, дети дошкольного возраста проводят большое количество времени в движении, как в детском саду, так и дома. Что правильно, ведь младший возраст – самый благоприятный для формирования основных двигательных умений и функций, для воспитания интереса к физической культуре. К примеру, в дошкольных учреждениях Кириллова в последние несколько лет работают инструкторы по физической культуре, прививая малышам любовь к спорту.
С переходом в школу на детей обрушивается огромное количество важных и непривычных дел – необходимо сидеть спокойно, слушать учителя, усваивать знания, выполнять домашние задания. Нет ничего удивительного в том, что, утомлённые умственным напряжением, ребята зачастую выбирают для отдыха спокойное времяпрепровождение за компьютером или телевизором. Таким образом, уроки физической культуры в школе становятся необходимыми для поддержания двигательной активности учеников.
Физические нагрузки школьников любого возраста должны быть подходящими и давать резервные возможности для их физического совершенствования без ущерба для здоровья, Самые существенные изменения двигательного аппарата ребёнка происходят в возрасте 8–12 лет. Главные задачи надо успеть решить именно за 5–7 лет обучения детей в школе, иначе самое продуктивное время для развития двигательных возможностей школьников будет безвозвратно упущено.
Младшие школьники более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям динамического характера, их постепенно приучают к сохранению статических поз. Особое значение статические упражнения имеют для выработки и сохранения правильной осанки. К упражнениям на выносливость дети этого возраста мало приспособлены. Однако уже к 14 годам способность школьников переносить нагрузки составляет 50–70%, а к 16 годам – около 80% выносливости взрослого человека.
Подростковый возраст – это важнейший период, когда с помощью физкультуры можно значительно поднять не только общефизическую подготовку, но и уровень силы, стойкости организма. В этот период происходит биологическая перестройка детского организма, в связи с чем необходима постепенность в планировании физических нагрузок подростков. За счёт интенсивного развития быстроты движений подростки очень хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам и могут показывать хорошие результаты в беге.

Третий час физкультуры

В 2011 году в базисный учебный план образовательных организаций, занимающихся реализацией программы основного общего образования, внесли изменения, и в объём недельной нагрузки учащихся школ, лицеев, техникумов, колледжей и университетов всех типов и видов было введено третье занятие физической культурой. Это было продиктовано многими обстоятельствами: необходимостью усиления роли физической культуры в воспитании современных школьников; задачей укрепления их здоровья и общего физического самочувствия; увеличением объёма двигательной активности учащихся; необходимостью развития физических качеств и совершенствования физподготовки; в целях формирования навыков здорового образа жизни.
Третий урок физической культуры дал возможность проводить дополнительные занятия по тем видам спорта, которые наиболее интересны ученикам конкретных классов, что мотивирует ребят. Кроме этого, благодаря дополнительному уроку дети проводят больше времени на свежем воздухе.

Оценка по физкультуре
при освобождении

Учителя физкультуры ориентируются на состояние здоровья обучающихся и разделяют их на три группы: основную, подготовительную и специальную.
Для тех, кто отнесён к подготовительной группе, рекомендуется использовать физические упражнения с целью укрепления здоровья. В этом случае занятия спортом помогут противостоять неблагоприятным условиям внешней среды.
Дети, имеющие ограничения для занятий физкультурой в связи с противопоказаниями, могут с помощью уроков в школе повышать свою физическую подготовленность, укреплять здоровье и даже корректировать физическое развитие.
Раньше ученики, относящиеся к специальной группе здоровья, могли годами быть освобождёнными от уроков физической культуры. В их аттестате об образовании предмет «физическая культура» просто не значился. По современному стандарту, эта школьная дисциплина должна значиться в каждом аттестате: и за 9, и за 11 класс. Поэтому дети, относящиеся к специальной группе, должны заниматься лечебной физкультурой или в группе здоровья со щадящим режимом.
Могло быть и так, что ученики, много и часто болеющие, из-за постоянного освобождения от уроков физической культуры не имели оценки за одну или даже две-три четверти. Им ставили отметку «не аттестован». Сейчас это недопустимо, поэтому освобождённый после болезни ученик не просто должен присутствовать на уроке, а получать оценки. Он может заниматься по учебнику физической культуры и изучать теоретическую часть. Полное освобождение от физкультуры допустимо только для лиц с ограниченной дееспособностью.
Физкультура и спорт –
одно и то же?

«Быстрее, выше, сильнее!» – этот девиз знаком всем. Конечная цель спорта – достижение результата, и спортсмен здесь как бы является орудием получения победы. Профессиональный спорт подходит физически крепким и подготовленным детям. Углубиться в конкретный вид спорта помогут секции в физкультурно-оздоровительном комплексе и в спортивной школе.
Цель уроков физкультуры – оздоровление и укрепление всего организма. Здесь ребята обучаются сразу множеству навыков и умений. Физкультура – одна из основ нашего здоровья. Где, как не в школе, этот фундамент строить? Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.

Стимулировать интерес
к физкультуре

Учитель физической культуры Кирилловской средней школы Анна Михайловна Корешкова рассказала о том, как уроки физической культуры влияют на детей: «Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, это здоровье ребёнка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга. Требования к современному учителю физкультуры высокие. Если ребятам на уроках будет неинтересно, то ни о какой пользе занятий речь не может идти. Прежде всего, преподавателю необходимо найти и применять на уроке такие средства, с помощью которых было бы возможно заинтересовать детей, а в итоге и привить школьникам любовь к занятиям физкультурой, спортом и воспитать устойчивую привычку к двигательной активности и ведению здорового образа жизни.
Для правильного физиологического развития ребёнка физическая активность просто необходима. Обучающая программа построена так, чтобы в течение учебного года ученики занимались самыми различными видами спорта – лёгкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, футбол, волейбол, баскетбол. Такой комплекс позволяет развивать организм ребёнка целиком. Кроме того, физическая активность снимает психологическое напряжение, способствует построению межличностных и командных отношений. Я заметила, что физкультура способна в некоторой степени уравновесить гиперактивных детей, а слишком скованным, зажатым ребятам уроки помогают раскрыться и стать увереннее в себе.
По моим наблюдениям, живой интерес у многих ребят вызвал комплекс ГТО. Соревновательный момент всё-таки играет свою роль. Теперь мы ждём установки площадки для сдачи норм ГТО».
В 2019 году в Кириллове многое сделано для спорта: построен прекрасный современный стадион, отремонтирован школьный спортзал, на базе которого появился скалодром. С начала его эксплуатации прошла всего пара месяцев, но ученики Кирилловской школы уже показали хорошие результаты на областных соревнованиях. Ведётся дальнейшее оснащение спортивного зала новым оборудованием, уроки физической культуры станут ещё увлекательнее и разнообразнее, а значит, всё большее количество детей будет интересоваться спортом, тем самым делая вклад в собственное здоровое и успешное будущее.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото предоставлено А. Корешковой

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Закрыть