Top.Mail.Ru

Любовь свою они не расплескали за полвека

День седьмого ноября в годы моей молодости был большим и почитаемым государственным праздником: с демонстрацией трудящихся и митингом, с лозунгами-призывами с высокой трибуны и криками «ура!», с большим праздничным концертом накануне. Но вот уже почти 30 лет этот день остался значимым только для тех, у кого с ним связана личная или семейная дата.
К примеру, супруги Соколовы из Никольского Торжка именно в этот день полвека назад связали себя семейными узами.

Случилось это в отдалённом селе Чарозере, которое в те годы ещё помнило, что совсем недавно было районным центром, поэтому жизнь и события в нём кипели ключом. Не случайно, когда комиссия по распределению предложила выпускнику Вологодского областного культпросветучилища Александру Соколову два места на выбор – Ферапонтово или Чарозеро, он без колебаний выбрал второе.
– Конечно, Ферапонтово – это моя родина, где и первую практику я проходил, но вторая моя практика была в Чарозере, и там мне понравилось больше, – объясняет он причину такого поступка. – Мне в Чарозере очень люди пришлись по душе. Практика показывает, что чем дальше народ живёт от благ цивилизации, тем он проще и душевнее. Кроме того, вскоре мне предстояло идти в армию. Думал, поработаю до призыва, а там видно будет.
Но в армию Александр Иванович не прошёл по зрению и вместо положенных по закону трёх лет отработал художественным руководителем Чарозерского Дома культуры более пяти. Там и суженую свою, практически тёзку, встретил. Но об этом чуть позже.
– Знаете, что было смешно: я сам – Соколов, директором Чарозерского Дома культуры работал Владимир Николаевич Соколов и на квартире до женитьбы я жил у Соколовых, – посмеиваясь, вспоминает Александр Иванович. – Нас даже спрашивали: «Вы, что – все родственники?» «Нет, – говорили мы, – это происки судьбы».
Александр Иванович приехал в Чарозеро в 1965 году, а через год, после окончания Вологодского областного пединститута, туда прилетела на самолёте молоденькая учительница географии и биологии Александра Кузнецова. Как вы думаете, где могли познакомиться двое этих симпатичных молодых людей? Конечно же, в Чарозерском Доме культуры, ведь основной костяк его самодеятельности во все времена составляли именно учителя и ученики. Правда, в первый год работы нагрузка у молодой учительницы была столь велика, что ей было не до любовных пустяков, и своего будущего супруга она разглядела не сразу.
– Мы же не только в дневной школе преподавали, мы работали ещё и в вечерней, – вспоминает Александра Николаевна. – Причём в вечерней школе преподавали совершенно бесплатно. Работали за идею: надо так надо. Да и всю-то жизнь так.
И всё же молодость брала своё. Были праздники, были танцевальные вечера, были репетиции и участие в коллективах художественной самодеятельности. Юная Шурочка очень любила танцевать, а балагур Александр хорошо играл на баяне и гармошке, знал много песен и частушек. Ну как такого можно не заметить! Впрочем, Шурочка, судя по всему, была девушкой серьёзной и строгой. Опять же имидж сельской учительницы к тому обязывал. И всё же от судьбы, как известно, не уйдёшь: Александр Соколов и Александра Кузнецова наконец-то познакомились. Случилось это, как теперь вспоминают оба, на одной из очередных репетиций.
– Александра Николаевна родом из села Новленского. У меня даже частушка такая была: «У меня товарищ женится, берёт на Волоку, из-за Кубенского озера и я приволоку!» Вот и приволок! – лукаво поглядывает на жену Александр Иванович, и они оба рассыпаются смехом.
На мой вопрос, как он ухаживал за своей невестой, какими словами уговаривал на замужество, Александр Иванович неловко отговаривается, мол, пятьдесят лет прошло, всё давно забылось. И опять переводит разговор в шутку, выдав каверзную частушку:
Я сударушку свою
Крепко уговаривал:
К огороду прижимал,
Конфеточек наваливал.
– Тьфу! – притворно-шутливо отворачивается от него жена, потому что в оригинале речь в частушке идёт вовсе не о сладостях.
– А чё ты, я за всю-то жизнь столько гулянок на гармошке отыграл, что всяких частушек наслушался, как тут не запомнишь? – смеясь, оправдывается её супруг.
Вот такой он и есть, Александр Иванович Соколов – всегда на улыбочке, с шутками и прибаутками по любому поводу, всегда на позитиве. Но при всём том это далеко не ветреный и беззаботный человек, для жены, детей и внуков он всегда был и остаётся надёжной опорой и безоговорочным главой семейства. Да и по жизни Александр Иванович всегда занимал ответственные посты. Но об этом тоже чуть позже.
До женитьбы Александр и Александра встречались не часто, потому что оба были очень занятыми людьми: у каждого много времени отнимала основная работа, да плюс общественные дела, которыми учителей и культработников как бойцов идеологического фронта нагружали в те годы под завязку. Александра Николаевна и Александр Иванович в этом отношении были людьми ответственными, выполняли все порученния на совесть. Их целомудренные отношения длились около двух лет, пока в конце концов оба не поняли, что им хорошо только вместе, что они больше не хотят расставаться.
– Он жениться надумал, да и мне уж пора было замуж выходить, – застенчиво отводит глаза Александра Николаевна.
– Учителям ведь свадьбы устраивать было некогда, кроме как в каникулы. Так вот у Швецовых свадьба была в весенние каникулы, у Гичиных – в летние, а у нас – в осенние. А какой весёлой была наша свадьба! Тут уж моя сестра Надежда Ивановна со своим мужем Владимиром Николаевичем Терентьевым от души постарались. Угощение готовила молодёжь под руководством Надежды Ивановны. Они всю ночь с моей землячкой из деревни Леушкино Зинаидой Аполлоновой пельмени лепили, – вспоминает Александр Иванович.
– Для меня свадьба младшего брата стала большим событием в жизни, – с нескрываемым волнением в голосе признаётся Надежда Ивановна Терентьева. – Торжественную регистрацию брака мы провели в Доме культуры, а застолье организовали в столовой. С помощью молодых учителей был накрыт богатый и красивый стол. Особенно всем понравились пельмени, некоторые гости, как выяснилось, попробовали их впервые. Ох и весело же мы гуляли! Это была настоящая молодёжная свадьба с живой музыкой, где много пели, танцевали и плясали под баяны и гармошки. «У нас в Чарозере, пожалуй, таких весёлых свадеб ещё не бывало», – сказал мне директор школы Александр Никанорович Игнашин, и в его устах это прозвучало как наивысшая похвала.
Бревенчатый учительский дом в Чарозере, где молодожёны Соколовы начинали строить свою семейную жизнь, и сейчас ещё жив, по свидетельству Александра Ивановича.
В Никольский Торжок Соколовы переехали, когда в семье уже появилась дочь Елена. Девчушке было всего пять месяцев, но она стойко перенесла длиннющий переезд из Чарозера в Николу по зимнему бездорожью, мирно посапывая на руках у матери в холодной кабине автомашины. Отец её в это время терпеливо трясся в открытом кузове, кое-как укрывшись от ветра и мороза куском брезента.
С начала семидесятых годов и на всю жизнь Соколовы связали судьбу с Никольским Торжком. Через три года после переезда у них родился сын Владимир. Александр Иванович долгое время работал директором нового, но уже гремевшего в те годы на всех уровнях Николотожского Дома культуры, заочно осилил институт, затем был выбран председателем местного сельского Совета. А Александра Николаевна, как сама признаёт, более 35 лет сеяла разумное, доброе, вечное среди сельских ребятишек, будучи учителем, а потом и завучем в местной школе.
Достойными людьми выросли дети супругов Соколовых, создали собственные крепкие семьи, подарили родителям очаровательных внуков. Дочь Елена выучилась на педагога, вышла замуж за офицера, живёт на родине мужа в Курске. Дедушка Саша особенно восхищается старшим внуком – Алексеем, который, как и отец, стал военным. «Он мне не внук, он мне друг», – с гордостью говорит Александр Иванович. Не нарадуются бабушка с дедом и на внучку Ангелину – будущего врача. Сын Владимир после окончания Молочного института работает на птицефабрике Можайской, в его семье тоже двое детей: семиклассница Настя и пятиклассник Семён – продолжение соколовсвской фамилии. А вскоре у младших Соколовых ожидается новое прибавление семейства.
Вот с такими успехами встречают супруги Соколовы свой юбилейный золотой год семейной жизни. Счастье дожить до золотой свадьбы, как известно, выпадает только избранным и лишь в том случае, когда у супругов золотые сердца и золотой ум, когда они, как Александр Иванович и Александра Николаевна, – две половинки единого целого. Как это здорово, что в суете случайных событий жизнь подарила им судьбоносную встречу! Пять десятилетий назад их сердца соединились навек, чтобы дарить друг другу любовь, доброту, заботу, взаимопонимание и позитив. Верю, что надёжный канат, который связывает их все эти годы, выдержит ещё столько же, показав молодому поколению, что такое настоящие чувства. Ведь через столько лет совместной жизни их глаза всё так же полны любви и счастья, как в день бракосочетания. Они оба удивительные, и золотая годовщина тому подтверждение. Такими золотыми отношениями можно гордиться! Вместе с читателями нашей газеты я от всего сердца, искренне желаю Александре Николаевне и Александру Ивановичу душевного спокойствия, семейной гармонии, счастья и неугасающей любви. С золотым юбилеем вас, золотые супруги Соколовы!
– Золотая свадьба – это ещё что! Вот следующий год у нас будет сплошь из юбилеев: пятьдесят лет, как мы живём в Николе, пятьдесят лет Николоторжскому Дому культуры, пятьдесят лет дочке и тридцать лет, как мы живём в этом доме! – победным голосом сообщает Александр Иванович.
Короче, жизнь продолжается! И слава Богу!

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

39 − = 37

Закрыть
Закрыть