Top.Mail.Ru

История страны в истории одной деревни

Деревня Леушкино Ферапонтовского сельского поселения
по дореволюционному (до 1917 года) административному делению относилась к Уломской волости Кирилловского уезда Новгородской губернии. Расположена она в одном километре
от Ильинского озера и в трёх километрах от села Ферапонтово,
у подножия горы Ципиной (Роскиной).

Даже в трудные годы не бедствовала

Леушкино – небольшая деревня, состоящая из 24 домов, в которых в 1923 году проживали четыре семьи Исаковых, три семьи Ореховых, девять семей Вьюшиных, пять семей Рябковых, а также Поросёнковы, Турановы и Полины.
Сохранились сведения о том, что предки Исаковых Михаил Захарович и Григорий Захарович служили в царской армии более двадцати лет. Григорий был участником войны 1812 года, воевал с наполеоновской армией, в составе российской армии дошёл до Парижа. Вернулся под впечатлением от увиденного: у французских горожан и крестьян была совершенно другая – свободная жизнь. Возвратившись после двадцатипятилетней службы на родину, стал писать земским властям жалобы на притеснения крестьян помещиком и государственными чиновниками. В результате был арестован, и, что с ним случилось потом, никто не знает. Родственники больше не имели о нём никаких известий.
Михаил, вернувшись после многолетней ратной службы в деревню, получил небольшой земельный участок и обзавёлся семьёй. Каждое воскресенье он надевал свой солдатский мундир, до блеска начищал сапоги и отправлялся в церковь, прихватив с собой шорные изделия, которые продавал крестьянам. Домой возвращался навеселе, в пути сам себе подавал команды и сам же их исполнял.
В деревне Леушкино в начале прошлого века имелись три мельницы, четыре овина, десять амбаров, маслобойня, кузница, сушилка, скотный двор, сеялка, две молотилки, семь тарантасов, восемь каретников, телятник, двенадцать небольших прудов и девять колодцев.
…После окончания Гражданской войны в стране была временно введена новая экономическая политика (НЭП), которая дала разрешение на развитие частной собственности и торговли. Деревня Леушкино в те годы процветала. Её жители занимались шорным (изготовляли на продажу хомуты, сёдла, шлеи, уздечки, то есть всю конскую упряжь) и сапожным промыслом. На кожевенном заводе обрабатывали шкуры животных, получали первосортную кожу. Это был трудоёмкий процесс, но местные мастера владели им в совершенстве. В деревне были хорошо налажены земледелие, животноводство и пчеловодство.
Оправившись от военной разрухи, страна перешла к новому укладу – созданию коллективных хозяйств. Крестьяне деревни Леушкино были трудолюбивыми и инициативными, хозяйствовали разумно. И районные власти стали позиционировать Леушкино как образцово-показательную деревню по производству сельхозпродукции. В деревне жили и работали агроном Трофим Павлович и его ассистент по животноводству. В полях, вместо трёхпольной, применявшейся ранее, была введена восьмипольная система севооборота, то есть засевали два поля семенами озимых, два – яровым зерном, два – клеверами и два поля оставляли под парами.
При введении восьмипольной системы было проведено землеустройство пахотной земли и сенокосных угодий. Земля была распределена между крестьянами по количеству едоков в семье. На одного едока пашни и сенокосных угодий приходилось не много. Пахотные земли обрабатывались тщательно, с внесением большого количества торфа и навоза, поэтому были плодородными. Торф крестьяне заготовляли на Маленьком болоте летом: нарезали его кирпичами и складировали в штабеля для просушки. Высохший торф перевозили на лошадях и разбрасывали во дворах, хлевах слоем до полуметра. За зимний стойловый период этот торф превращался в ценное удобрение. Минеральных удобрений тогда не имелось.

Крестьянские дела и заботы

В 1921 году леушкинские крестьяне организованно объединились в кооперативное товарищество. Это позволило приобрести вскладчину сеялку, веялки, молотилку, а также построить маслобойный завод: деревянное здание с конным приводом. За переработку семян льна кооператив взимал семенами: шесть фунтов за один пуд (фунт – 400 г, пуд – 16 кг). От переработки льняного семени получали качественное льняное масло и жмых, который шёл на корм скоту.
В деревне имелся свой зерноочистительный пункт, где зерновые очищали от сорняков и неполноценного зерна. Зерно это принимали от членов кооператива и крестьян из ближайших деревень, так же за определённый сбор. Бартер, как сказали бы теперь. Прибыль, получаемая кооперативным товариществом, разделялась между всеми его членами согласно затраченному труду.
Полевые работы на яровом поле начинались обычно в конце апреля. Землю перепахивали на лошадях, семена (горох, ячмень, овёс, лён) сеяли вручную, а затем боронили, чтобы засыпать его землёй. В начале июня весь навоз со скотного двора, накопившийся за зиму, вывозили на паровое поле. Его накидывали на телеги вилами вручную, а на поле сгребали крюками в несколько куч. Затем равномерно разбрасывали по всему полю и запахивали плугом. Земля на паровом поле отдыхала всё лето, накапливая силу. В августе поле засевали озимой рожью. К осени оно покрывалось всходами ржи и шло зимовать под снег. Только лишь на следующий год к августу эта рожь созреет для уборки.
Весной, когда начинало пригревать солнышко, снег подтаивал, а к ночи подмерзал, образуя плотную корку – наст. По насту на озимое поле рассевали клеверное семя, которое при наступлении тепла давало всходы и росло под покровом ржи. После уборки ржи клевер набирал силу и тоже шёл под снег в зиму. И только летом, в конце июня следующего года он созревал для уборки.
Одновременно с полевыми работами крестьяне обрабатывали и свои огороды: выращивали лук, чеснок, картошку, капусту и другие овощи.
Сенокосная страда начиналась обычно с Иванова дня, то есть с 7 июля. В поле все выходили до рассвета, пока не сошла роса. Косили вручную косами-литовками. Когда всходило солнце и роса высыхала – делали перерыв. После отдыха снова шли на поле – ворошить подсохшую траву и копнить. На следующий день сено из копен растрясывали в валки, ворошили его, досушивая. Сухое сено метали в стога или перевозили на сеновал. Особенно тяжело было вручную косить клевер, который иногда поднимался в рост человека. Переплетённый и пригнутый к земле ветрами и непогодой, он не давал делать замах косой, а коса на густых клеверах быстро тупилась.
Клевер шёл на корм лошадям, которых в деревне было много, так как лошадь в те годы была основной тягловой силой.
В начале августа созревала озимая рожь, за ней поспевали яровые культуры. Жатва осуществлялась вручную: этим в основном занимались женщины. Сжатые культуры завязывали в снопы, ставили в суслоны и бабки для подсушивания, затем на лошадях свозили их в овины. Картофель обычно начинали копать с 12 сентября. Картофельные боровки распахивали плугом, клубни собирали в ивовые корзины вручную. Тут же в поле рассыпали для просушки, а потом на телегах перевозили в картофелехранилище.
Самой трудоёмкой культурой был лён. Дёргали его вручную, связывали в снопы, ставили в бабки. Потом у просушенного льна вручную цепами сбивали головки, деля его на семя и льнотресту. Тресту расстилали на несколько недель на лугу, чтобы она распалась на волокна. Досушивали её в овине, дымом и теплом от сжигания дров в специальном помещении. Высушенную тресту мяли вручную на специальном станке и трепали на льноволокно. Долгими зимними вечерами во время посиделок женщины пряли это льноволокно, получая пряжу, из которой потом ткали полотно на хозяйственные нужды.

Новое всегда внедряется трудно

В 1929 году началось колхозное движение. Повинуясь решению XV съезда партии, уполномоченные местного партийного руководства начали агитировать крестьян на объединение в коллективные хозяйства. Этот процесс проходил мучительно и болезненно. В Леушкине тоже организовали было колхоз, но в 1931 году он распался. Однако через год снова был создан колхоз «Колос», объединивший деревни Леушкино, Оденьево и Загорье. Первым его председателем стал коммунист Фёдор Воронов. В колхозе были построены скотный двор на пятьдесят коров, конюшня на 16 лошадей, телятник, силосная башня. Весной собирали бригаду, которая ремонтировала дороги и огораживала поскотину в Горском лесу. Дети по весне собирали и складывали в кучи камни с полей.
В 1936–1939 годах председателем местного колхоза был Фёдор Михайлович Исаков. Тогда же в деревню пришёл первый трактор. Старики, женщины, дети собрались посмотреть на эту диковинку. Грохочущая громадина им не понравилась, и железный гость укатил, а на полях продолжили работать вручную: рабочих рук тогда ещё в деревне было много. Однако через год колхозники трактор приняли, и надолго.
Все текущие вопросы в колхозе решали сообща, на собраниях, которые проходили в основном в доме Петра Михайловича Исакова.
Посредине деревни стоял амбар, а рядом – большая качель. Здесь по праздникам любил собираться народ.
Гармонист у нас известный,
Всех девчонок покорил.
Разве усидишь на месте,
Если он меха раскрыл!
В 1940 году в Леушкине был посажен сад на 40 яблонь. Но в холодную зиму 1941 года многие яблони погибли. А которые выстояли – плодоносят и по сей день. Яблони были посажены и у каждого дома. Занимались этим молодой агроном Сергей Иванович Вьюшин и Н. Силантьев из деревни Плахино.


Продолжение следует…

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

14 + = 22

Посмотреть также

Закрыть
Закрыть
Закрыть