Районная газета.
Все новости Кирилловского района

г. Кириллов

22 Август, 2016

Психологические особенности участников дорожного движения как фактор безопасности.

 

Среди многих проблем автомобилизации важную роль играют взаимоотношения людей, участвующих в дорожном движении: водителей, пешеходов, сотрудников ГИБДД. Это понятно, от взаимоуважения во многом зависит безопасность на дорогах.

Опытный водитель – это, прежде всего, культура на дороге; сознание и понимание того, что ты не один участвуешь в движении; умение своими действиями не только не создавать помех другим водителям, но и при необходимости помочь им выйти из затруднительного положения.

Большинство ученых считают, что водителей можно разбить на 3 группы:

1.Предрасположенные или склонные к ДТП.

2.Нейтральные или индифферентные водители.

3.Безопасные или надежные водители.

Некоторые ученые считают, что ДТП может случиться с каждым водителем как результат бессознательных или неконтролируемых действий в опасных ситуациях, в которые может попасть несколько раз в день любой водитель.

Непрерывность движения постоянно нарушается дорожными знаками, запрещающими сигналами и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению транспортным средством, но если водитель куда-то торопится, то часть из этих действий оказывается ошибочной. Да, дефицит времени часто является причиной ДТП.

Водителю при управлении транспортным средством необходимо длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает процесс восприятия информации. Отклонения от нормального психического состояния затрудняют процесс восприятия и переработки информации и, тем самым, увеличивают вероятность ошибочных действий водителя.

Психические свойства людей неодинаковы. На психические свойства человека влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая влияние на нервную систему, изменяют глубину и скорость протекания психических процессов.

Для понимания индивидуально-психологических особенностей водителя недостаточно только изучения отдельных психических процессов, характеризующих человека как личность. Способности человека – это совокупность врожденных анатомофизиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Психофизиологические характеристики показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению транспортным средством.

Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вибрационные, двигательные и другие. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей человека обстановке. Если снизить возможность видеть дорожную остановку, то это может повлечь за собой увеличение числа ДТП.

Можно предположить, что низкая интенсивность движения ночью вызывает у водителя чувство ложной безопасности и самоуверенности. В условиях плохой видимости проявляется постоянный недостаток информации о дорожно-транспортной обстановке. Ночью деятельность водителя затрудняет недостаток зрительной информации. Этот фактор и возникающие при этом отрицательные эмоции утомляют водителя. Можно сделать вывод, что некоторые особенности физиологии зрения должны учитываться водителем при выборе режима движения в условиях искусственного освещения дороги.

Время реакции является важным показателем профессиональной подготовленности и надежности. Каждый водитель должен знать время своих реакций и стараться снизить его. Важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя, является внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Внимание водителя может быть отвлечено его действиями, которые не связаны с управлением транспортного средства. Мышление водителя в процессе профессиональной деятельности совершенствуется и оказывает организующее влияние на его действия в различных дорожных условиях и опасных ситуациях. Чем глубже знания человека, тем продуктивнее процесс мышления. Однако сами по себе знания еще не могут обеспечить правильного мышления, если человек не умеет ими распоряжаться. Правильное мышление водителя определяется его специальными знаниями и опытом.

Усвоение правил дорожного движения и запоминания последовательности действий в различных ситуациях будет тем успешнее, чем больше водитель будет связывать правила и действия с конкретными дорожными ситуациями. Хорошо запоминается эмоционально насыщенный и с интересом воспринимаемый учебный материал. Всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Человек не только воспринимает окружающие предметы и явления, но и воздействует на них.

Большое нервное напряжение часто возникает у водителей в неожиданных опасных и сложных дорожных ситуациях. Многое зависит от опыта водителя. Молодой водитель, для которого каждая такая ситуация возникает впервые, естественно, испытывает большое нервное напряжение, что при недостатке опыта нередко приводит к ошибкам. Есть категория людей, которых называют неуравновешенными или эмоционально неустойчивыми. У них положительные или отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение возникает даже по незначительному поводу. Нередко таких людей можно встретить за рулем автомобиля. Это создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.

Большое значение для безопасности дорожного движения имеет способность водителя преодолевать эмоциональное напряжение, чувство страха. Каждый человек отличается целым рядом особенностей, совокупность которых составляет его индивидуальность. Для безопасности дорожного движения очень важно, какой человек сидит за рулем, что он представляет собой как личность. Отрицательные черты личности затрудняют деятельность водителя, ведут к ошибкам и ДТП. Водители, допускающие наименьшее количество нарушений, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами. Воспитание этих качеств у водителей должно быть первостепенной задачей руководителей всех учебных и автотранспортных предприятий.

нижний банер