Районная газета.
Все новости Кирилловского района

г. Кириллов

16 Сентябрь, 2015

Владимир Буланов: «В области необходимо создать областную программу развития мировой судебной системы»

Председатель комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, побывав на всех участках, рассказал о проблемах и перспективах развития института мировых судей.


Вопросами, связанными с деятельностью института мировых судей, мы занимаемся с начала его появления – уже более десяти лет. Федеральный законодатель наделил депутатов полномочиями по назначению мировых судей. Также парламентарии контролируют обеспечение их материально-технической базы за счёт средств областного бюджета. Ответ на вопрос, почему это направление стало одним из основных в деятельности комитета, можно найти в главном документе страны – Конституции РФ, которая определила основные критерии – защиту прав и свобод человека. Это, в свою очередь, невозможно без правильно выстроенной профессиональной, доступной, понятной и пользующейся уважением судебной системы.

Какими качествами должен обладать потенциальный мировой судья?
Рассматривая кандидатуру на должность мирового судьи, мы знакомимся с материалами, которые представляет председатель областного суда. В пакете документов обычно содержится характеристика претендента, в которой отражены основные вехи его жизненного и трудового пути. При этом есть отметки не только о правонарушениях претендента, но и его ближайших родственников. Это позволяет судить о том, в какой среде человек воспитывался, его отношение к закону и законопослушанию. После знакомства с документами уже в личной беседе мы задаём потенциальному судье множество вопросов, которые позволяют нам оценить не только его личностные и моральные качества, уровень гражданской зрелости, но и отношение к будущей работе. Несмотря на то, что кандидатура обсуждается в достаточно сжатые сроки, этого времени хватает, чтобы определить готовность человека к исполнению обязанностей. Заключительная точка в этой работе ставится на сессии областного парламента, где депутаты уже коллегиально принимают решение.
Отмечу, что за время существования такой системы работы был всего один случай (в Харовском районе), когда после назначения судьи возникли сомнения в его морально-нравственных качествах. Стали поступать жалобы от жителей района. Конечно, с таким судьёй нам пришлось попрощаться.
Единичный за всё время «проблемный» случай говорит о том, что подход, который выстроен квалификационной коллегией, председателем областного суда и Законодательным Собранием области, верный. Кстати, в этом году мы внедрили новую практику – в случае возникновения спорных вопросов привлекать к обсуждению кандидатуры судьи руководителей общественных организаций, органов местного самоуправления и правоохранительных органов района.
К слову, Вологодская область раньше была одним из регионов, где в процедуре назначения мирового судьи участвовал и губернатор области. В Регламенте ЗСО была прописана норма, требующая заключения главы региона. Впоследствии для демократизации процесса эта норма по согласованию с Олегом Кувшинниковым была нами ликвидирована. Мы посчитали, что подобная схема потенциально давала возможность оказывать влияние на формирование судебной власти.

Недостаточность финансирования – главная проблема
Надо сказать, что федеральным законодателем нам был отведён слишком короткий период для формирования системы мировых судей. В сжатые сроки мы должны были подобрать помещения для участков, соответствующие всем требованиям, и обеспечить их материально-техническую базу. В ряде районов из-за нехватки необходимых зданий некоторые участки пришлось разместить во временных помещениях в расчёте на то, что позже эти вопросы будут урегулированы.
Побывав на каждом участке, мы выяснили, что большинство проблем связано с недостаточностью финансирования. К сожалению, ввиду сложных экономических условий нам до сих пор не удалось обеспечить все судебные участки типовыми помещениями и различным оснащением. По той же причине не решён вопрос с установлением доплаты к заработной плате специалистов аппарата мировых судей за замещение, а также судьям – на компенсацию расходов за проезд на другие судебные участки, которые находятся на значительных расстояниях (до 300 км). Ещё одна проблема – большая загруженность судебных участков. На ряде участков судьи рассматривают более пяти тысяч дел в год. Это примерно 40-60 в день. При этом каждое дело нужно в определенные законом сроки рассмотреть, правильно оформить, а итоги довести до заявителя.
В результате многолетней совместной работы с департаментом по обеспечению деятельности мировых судей области сегодня мы имеем чёткую картину состояния помещений судебных участков, которая позволяет нам правильно подойти к распределению ресурсов: где необходимо произвести капитальный ремонт или полностью заменить помещение, а где достаточно «косметики».
Наиболее сильными являются участки в Шекснинском и Тарногском районах. ?х можно ставить в пример другим. На этих территориях органы местного самоуправления подключились к решению проблем и совместно с коллективами мировых судов приложили много усилий, чтобы поддерживать состояние судебных участков на должном уровне.
Самое непростое положение дел на участках Череповца, Череповецкого и Кирилловского районов. Так, все 17 участков мировых судей Череповца и Череповецкого района располагаются в бывшем общежитии, куда переехали более десяти лет назад. До сих пор во многих кабинетах и залах заседаний не было ремонта. Более того, на стенах уже образовались трещины, а на полу появились дыры. В целом помещения просто не соответствуют никаким нормам: тесные коридоры, обшарпанные стены, свисающие с потолка провода, отсутствие горячей воды. Порой посетителям даже негде присесть, элементарные скамейки есть не у всех кабинетов. Есть проблемы и в Кирилловском районе, где судебный участок расположен в старинном здании, являющемся памятником архитектуры.

К конкретным действиям
Мы понимаем, что ввести дополнительные судебные участки сложно и затратно. Поэтому одно из наших предложений касается перераспределения нагрузки. К примеру, на территории Грязовецкого района образовано два судебных участка. Но у одного нагрузка - 4500 дел в год, а у другого - 2800. Оптимальный вариант – выровнять нагрузку обоих участков через изменение их границ. Этот вопрос детально проработан профильным департаментом и правительством области. В сентябре мы рассмотрим этот вопрос на сессии. Также сегодня мы рассматриваем вопрос о введении дополнительной штатной единицы в аппараты судебных участков, где нагрузка составляет более 4500 дел в год.
В заключение отмечу, что по итогам многолетней работы мы пришли к выводу, что в регионе необходимо создать областную программу развития мировой судебной системы. Принятие такого документа позволит решить все вопросы в комплексе: от материально-технического до кадрового обеспечения участков. Считаем, что это важное направление требует системного подхода. Результатом станет достижение главной цели – каждый житель Вологодской области получит беспрепятственное право осуществления правосудия и защиты его прав и свобод уважаемым, независимым и профессиональным мировым судом.

нижний банер