Районная газета.
Все новости Кирилловского района

г. Кириллов

12 Январь, 2019

От Рождества до Крещения

 

Пришла пора самых светлых зимних праздников: Рождество, Святки, Крещение. По этому поводу в Музее истории города и района открыта выставка «От Рождества до Крещения» (6+).

Экспозиции начинаются сразу же при входе в музей: на стенах коридора размещены стенды с рисунками учеников воскресной школы. Все сюжеты детских работ связаны с тематикой Рождества и поражают красотой, одухотворённостью и явными художественными талантами исполнителей.
Символу 2019 года – Свинье – также уделено внимание. Отдельная витрина представлена коллекцией Елены Алёшичевой, жительницы нашего города: более семидесяти экспонатов накопилось за те почти 20 лет, что собирает её хозяйка. История хобби Елены Леонидовны началась со знакомства с будущим мужем – вместе они приобрели первую сувенирную свинку. С тех самых пор в доме Алёшичевых начали появляться всё новые сувениры с пятачками – что-то покупали, что-то дарили друзья и родственники. Есть даже несколько заморских экземпляров – из Франции и Германии. Почти всю свою коллекцию Елена Алёшичева предоставила Музею истории города и района для выставки. Здесь же можно посмотреть и на поросят, которых принесли на выставку дети, в основном это самые разные мягкие игрушки.
Дальше, уже непосредственно в музее, гостей встречает красавица-ёлка, украшенная настоящими стеклянными игрушками 70–80-х годов и репродукциями старинных рождественских открыток из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Здесь дети узнают о том, что ёлку в старину ставили только на рождественскую ночь, а украшали её сладостями. Особый восторг у маленькой публики вызывает рассказ о традиции «общипывания» ёлки, когда все сладости с неё снимали.
Вся выставка, включая рождественский вертеп, удивительно гармонично вписывается в интерьеры типичного жилого дома горожан конца XIX века. В праздничном оформлении внутренних помещений работники музея постарались воссоздать как можно больше традиционных элементов Рождества, одним из которых является ангел. Образу этого светлого создания отведена экспозиция из сувениров, переданных для выставки жителями города. Юлия Макина любезно предоставила собственную коллекцию крупных крылатых статуэток.
Следующая экспозиция выставки рассказывает о более глубоких народных святочных традициях, имеющих языческие корни. Праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и воспринимались как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. В старину на Руси эти зимние события были связаны с прославлением рождества Коляды – ипостаси Даждьбога. Главное торжество приходилось на 21 декабря и продолжалось три недели. Этот месяц имел название Колядень, и в течение него по улицам ходили колядники, которые за угощения исполняли колядки – песни с пожеланиями благополучия и процветания. Языческие святки отмечались радостно, со множеством магических ритуалов. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания об урожае на весь год и разнообразные гадания. Веселье и культовые действия помогали пережить тёмные и холодные зимние дни. После принятия христианства языческие традиции постепенно вытеснились. Однако многие элементы древних святок сохранились и стали частью уже христианского Рождества и Святок, а также празднования Нового года.
По современному календарю начало Святок приходится на Рождественский сочельник 6 января, а конец на Крещение 19 января. Рождество – главнейший христианский праздник. В первые три века христианства, когда гонения ограничивали свободу христианских богослужений, в некоторых восточных церквях праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявление. Позже праздники Рождества и Крещения были разделены периодом в двенадцать дней, но объединены общей идеей Богоявления. В Русской православной церкви данный период получил название Святок – святых дней. На период Святок издревле приходилось время свадеб и сватовства, народных гуляний, пиров и колядований, прославляющих новорождённого Христа. Несмотря на то, что Православная церковь считает ритуалы с предсказаниями языческими забавами, гадания и игрища с переодеванием в дни Святок были и остаются очень популярными.
Так как экскурсия является интерактивной, посетители имеют возможность принять участие в гаданиях с зеркалом и валенками.
Заканчивается экскурсия в столовой, где обычный для этой экспозиции стол дополнен рождественскими элементами. Здесь можно узнать о традициях Рождественского поста, который продолжается до полуночи сочельника, и пище, которая была на столах кирилловчан в честь Рождества Христова. В православных церквях византийской традиции Рождественский пост является одним из четырёх многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества. Соблюдается он с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) включительно и завершается праздником Рождества Христова.
После 12 часов ночи на столе появлялись гусь или утка, кутья и традиционные вологодские козули. Ржаная козуля – это обрядовое печенье, которое издавна выпекали жители Вологодской области. Выпекали его в виде рогатых животных – козлика, коровы, барана, лося, или в виде птички-матушки с детками на спинке. Козули имели символический смысл. Например, выпекали фигурку коровки, называли её по имени домашней коровы и ставили в избе, чтобы корова всегда возвращалась домой. Некоторые фигурки символизировали плодородие, другие помогали привлечь здоровье, благополучие и удачу в делах. Фигурку лося могли подарить мужчине-охотнику, чтобы он всегда приносил добычу. Козуля часто становилась подарком колядующим, использовали её и для святочных гаданий. Чтобы испечь козули, берётся холодная вода – она должна быть или колодезная, или родниковая – и ржаная мука. Добавляется льняное масло и немного соли. Замешивается крутое тесто, из которого в дальнейшем и пекутся фигурки. Считается, что теста на фигурку нужно брать столько, сколько влезает в кулак. Ставить фигурки нужно в негорячую духовку и запекать до золотистого цвета. Готовые фигурки можно окунуть в горячую воду с сахаром, тогда они будут блестеть. Хранятся козули долго, не плесневеют и не трескаются.
Частым гостем на праздновании Рождества был поросёнок, приготовленный по семейным рецептам. Анна Николаевна Репина, заведующая Музеем истории города и района, рассказала о том, что есть предание, согласно которому при рождении Христа звери радовались и старались обогреть младенца, а вот свинья фыркала и была недовольна причинёнными ей неудобствами. В наказание недовольной хрюшке пришлось стать главным блюдом праздничного стола.
Необходимо отметить, что вся экскурсия «От Рождества до Крещения» направлена на нравственное воспитание детей, на привитие традиционных народных и православных традиций. Доступна для посещения она будет до 20 января.
В XXI веке святочные традиции существенно трансформировались. Но неизменным остаётся ожидание рождественского чуда, святочные гуляния и крещенские морозы…
Галина УЛЬЯНОВА
Фото автора

 

нижний банер