Районная газета.
Все новости Кирилловского района

г. Кириллов

10 Февраль, 2018

Исследовательские работы порадовали своей новизной

 

27 января на базе Кирилловской средней школы прошёл районный этап краеведческой конференции «Мир через культуру».

Открывая конференцию, заместитель руководителя администрации Кирилловского района Владимир Иванович Николаев подчеркнул, что все мы живём в открытом информационном обществе, где нет дефицита в доступе к разным источникам информации. Дети при написании своих творческих работ используют разнообразные методы: от поиска материалов в архивах до общения с местными жителями – живыми носителями нашей истории. У юных исследователей была уникальная возможность почувствовать, как конкретный человек относится к своему прошлому, к тому, что происходит в современном мире, а также через осмысление, переработку информации сформировать своё личное отношение к объекту изучения.
Краеведческая исследовательская деятельность является привлекательной для детей разных возрастов, именно поэтому в интеллектуальном состязании приняли участие обучающиеся с пятого по десятый класс всех без исключения школ района. В этом году 24 школьника представили на суд жюри 20 творческих работ.
Защита проектов проходила в четырёх секциях по шести направлениям: «Летопись родных мест», «Живое прошлое» (историческое краеведение); «Народная мудрость» (фольклор и этнография); «Судьба России в судьбах земляков» (археография); «Умное землеведение» (агротехника, защита растений), «Земля и люди» (география, экология человека и населённых пунктов).
Все работы, представленные на конференцию «Мир через культуру», были по-своему интересны, в каждой чувствовался большой исследовательский труд, а самое главное, что все участники проявили заинтересованность в выбранных темах исследований, поэтому эта заинтересованность передавалась и слушающим.
В секции «Судьба России в судьбах земляков» были представлены следующие работы: «Он дошёл до Берлина» Максима Тесленко из Талицкой школы, «Материнская слава моей бабушки» Алёны Садовниковой и «Моя бабушка – моя гордость» Олеси Евсичеевой из Вогнемской школы, «Роль женщины в семье (на примере Фаины Ивановны Лисовой)» Валерии Копосовой и Арины Прохоровой из Николоторжской школы, а также исследование «Воинский путь Якова Михайлова», подготовленное Валерией Першиной и Эдуардом Смирновым из Кирилловской школы, занявшее первое место.
Валерия и Эдуард рассказали, что поводом для изучения данной темы послужила заметка в архиве работ обучающихся школы о форсировании Днепра. Главной задачей их исследования стал поиск информации о Якове Михайлове и характеристика его воинского пути в годы Великой Отечественной войны. Для написания своего труда ребята исследовали материалы в архивах Кирилловского района, Кирилло-Белозерского музея-заповедника, связались с районным комиссариатом, центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, средней школой № 23 города Архангельска, Днепропетровским поисковым отрядом, Днепропетровским областным центром по охране историко-культурных ценностей.
В своей исследовательской работе Валерия и Эдуард проследили жизненный путь Якова Михайлова от рождения в 1922 году в деревне Сигово, ныне расположенной в Ферапонтовском сельском поселении, учёбы в Архангельске и поступления в ряды Красной армии до участия в боевых действиях в Великую Отечественную войну. В видеопрезентации они продемонстрировали фотокопии найденных в архивах документов, касающихся жизни героя, карты боёв, в которых он участвовал, а также зачитали воспоминания очевидцев боевых подвигов Якова и информацию из журналов боевых действий. Отдельно остановились ребята на исторической справке о некоторых важных стратегических боях Великой Отечественной войны, особенно о битве за Днепр, в которой 26 сентября 1943 года Яков Михайлов героически погиб. В исследовании содержится запись из наградного листа: «Гвардии младший лейтенант Яков Степанович Михайлов, участник десантной переправы на правый берег реки Днепр, погиб смертью храбрых и был посмертно награждён правительственной наградой – орденом Отечественной войны II степени».
В ходе написания работы было выяснено, что Яков Михайлов, погибший в 21 год, в Книге памяти значится как без вести пропавший, а в похоронке – как погибший. Поэтому следующей задачей, которую поставили перед собой Валерия и Эдуард, стало увековечивание имени погибшего героя на одной из мемориальных досок в месте захоронения его однополчан, а также поиск новой информации о людях, знавших Якова Михайлова, и фотографий с ним. Таким образом, ребята не намерены ставить точку в исследовании, а планируют его продолжить под научным руководством Анны Владимировны Архиповой.
Председатель жюри секции «Судьба России в судьбах земляков» Ирина Владимировна Романова, подводя итог выступлениям, отметила, что все участники подготовили для защиты своих работ презентации, проявили большую заинтересованность в выбранных исследованиях, два из которых были обращены к Великой Отечественной войне, ещё два посвящены изучению родословных, а также была затронута тема традиционных ценностей воспитания в семье.
В направлении «Умное землеведение» четвёртой секции были представлены две исследовательские работы: «Использование семенного размножения пеларгонии зональной для озеленения школы», подготовленная Маргаритой Пановой из Вогнемской школы, и «Влияние защитного покрытия ARBO-FLEX на рост и развитие саженцев лип», выполненная Наталией Тороповой из Ферапонтовской школы. В направлении «Земля и люди» этой же секции выступили Андрей Ларионов из Алёшинской школы с работой «Измерение уровня шума в жилом помещении» и Данил Герасимов, Яна Чикинова, Дарья Шалыгина из Николоторжской школы с работой «Какую воду мы пьём? Исследование качества воды». Жюри признало лучшим исследование Наталии Тороповой (научный руководитель Надежда Николаевна Архипова).
Член жюри этой секции Татьяна Юрьевна Пенюгалова подчеркнула, что практически каждый из представленных ребячьих трудов может иметь практическое применение, а работы по исследованию качества воды, например, можно продолжить изучением качества почвы, и тогда со временем это станет полноценным и объёмным научным трудом. Главное – не останавливаться на достигнутом. Особенно Татьяна Юрьевна отметила работу «Влияние защитного покрытия ARBO-FLEX на рост и развитие саженцев лип», потому что нанесённое на липы в ферапонтовской аллее покрытие рассчитано на пять лет и есть возможность продолжить эти исследования во взаимосвязи с Русским географическим обществом, которое будет продолжать спонсировать эти мероприятия и оказывать информационную поддержку. А опираясь на полученные результаты, можно будет рекомендовать применение этого грунта в садах, огородах, парковых зонах школ района.
В секции «Народная мудрость» на суд жюри было вынесено четыре работы: «Кирилловское ручное ремесло – в прошлом и настоящем (сапожное производство)» Миланы Милавиной из Кирилловской школы, «Смолокурение» Анастасии Гудковой из Талицкой школы, «Валенки, валенки…» Валентины Ивановой вновь из Талицкой школы и «Образ русской печи и её значение в жизни русского народа» Арины Антоновой из Чарозерской школы.
Например, в исследовании о русской печи была представлена информация об истории создания печей, разнообразии их видов и форм, особенностях работы мастеров печных дел, использовании печей на Руси, в том числе для лечения от хворей, правилах укладки дров для их топки и многом другом. Члены жюри отметили то, что этой работе присуща научная новизна и автор планирует продолжить исследование и дальше. Основной целью, которую поставила для себя Арина, было изучение образа русской печи в сознании и жизни русского народа. Ознакомившись с необходимой литературой, она пришла к выводу, что некоторые примеры укладки русских печей, их положение в русском доме сохранились и поныне. В дальнейшем она планирует продолжить исследование по данной теме, а именно: изучить разные виды печей, используемых в современное время, узнать о печниках, которые работали на территории Чарозерского поселения.
Члены жюри также отметили интересное и неожиданное раскрытие темы о промысле добычи смолы – смолокурении.
Лучшей в этой секции была признана работа Миланы Милавиной о сапожном производстве, выполненная под научным руководством Елены Николаевны Медовиковой.
Марина Анатольевна Николаева, председатель жюри этой секции, подытожила, что все выступления интересны своей необычностью, новизной, ребята выступили достойно и были очень артистичны. Она пожелала им не оставлять научной деятельности, а продолжать добиваться в ней новых результатов, которые непременно будут, если приложить старания, ведь исследование – это творческий процесс, благодаря которому человек расширяет свой кругозор, узнаёт много нового.
В секции исторического краеведения, включающей в себя два направления, было наибольшее число выступающих. В номинации «Летопись родных мест» Есения Веселова из Кирилловской школы, занявшая первое место в данном направлении (научный руководитель Ольга Анатольевна Веселова), рассказала о вогнемской лесопромысловой артели; Кристина Исаева из Талицкой школы – об истории талицких хуторов; с работой «Из истории дома Мороновых» выступил Дмитрий Рыкунов из Горицкой школы; своё исследование «Местечко Топорня: история происхождения названия» защитил Дмитрий Пенюгалов из Алёшинской школы.
В номинации «Живое прошлое» лучшей была признана работа Анастасии Кряжевой из Кирилловской школы «Воскресная школа как центр православного просвещения» (научный руководитель Ольга Анатольевна Веселова). Целью её исследования стало изучение деятельности воскресных школ со второй половины XIX века до начала XXI века как центра православного просвещения, а основной задачей – анализ действующих на территории Кирилловского уезда воскресных школ, сравнение их работы и выводы по данной теме. Анастасия предоставила информацию об истории возникновения воскресных школ, развитии их на территории Кирилловского уезда: в 1900–1901 учебном году в Кирилловском уезде насчитывалось три воскресных школы: Цыпинская, Вещезерская Христо-Рождественская и Талицкая Петропавловская. Автор подробно остановилась на деятельности воскресной школы при Кирилло-Белозерском мужском монастыре, которая была открыта в 2007 году.
В результате исследования Анастасия пришла к выводу, что деятельность воскресных школ имеет важное значение в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения в условиях современного общества. По её мнению, на сегодняшний день воскресная школа является наиболее распространённой школой христианского воспитания, и сейчас на территории Российской Федерации открыто более десяти тысяч этих православных учебных заведений. Также Анастасия высказала мнение, что воскресные школы XIX века и современные заметно отличаются друг от друга, и если в XIX веке они носили больше образовательный характер, нежели воспитательный, то в настоящее время решают задачу духовного просвещения детей.
В данной секции были представлены и другие интересные работы: Валерии Пономарёвой из Вогнемской школы «Жизненный путь иеромонаха Тихона (Зорина)» и «Добра связующая нить… Наследие купцов Вальковых» Олеси Емеличевой из Николоторжской школы.
Председатель жюри секции исторического краеведения Ольга Геннадьевна Кузьмичёва отметила, что в этом году все выступающие защитили свои исследовательские труды достойно, кроме того, работы были прекрасно оформлены.
Подводя итоги районной конференции «Мир через культуру», следует отметить хороший уровень подготовки участников, что является большой заслугой не только ребят, но и педагогов, руководителей научных работ в различных областях краеведения. Важно, что они смогли заинтересовать юношей и девушек историей нашей малой родины, Кирилловского края, а значит, и частичкой нашей большой многонациональной страны.
Желаем дальнейших успехов юным исследователям, а также удачи в поисках новой информации.
Отметим, что по завершении конференции многие заслушанные работы, выделенные компетентным жюри, рекомендованы для участия в Кирилловских чтениях, а также в областных краеведческих мероприятиях, среди которых: олимпиада «Мир через культуру» и конференция «Первые шаги в науку».

 

 

нижний банер