Районная газета.
Все новости Кирилловского района

г. Кириллов

12 Май, 2018

С юбилеем, народный театр! Браво вам, режиссёры и актёры!

 

У Кирилловского народного театра удивительна история, но об этом чуть позже. А начнём с того, что 24 апреля современная труппа этого театра на сцене Центра культурного развития отметила полувековой юбилей присвоения ему звания народного и пятнадцатилетие своего возрождения спектаклем «Бальзаминовы страдания» по мотивам произведений Александра Островского.

 

– От всех болезней духа или сердца на свете есть совсем другие средства. Особенно советую театр. Он вам рецептов множество предложит и если не излечит, то поможет, как старый добрый мудрый психиатр! Дорогие друзья! У нас с вами сегодня замечательный вечер: вы пришли сразу на двойной юбилей. Празднуется не только пятидесятилетие со дня получения театром звания народного: так случилось, что ровно в этот день пятнадцать лет назад состоялось возрождение нашего театра. 24 апреля 2003 года под руководством Людмилы Васильевны Алёшиной был поставлен спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». С днём рождения нас! А сейчас мы начинаем наш спектакль! – взволнованно провозгласила режиссёр Людмила Грот, и все зрители мигом перенеслись на два века назад.
Картинки их жизни московских обывателей XIX столетия хорошо знакомы многим по фильму советских времён «Женитьба Бальзаминова». Но когда на кирилловской сцене тот же самый сюжет разыгрывают хорошо знакомые люди, воспринимаешь его совсем по-иному. Тем более что в юбилейный день самодеятельные артисты старались от всей души, они не просто играли на самой высокой ноте, они всем сердцем проживали свои образы. И это делало спектакль живым и интересным, он смотрелся буквально на одном дыхании.
В спектакле приняли участие Любовь Горева, Нина Гиря, Валентина Шашмурина, Наталья и Татьяна Бокины, Василий Медведев, Игорь Демидов, Юлия Кузнецова, Наталья Сухарева, Артём Чудинов, Никита Ананьев, Савелий Кузнецов, Полина Березина, Михаил Староверов, Анна Круглова, Евгений Кенсаверов, Эльвира Голованова.
Зрителей в зале собралось немного, видимо, сказались будний день, весенняя эпидемия простуды и то, что совсем недавно спектакль уже претерпел двухдневный прогон на зрителя, ведь город у нас не так велик. Не все из приглашённых смогли приехать на юбилей, и тому тоже есть немало оправданий. Но зато присутствовала в зале художественный руководитель областного театра-студии «Сонет» Людмила Васильевна Алёшина, пятнадцать лет назад как вдохновитель и режиссёр возродившая Кирилловский народный театр если не из пепла, то, во всяком случае, почти из небытия. Трудное становление его происходило на наших глазах. Показательно, что, осуществив свою мечту о переезде в Вологду, Людмила Васильевна не бросила своё детище на произвол судьбы, она бережно передала его в надёжные руки коллеги Евгении Андреевны Боровиковой, а потом своих учеников Василия и Людмилы Грот, и все эти годы поддерживала их как могла.
Василий Михайлович и Людмила Геннадьевна полностью оправдали доверие своего наставника. Они не уронили поставленной перед ними высокой планки, уверенно, порой мучительно, но упорно несут этот высокий возложенный на них крест – сохранять театральное движение в нашем городе. И это очень важно, потому что до них эта задача удавалось далеко не многим.
После спектакля слово взял главный режиссёр народного театра Василий Грот. Он начал свой монолог с красивых стихов Нины Васиной, наполненных глубоким философским смыслом:
Сцену нельзя топтать каблуками,
По сцене, маленькой
или большой,
Можно ступать лишь
босыми ногами
И с абсолютно открытой душой.
Сцена – ты остров в бушующем
море,
Щедрый оазис с прохладной
водой.
С сердцем, распахнутым
в радость и в горе,
Я прихожу на свиданье с тобой
За исцеленьем души,
за спасеньем
От суеты набегающих дней,
Чтобы любви и надежды
мгновенья
Не исчезали из жизни моей.
– Мы с вами сегодня поговорим о малом – о нашем маленьком народном театре, – затем предложил он. – Годами мы ходим мимо красного кирпичного здания в центре. Наверное, не все знают, что оно было построено в 1916 году, очень мало кто знает, почему этот дом стал называться Народным домом с 1918 года, и, наверное, единицы знают, что зал в нём назывался залом театра. Уже в сентябре 18-го года в местной газете «Известия» Кирилловского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов публиковали объявления о постановках. Современники вспоминали: «Труппа Кирилловского театра насчитывала более тридцати человек. Играли учителя, работники учреждений, ставили серьёзные вещи: «Платон Кречет», «Без вины виноватые» и многое другое. В 1918 году были поставлены отрывки из «Фауста». Зрители видели в роли доктора Фауста врача-хирурга земской больницы. Он появлялся на сцене в гриме и в чёрном плаще в сопровождении вспышки света. Был поставлен спектакль «Раскинулось море широко» с элементами оперетты. Играли во все времена – и в трудные, и в спокойные, и во время войны, и в дни мира. Театр имел настолько важное значение в жизни города, что улицу Гостинодворскую на какой-то период времени переименовали в Театральную».
Вслед за Василием Михайловичем участники юбилейного вечера проследили весь тернистый путь Кирилловского народного театра. Вспомнили заслуги талантливого режиссёра Ивана Тимофеевича Андреева, при котором театру как раз и было присвоено звание народного, подхватившую режиссёрскую эстафету из его рук заведующую постановочной частью Анну Васильевну Воронину, бесконечно преданную душой и телом делу театра, и все спектакли, гремевшие на всю область в те годы: «Барабанщицу», «Звонок в пустую квартиру», знаменитую «Соловьиную ночь» и другие. А несколько подготовленных видеороликов возвращали нас в те годы с помощью чудом сохранившихся фотографий. У районного Дома культуры в своё время был огромный архив, но не зря говорят, что три раза переехать – всё равно что один раз сгореть, к сожалению, большинство альбомов, отражающих культурную жизнь тех лет, не сохранилось. Вспомнили режиссёра народного театра 80-х годов Владимира Чумакова и его спектакль «Последний срок» по пьесе Валентина Пикуля «Прощание с Матёрой», поаплодировали Александру Николаевичу Рукину, который не теряет связь с театром с 1972 года: и сам иногда, тряхнув стариной, участвует в спектаклях, и следит, как продолжают его традиции дочь Наталья и внучка Татьяна. С гордостью, благодарностью и болью вспомнили и тех, кого, к сожалению, уже нет с нами: яркую и артистичную Ольгу Ивановну Андрееву, скромную и интеллигентную Татьяну Владимировну Цветкову, ушедшего из жизни в этом году Анатолия Васильевича Назарова. «Как больно сознавать, что эти добрые, мудрые, талантливые люди не успели многого сделать, не успели сыграть, возможно, свои самые лучшие роли», – со скорбным сожалением заметил Василий Михайлович.
А потом воспоминания плавно перешли к истории народного театра в XXI веке: за последние пятнадцать лет его силами поставлено множество современных и классических спектаклей. Восемь лет народный театр пестовала Людмила Васильевна Алёшина, после чего передала бразды правления своей преемнице и коллеге – Евгении Андреевне Боровиковой. Но десятый театральный сезон в Кириллове был уже доверен новому режиссёру – Василию Михайловичу Гроту. С годами менялся состав труппы: многие его птенцы, оперившись, выпорхнули из родного гнезда и успешно занимаются своим творчеством, но основной костяк сохранился и остался верен своему театру. Одним из его участников был, оказывается, и глава района Сергей Усов. Поднявшись на сцену, он говорил об этом с ноткой ностальгии в голосе:
– Всегда вспоминаю с высоким и нежным чувством, как тринадцать лет назад, в 2005 году, под руководством Людмилы Васильевны играл на сцене роль Германа в пьесе Арбузова «Таня». Никогда не стесняюсь своего участия в народном театре, а всегда с гордостью говорю об этом. Театр оставил в моей душе приятный и полезный след, он внёс важную лепту в моё дальнейшее развитие. Я благодарю Бога, что встретил на своём пути такого человека, как Людмила Васильевна, которая многому меня научила, – признался Сергей Васильевич.
Глава района тепло поблагодарил Людмилу Васильевну Алёшину и супругов Грот за их творческий подвиг, за развитие театрального искусства в городе и области. Людмиле Васильевне он поклонился в пояс и подарил букет цветов. Супругам Грот Сергей Васильевич вручил благодарственные письма главы района, а в их лице коллективу театра – поздравительный адрес, благодарственное письмо и денежный сертификат на приобретение театрального реквизита. Все эти известия были встречены шквалом радостных голосов и дружных аплодисментов.
Вместе с Сергеем Васильевичем в те же годы играла на сцене народного театра и председатель комитета Представительного собрания района Наталья Новожилова. Наталья Александровна тоже с высоким настроем вспомнила те времена, сказала много приветливых слов в адрес Людмилы Васильевны и вручила ей цветы.
– Горжусь, что живу в Кириллове среди таких талантливых людей. Творческих всем успехов, личного счастья и здоровья, – сказала она в заключение.
А Людмила Васильевна в свою очередь подарила коллективу театра сову-копилку:
– Я выбрала такой подарок не случайно, – с лукавой улыбкой пояснила она. – Во-первых, сова – это символ мудрости. Я дарю её вам от всей своей души, от всего сердца, от своего разума. А вот эта щёлочка сверху – это для публики, для ваших спонсоров. Пусть они не скупятся на костюмы, на декорации, на реквизит.
На этом поток поздравлений и наград не закончился. Со словами благодарности обратилась к коллективу народного театра заведующий отделом культуры Алла Малафеева. Алла Александровна вручила благодарности от отдела культуры активистам народного театра Василию Медведеву, Наталье Бокиной, Нине Гире, Сергею Исакову, Игорю Демидову.
От имени руководства Центра культурного развития виновников торжества поздравила художественный руководитель Евгения Карпичева. Благодарности от руководства Центра она вручила Наталье Сухаревой, Юлии Кузнецовой, Любови Горевой, Валентине Шашмуриной, Екатерине Бокиной, Георгию Кузнецову, Оксане Кузнецовой, Ирине Алексеевой.
В слегка притворном, сбивчиво-взволнованном видеообращении поздравил друзей и коллег с юбилеем бывший студент училища культуры и участник народного театра, а ныне актёр одной из московских театральных студий Артём Шевченко, который, по его признанию, энергетически, морально, физически и даже чуточку материально душой всегда с ними. И завершила цикл поздравлений также бывшая студентка училища культуры, лучшая ученица, правая рука Людмилы Васильевны Алёшиной и участница народного театра в те годы, а ныне педагог, режиссёр и актриса театра-студии «Сонет» Ольга Бороздина. Ольга Сергеевна тоже сказала много добрых слов в адрес руководителей народного театра и Людмилы Васильевны, разволновалась, вспомнив своё участие в этом коллективе, и вручила им цветы. Она похвалила участников спектакля за талантливое исполнение своих ролей, особо отметив Любовь Гореву в роли старухи-приживалки и наградив её за это розой.
– Я только сейчас поняла, в какие хорошие руки попал народный театр и как он держит всех нас, – искренне сказала она. – Куда бы мы ни уехали, чем бы мы ни занимались – наша душа по-прежнему остаётся здесь.
– Кириллову необычайно повезло, что на его земле поселились такие замечательные энтузиасты, как Василий Михайлович и Людмила Геннадьевна, – поддержала её слова Людмила Васильевна Алёшина. – Верю, что дело, которое мы вместе начали, будет жить и дальше благодаря этим великим людям. Здоровья всем, успехов, позитива и побольше благодарных зрителей.
– Спасибо всем за столь высокую оценку нашего труда, – растроганно подвёл итог юбилейного вечера Василий Грот. – Благодарю всех актёров, кто играл пятнадцать лет назад, десять лет назад, кто играет сейчас. Без вас не будет театра. Можно сделать красивые декорации, достать любую ткань, любой реквизит, но если рядом с ними на сцене не будет актёров – не будет и спектакля. Браво вам, актёры, и спасибо! Низкий вам поклон!

 

нижний банер