Районная газета.
Все новости Кирилловского района

г. Кириллов

26 Декабрь, 2018

Казаки по роду или по духу?

 

На страничке районной газеты в социальной сети «ВКонтакте» читатель задал вопрос: «Откуда вообще появилось казачество на Северо-Западе России? Я родом с юга, и мне самому интересно узнать, каким образом это произошло. Только вот не хочется слышать байки про переселения, ссылки и прочее».
За ответом мы обратились к атаману Кирилловского станичного казачьего общества подъесаулу Валерию Фёдоровичу Бунтякову. Публикуем его ответ:
«Казачество – феномен в мировой истории, присущий только России. В переводе с тюркских языков казак – вольный человек, общетюркское слово «азат» переводится как свобода.
Издревле казаки охраняли рубежи России, являясь её щитом. Они были также первопроходцами Сибири и Дальнего Востока, открыли самую северную точку России – мыс Дежнёва, первыми посетили Китай в начале XVII века в качестве посольства России.
Братья Строгановы, жившие в 90 километрах от Великого Устюга, в Сольвычегодске, финансировали проект Ермака при покорении им Сибири. В народном сознании легендарный покоритель Сибири – казачий атаман Ермак Тимофеевич – стал в один ряд с былинными богатырями, сделавшись не только выдающейся личностью, оставившей свой след в истории России, но и символом её славного героического прошлого. Он положил начало освоению бескрайних просторов, простиравшихся за Каменным поясом – Великим Уральским хребтом. Григорий Строганов с братом Яковом, по примеру отца, нажившего громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом, задумал завести соляные варницы в большом размере в новом краю, заселить его, завести хлебопашество и торговлю. Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но и давал им большие льготы. Строгоновы жили между Вологодской и Архангельской областями, относящимися к современному Северо-Западу России.
Казачество было многонациональным, в него входили калмыки, башкиры, осетины и другие народности. После 1917 года казачество пережило геноцид, цвет его ушёл в эмиграцию. Люди Севера России были знакомы с казаками, совершавшими паломничество в Северную Фиваиду – Кирилло-Белозерский монастырь, Соловки, Валаам. По духу люди Севера России были свободолюбивы, так как не знали монголо-татарского ига. Их менталитет был сродни казачьему. Когда в перестроечное и постперестроечное время в России начало возрождаться казачество, реалии оказались таковыми, что природных, родовых казаков в регионах Дона, Кубани, Терека и других осталось очень мало. Казачество из закрытой когда-то общности стало доступным для всех, у кого в характере независимость, удаль, желание служить России. Казачьи общины появились по всей России. В них поступают люди, желающие защищать интересы России, её независимость. Казаки участвуют в патриотическом воспитании молодёжи, в возрождении лучших традиций. Государство всячески поддерживает их цели.
В современной России казак – это казак не столько по роду, сколько по духу.
Все насмешки по поводу появления казаков в «неказачьих регионах», а в частности на Северо-Западе, – это элементарная безграмотность и незнание истории России».
Подготовила Мария Голубева

 

нижний банер