Районная газета.
Все новости Кирилловского района

г. Кириллов

25 Ноябрь, 2017

По закону договор ОСАГО должен заключаться без «довесков»!

 

В редакцию газеты «Новая жизнь» участились жалобы, что страховые компании при получении полиса ОСАГО навязывают автовладельцам ряд сопутствующих услуг, к примеру, дополнительное страхование автогражданской ответственности или страхование жизни, а в некоторых случаях и вообще отказывают в его получении.

Наши читатели сообщают, что некоторые страховые компании, чьи филиалы офисов имеются в Кириллове, отвечают отказом гражданам на оформление страхового полиса ОСАГО, если они не хотят заключать дополнительный договор страхования жизни и здоровья. Автовладельцы – в большинстве своём люди грамотные и чётко понимают, что такое принуждение неправомерно, но сделать ничего не могут. Потому что без страховки, если она не оформлена или закончилась, садиться за руль нельзя. А страховые компании ищут в этой ситуации свою выгоду и ставят автовладельцев перед жёстким выбором. Можно переплатить страховой компании за навязанные услуги и сберечь нервы, время и силы, но зато сразу получить желанную страховку или долгое время отстаивать свои права и принципы, отказавшись от дополнительной услуги. Такая ситуация очень на руку страхователям, которые понимают, что на второй вариант мало кто в здравом уме согласится – людям проще переплатить и быстро решить проблему.
Большинство так и поступают: костя на чём свет стоит все полисы, страховки, а заодно и страховых агентов, они покупают-таки дополнительные услуги, хотя это им обходится в серьёзную копеечку. И при этом даже не думают о подаче заявления в правоохранительные органы с целью защиты своих законных прав. Почему так происходит? Все очень просто: когда у вас кончилась страховка, а вы постоянно за рулём, вы думаете только о том, что теперь пользоваться автомобилем нельзя, и о том, как поскорее сделать так, чтобы было можно. Потому что насколь долго могут затянуться тяжбы и разборки со страховыми компаниями, неизвестно, а автомобиль всегда нужен здесь и сейчас.
Я задалась целью узнать: реально ли в Кириллове получить полис ОСАГО, но при этом отказаться от страхования жизни? Как удалось выяснить, ситуация складывается не самым простым образом. Директор операционного офиса в г. Кириллове компании «Ингосстрах» и её сотрудники заверили меня, что при оформлении полиса ОСАГО они никогда и никого не обязывали выкладывать нехилые денежки за дополнительные услуги. Но оговорились, что они в основном работают с пролонгированными клиентами, то есть с теми, кто обращается к ним уже не в первый раз, и не страхуют автомобили старше 2008 года.
Знакомые автовладельцы сообщили мне, что в Кирилловском отделении Череповецкого филиала АО «СОГАЗ» они получали отказ в оформлении полиса ОСАГО без дополнительной услуги. Сомневаюсь, что руководство фирмы «СОГАЗ» не знает, что это является нарушением закона и что насильное принуждение к получению дополнительной услуги должно наказываться немалым штрафом. Получается, что оно сознательно подставляет своего страхового агента. Согласитесь, дорогие читатели, на деле так оно и есть: все шишки и пинки принимает на себя страховой агент, а руководители фирмы – хорошо устроились! Узнав номер телефона одного из сотрудников Череповецкого АО «Согаз», я позвонила по нему. Любезная секретарша соединила меня с начальником отдела регионального развития Череповецкого АО «Согаз». Мой собеседник на том конце провода был вежлив, корректен, но немногословен, заявив, что лично он не уполномочен обсуждать такие проблемы, и попросил меня обратиться к пресс-службе фирмы «Согаз». Очередная услужливая секретарша пообещала меня соединить с кем-либо из сотрудников пресс-службы, но те, после того как я озвучила суть вопроса, отказались общаться напрямую, сославшись на большую занятость, а вопрос предложили переслать по электронной почте, что я и сделала неотложно.
Кстати, клиенты, ожидавшие своей очереди в отделении «Согаз», когда я стала беседовать с ними на эту тему, горячо попросили меня довести это дело до конца, чтобы покончить с незаконными поборами.
– Если вашей газете это удастся, было бы очень здорово, а то они нас достали уже, – сказала одна из женщин.
В страховой отдел ООО «Росгосстрах» я не пошла, решила ограничиться телефонным звонком, тем более что от многих знакомых и незнакомых уже слышала, что там тоже постоянно обязывают клиентов вместе с полисом ОСАГО оформлять дополнительные страховые услуги, а в случае несогласия отказывают в страховании авто, находя для этого псевдоуважительные причины.
На мой звонок ответила одна из сотрудниц «Росгосстраха», не пожелавшая представиться, хотя я ей представилась по всей форме. На мой вопрос, обязывают ли они своих клиентов приобретать дополнительные страховки к полису ОСАГО, она ответила категорическим «нет». Хотелось бы, как говориться, верить, да факты говорят об обратном.
Разъяснение страхового законодательства по ОСАГО даёт прокурор района Борис Сергеевич Головкин:
«Вы обратились в страховую организацию, чтобы застраховать свою гражданскую ответственность как владельца автомобиля (ОСАГО), а страховой агент предложил оформить дополнительную добровольную страховку? Для вас это означает, что сумма, подлежащая уплате, возрастает.
Страховая компания не вправе ставить заключение одного договора под условие заключения другого и таким образом принуждать клиента вступать с ней в договорные отношения. В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается. В силу п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Если страховая организация уклоняется от его заключения, лицо, намеренное заключить договор ОСАГО, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причинённые этим убытки.
Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулирует стоимость услуг страховщика и устанавливает чёткие рамки для договорных отношений между страховыми компаниями и их клиентами – страхователями. Следовательно, страхование автогражданской ответственности является обязательным для владельца транспортного средства и относится к области государственного регулирования. Добровольное же страхование отдельным законом не регулируется, оно осуществляется на основании добровольно заключённого договора страхования. Иное рассматривается как понуждение к сделке и является незаконным.
В случае если вы считаете, что страховая организация неправомерно уклоняется или отказала в заключении договора ОСАГО, необходимо получить подтверждение данного факта. Заявление о заключении договора страхования по установленной форме может быть направлено посредством ФГУП «Почта России» на почтовый адрес страховой организации с уведомлением о вручении, что позволит доказать факт его получения. Также отказ в заключении договора ОСАГО может быть зафиксирован иными законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей, позволяющими сделать вывод о факте правонарушения. При наличии доказательств нарушения страхового законодательства вам следует направить жалобу на действия страховщика и имеющиеся доказательства в Центральный банк России. На основании полученной жалобы он в рамках компетенции принимает меры к страховщику в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность должностных лиц за необоснованный отказ страховщика от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.
Дело об административных правонарушениях по данной статье рассматривает Центральный банк России».
Какие из всего этого можно сделать выводы? Данная ситуация противоречит не только Конституции, но и важнейшим принципам законодательства: искусственное навязывание к ОСАГО дополнительных услуг – это недопустимое безобразие. Поэтому всем следует запомнить, что ни одна страховая компания при заключении договора об обязательном страховании гражданской ответственности владельца автотранспорта не вправе в принудительном порядке навязывать ненужные им услуги. И пользоваться «благоприятными» условиями страхования для извлечения собственной
выгоды тоже не имеет права.
Татьяна ПОГОДИНА

 

нижний банер